Дело 2-2971/2012 Решение Именем Российской Федерации 08 июня 2012 года Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Поповой Э.Н., при секретаре Ануфриевой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гопова О.Б. об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, установил: Гопов О.Б. обратился в Центральный районный суд г. Омска с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка. В обоснование требований указал, что в 2005 году приобрел земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером 55636:05 02 07:3005, общей площадью 23 110 кв.м, с разрешенным видом использования - для общественно деловых целей под строение, на котором ранее располагалось строение - трамвайное ДЕПО, впоследствии иных назначений у строения не было. Согласно документам кадастровая стоимость земельного участка составила 3 020 014,80 руб., при этом в кадастровом паспорте стоимость земельного участка указана в размере 3 775 018,50 руб. В процессе рассмотрения Советским районным судом г. Омска гражданского дела по иску ИФНС РФ по Советскому АО г. Омска к Гопову О.Б. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2009-2010 годы ИФНС была представлена информация о кадастровой стоимости земельного участка на 2009-2010 годы, которая составляет 204 833 636,20 руб. Разрешенное использование земельного участка и его кадастровая стоимость были изменены без его уведомления, как собственника земельного участка. Ссылаясь на ст. 66, 24.12, 24.18 Земельного Кодекса РФ, просит признать незаконным действия по определению кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью 23 110 кв.м. в размере 204 833 636,20 руб.; обязать кадастровую палату произвести повторную кадастровую оценку указанного земельного участка. Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены - ГУ по земельным ресурсам Омской области, Управление Росреестра по Омской области, ИФНС России по Советскому АО г. Омска. Заявление рассмотрено в отсутствие заявителя, содержащегося в <данные изъяты>; о месте и времени рассмотрения дела Гопов О.Б. извещен надлежаще (л.д. 128). Представил заявление о рассмотрении дела с участием представителя по доверенности. В судебном заседании представитель заявителя Гопова О.Б., действующая на основании доверенности, Касимова А.А. уточнила требования, ссылаясь на ст. 66 ЗК РФ, просит признать незаконным действия ФБУ «Кадастровая палата по Омской области» по определению кадастровой стоимости земельного участка по адресу: <адрес> в 2009-2010 годах в связи с несоответствием кадастровой стоимости рыночной стоимости земельного участка, которая согласно договору купли-продажи земельного участка от 19 апреля 2005 года составляет 3 020 014,80 руб., обязать заинтересованных лиц произвести повторную оценку кадастровой стоимости спорного земельного участка. Пояснила, что Отчет ФГУП ФКЦ «Земля» об определении кадастровой стоимости земельного участка и постановление Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года № 193-п «О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» применительно к указанию кадастровой стоимости спорного земельного участка не оспаривает. Однако полагает, что установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере 204 833 636,20 руб. значительно превышает рыночную стоимость - 3 775 018,5 руб., что согласно ст. 66 ЗК РФ недопустимо. Просит заявление удовлетворить. Представитель Управления Росреестра по Омской области, действующий на основании доверенности, Аверина А.Д. в судебном заседании заявленные требования не признала. Пояснила, что Управлением не осуществлялись непосредственные действия по определению кадастровой стоимости земельного участка, а лишь организовывалась работа по государственной кадастровой оценке земель в 2007 году на территории г. Омска, определение кадастровой стоимости всех объектов оценки осуществляло ФГУП «ФКЦ «Земля» в лице филиала по Омской области - оценщика по государственному контракту. Управление Роснедвижимости по Омской области внесло сведения о кадастровой стоимости в государственный земельный кадастр на основании постановления Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года № 193-п о внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п и Отчета ФГУП «ФКЦ «Земля» от 27 ноября 2007 года № 05-09/02 «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования г. Омск». Указанный нормативный акт в редакции после ноября 2008 года не признан незаконным. Постановлением Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года № 193-п в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п внесены данные о кадастровой стоимости каждого конкретного земельного участка, в том числе, и участка заявителя. Право собственности у Гопова О.Б. на спорный земельный участок возникло 23 мая 2005 года, прекратилось 30 августа 2007 года по причине отчуждения и вновь возникло с 11 июня 2009 года на основании решения Советского районного суда г. Омска от 29 апреля 2009 года, в связи с чем Гопову ИФНС предъявлены требования о взыскании земельного налога за 2009-2010 годы. Положения п. 3 ст. 66 ЗК РФ в редакции ФЗ от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ и отдельные законодательные акты РФ» не может быть применима в данном случае к спорному периоду, поскольку закон обратной силы не имеет и распространяет свое действие на отношения, возникшие уже после придания ему юридической силы, если иное не установлено в самом законе. Учитывая, что редакция указанной статьи вступила в силу 26 июля 2010 года, она не может распространять свое действие на прошлый период. Положения ФЗ от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» и отдельные законодательные акты РФ» действуют применительно к той кадастровой оценке, договоры на проведение которой закончены позже 26 сентября 2010 года. Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов г. Омска была проведена в 2007 году на основании муниципального контракта от 01 августа 2007 года, то есть задолго до истечения шестидесяти дней после официального опубликования указанного ФЗ. Прежняя редакция п. 3 ст. 66 ЗК РФ, предусматривающая, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости, фактически не действовала, поскольку размер указанного процента и порядок его установления определены не были. Цена земельного участка, указанная в договоре купли-продажи, не может свидетельствовать о рыночной стоимости участка. Новая кадастровая стоимость участка определена с 01 января 2012 года согласно приказу Минимущества Омской области № 36-п от 26 сентября 2011 года в сумме 81 454 593,3 руб. Просит в удовлетворении требований отказать. Представлен письменный отзыв (л.д. 131-132). Представитель ИФНС России по Советскому АО г. Омска, действующая на основании доверенности, Жидкова А.Ю. в судебном заседании полагала, что требования заявителя необоснованны. Пояснила, что Гопов О.Б. в 2009 и 2010 годах являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью 23 110 кв.м. Размер задолженности по земельному налогу за 2009 и 2010 годы рассчитан исходя из кадастровой стоимости в размере 204 833 636,20 руб., представленной в ИФНС кадастровой палатой. Налог за указанные годы заявителем не уплачен. Также пояснила, что с 2007 по 2008 год кадастровая стоимость составляла 45 800 554 руб. Представители ГП Омской области «Омский центр ТиЗ» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещены. Представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен. Представлен отзыв на заявление, в котором указано, что согласно ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков производится государственная кадастровая оценка земель. Согласно постановлениям Правительства РФ от 11 апреля 2006 года № 206, от 30 июня 2010 года № 478 государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр и утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Спорный земельный участок поставлен на учет в Государственном кадастре недвижимости с 31 марта 2005 года, следовательно, он существовал на 01 января года проведения кадастровой оценки (2007 год) и был оценен в соответствии с требованиями законодательства, сведения о его кадастровой стоимости были внесены в государственный кадастр недвижимости. Из материалов дела следует, что земельный участок должен использоваться для общественно-деловых целей под строение. Именно данный вид разрешенного использования содержится в ГКН в полном соответствии с правоустанавливающими документами на участок и установленным порядком ведения государственного кадастра недвижимости. Вид разрешенного использования спорного земельного участка при проведении государственной кадастровой оценки был отнесен к 7 виду, что не оспаривается; кадастровая стоимость в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п на 2009 и 2010 годы составила 204 833 636,20 руб. и была внесена в ГКН. Полагает, что ФБУ «Кадастровая палата по Омской области» не наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости и не могло своими действиями нарушить права заявителя, оснований для изменения сведений в ГКН не имеется. В предварительном судебном заседании представителем ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области заявлено о пропуске заявителем 3х месячного срока дл обращения в суд, так как указанная кадастровая оценка установлена во всяком случае на январь 2009 года, о чем заявителю должно было быть известно из СМИ и из информации ИФНС. Просит в удовлетворении заявления отказать. Представлен письменный отзыв (л.д. 36-37). Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчинённости орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Постановлением Правительства РФ № 316 от 08 апреля 2000 года «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. Названные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории РФ для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке. В соответствии с п. 3 указанных выше Правил (в редакции от 30 сентября 2007 года по 30 июня 2010 года) государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил). Установлено, что первоначально на основании Распоряжения Мэра города Омска 05 апреля 2005 года № 732-р в собственность за плату Гопову О.Б. предоставлен земельный участок, относящийся к категории земель поселений, с кадастровым номером № площадью 23 110 кв.м для общественно-деловых целей под строение (трехэтажный административно-производственный корпус с почтовым адресом: <адрес> в Советском АО г. Омска) (л.д. 63). 07 апреля 2005 года ОГУП «Омский земельный центр» на основании Распоряжения Мэра города Омска 05 апреля 2005 года № 732-р произведен отвод земельного участка на местность; местоположение земельного участка с кадастровым номером № установлено относительно административно-производственного корпуса с почтовым адресом: <адрес> Советском АО г. Омска (л.д. 64). 19 апреля 2005 года между Администрацией г. Омска (продавец) и Гоповым О.Б. (покупатель) заключен договор № купли-продажи земельного участка расположенного по указанному выше адресу, для общественно-деловых целей под строение (л.д. 65-67). На земельном участке находятся нежилые помещения, принадлежащие покупателю на основании свидетельств о государственной регистрации права от 18 ноября 2004 года и от 03 ноября 2004 года. Согласно пункту 2.1 договора и расчету выкупной цены стоимость земельного участка составляет 3 020 014,80 руб. (л.д. 69). Данный земельный участок почтовым адресом: <адрес> передан Гопову О.Б. по акту приема-передачи от 05 мая 2005 года (л.д. 75). Из кадастрового паспорта от 08 апреля 2005 года на указанный земельный участок следует, что нормативная цена земли, рассчитанная на 12 апреля 2005 года, составляет 3 775 018, 50 руб., ставка земельного налога - 16 335 руб. (л.д. 70-74). 23 мая 2005 года Гопову О.Б. на основании указанного договора купли-продажи выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок (л.д. 134). Из материалов дела следует, что с 30 августа 2007 года на основании договора купли-продажи от 28 мая 2007 года собственником спорного земельного участка являлось Д. (л.д. 76); а с 11 июня 2009 года на основании решения Советского районного суда г. Омска от 29 января 2009 года земельный участок с кадастровым номером № вновь перешел в собственность заявителя Гопова О.Б. (л.д. 7 - свидетельство о государственной регистрации права от 11 июня 2009 года 55 АВ 936897). Таким образом, применительно к указанному представителем заявителя периоду, Гопов О.Б. владеет на праве собственности спорным земельным участком с 11 июня 2009 года по настоящее время. Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 18 ноября 2010 года №-р на основании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области от 15 декабря 2010 года № 36/10-10511 (л.д. 45) принадлежащему Гопову О.Б. земельному участку установлен вид разрешенного использования - для общественно-деловых целей под строение, для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (л.д. 41, 42-43), что не оспаривается заявителем. 29 ноября 2010 года на основании Распоряжения департамента имущественных отношений Администрации г. Омска № 9492-о в абзац второй распоряжения департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 18 ноября 2010 года №№ 8596-8654, №№ 8673-8994, от 19 ноября 2010 года №№ 8995-9096, №№ 9112-9335 слово «установить» заменено словом «уточнить» (л.д. 39, 45). Судом установлено, что на основании постановления Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года № 193 « О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», Отчета от 27 ноября 2007 года № 05-09/02 «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования г. Омск», Управлением Роснедвижимости по Омской области 27 декабря 2007 года внесены в государственный земельный кадастр сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 204 833 636,20 руб.(л.д. 102). Отчет ФГУП ФКЦ "Земля" являлся предметом проверки Федерального агентства кадастра объектов недвижимости; отчет и его составляющие показатели прошли проверку на предмет соответствия требованиям Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, в последующем установленные в отчете показатели были представлены на утверждение Правительству Омской области и утверждены постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (в редакции постановления Правительства Омской области N 193-п от 26 ноября 2008 года). При этом постановление Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года № 193-п «О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (действовало до 01 января 2012 года) было опубликовано в СМИ, в частности, в газете Омский вестник от 30 ноября 2008 года, к которой имелся открытый доступ читателей, в связи с чем суд соглашается с ходатайством представителя ФГУ «Кадастровая плата» по Омской области о пропуске заявителем процессуального срока для обращения в суд. Доказательств уважительности пропуска указанного срока заявителем в суд не представлено. Согласно приложению к постановлению Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года № 193-п в нем указана кадастровая стоимость конкретных земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, определенных в 2007 году, согласно которому пункт № 20391 приведенной в приложении таблицы указывает кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 204 833 636,2 руб. (л.д. 104-106). Данная величина на спорный период была отражена в кадастровом паспорте земельного участка (л.д. 102). В судебном заседании представитель заявителя пояснила, что постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» с учетом внесенных в него изменений постановлением Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года № 193-п и Отчет ФГУП ФКЦ «Земля» об определении кадастровой стоимости земельного участка заявитель не оспаривает. Заявляя требования об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, заявитель ссылается на тот факт, что указанная стоимость завышена, так как значительно превышает рыночную оценку земельного участка, которая, по мнению заявителя, установлена договором купли продажи земельного участка № от 19 апреля 2005 года (л.д. 65-67) и составляет 3 020 014,8 руб. Отчета о рыночной стоимости участка заявителем в суд не представлено и, как уже было указано выше, Отчет ФГУП ФКЦ «Земля» об определении кадастровой стоимости земельного участка заявитель не оспаривает. Однако, выкупная стоимость земельного участка (цена договора), указанная сторонами в договоре в 2005 году, не может являться рыночной стоимостью земельного участка применительно к определению индивидуальной оценки рыночной стоимости в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. При этом не может быть принят во внимание довод заявителя со ссылкой на ст. 66 ЗК РФ о равенстве величин рыночной и кадастровой стоимости, так как п. 3 ст. 66 ЗК РФ (в редакции до 26 июля 2010 года) гласил о том, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости лишь в случаях определения его рыночной стоимости. Оснований для применения п. 3 ст. 66 ЗК РФ в новой редакции применительно к правоотношениям, возникшим на основании постановления Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года № 193-п, не имеется. Кроме этого из материалов дела следует, что стоимость земельного участка до 2008 года на основании Указа Губернатора Омской области № 110 от 19 июня 2003 года составляла 45 800 554 руб. (л.д. 126), стоимость спорного земельного участка в размере 3 775 018,5 руб. в качестве кадастровой никогда не указывалась. Установлено, что кадастровая стоимость земельного участка в размере 204 833 636,2 руб. определена до начала налогового периода - 2009 года указанным выше постановлением Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года N 193-п, вступившим в силу по состоянию на 01 января 2009 года, и доведенным до сведения налогоплательщика - заявителя Гопова О.Б. в установленном порядке. Учитывая, что сведения в ГКН о кадастровой стоимости спорного земельного участка были внесены в ГКН в ноябре 2008 года и находились в ГКН в период 2009-2011 годов на основании постановления Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года № 193-п, которое не отменено и не признано незаконным, оснований для изменения кадастровой стоимости суд не усматривает, в связи с чем действия заинтересованных лиц нельзя признать незаконными, оснований для возложения на них обязанности произвести повторную кадастровую оценку земельного участка не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении заявления о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, возложении обязанности произвести повторную кадастровую оценку земельного участка Гопову О.Б. отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Э.Н. Попова