Дело № 2-2708/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 мая 2012 года Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Поповой Э.Н., при секретаре Ануфриевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жихоренко А.А. к Администрации г. Омска, департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании права постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, установил: Жихоренко А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в суд с исковым заявлением о признании отказа Администрации г. Омска в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях незаконным и возложении обязанности принять ее на учет В обоснование иска указано, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. В ноябре 2011 года она обратилась с заявлением в Администрацию г. Омска о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, но 07 декабря 2011 года Администрацией г. Омска вынесено постановление об отказе в принятии на учет со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ. Об отказе ей стало известно 14 февраля 2012 года при получении заверенной копии документа, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте. Указанное решение Администрации г. Омска полагает незаконным, так как намеренно жилищные условия не ухудшала: 20 сентября 2010 года продала принадлежащий ей жилой дом по адресу: <адрес> в связи с необходимостью переезда в квартиру дочери в г. Омск, так как проживать одной в неблагоустроенном доме без посторонней помощи было невозможно. Она является инвалидом № группы, ей необходим соответствующий уход, продажа дома и переезд из села в город вызван преклонным возрастом и невозможностью проживать одной в неблагоустроенном доме. Вырученных денежных средств за продажу дома в сумме 332 000 руб. было недостаточно для приобретения жилья в городе. Просит признать незаконным постановление Администрации города Омска от 07 декабря 2011 года № 1689-п в части отказа в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязать Администрацию города Омска принять ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 07 декабря 2011 года. В судебное заседание истец не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель истца по доверенности Мишуров Д.А. в судебном заседании иск поддержал на изложенных основаниях, уточнил дату принятия на учет - с 16 ноября 2011 года, так как истец указанного числа обратилась с заявлением в Администрацию г.Омска. Сослался на приказ Минздрава РФ от 23 декабря 2009 года № 1013н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", согласно которому критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию второй степени; способности к передвижению второй степени; способности к ориентации второй степени; способности к общению второй степени; способности контролировать свое поведение второй степени; способности к обучению второй степени; способности к трудовой деятельности второй степени. Полагает, что доказательств намеренного ухудшения жилищных условий ответчиком не представлено и не имеется. Просит иск удовлетворить. Представитель Администрации г. Омска и департамента жилищной политики Администрации г. Омска по доверенности Чеснокова М.А. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что истец обратился в Администрацию г. Омска с заявлением о постановке на учет 16 ноября 2011 года. Жихоренко А.А. правомерно отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ. Решение вопроса о том, можно ли рассматривать факт отчуждения дома в Москаленском муниципальном районе Омской области как умышленные действия лица по ухудшению жилищных условий требует оценки фактических обстоятельств дела судом, что не входит в полномочия Администрации г. Омска. Просит в иске отказать. Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что 16 ноября 2011 года Жихоренко А.А. обратилась с заявлением на имя Мэра г. Омска о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 36). Помимо иных документов к заявлению была приложена копия лицевого счета на квартиру <адрес> в г. Омске, согласно которой в однокомнатной квартире общей площадью 38,3 кв.м истец зарегистрирован с 01 сентября 2011 года (л.д. 23). Согласно договору купли-продажи жилого дома от 20 сентября 2010 года истец Жихоренко А.А. продала указанный дом общей площадью 61,2 кв.м З. и Ш. (л.д. 9-11). Постановлением Администрации г. Омска от 07 декабря 2011 года № 1689-п со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ Жихоренко А.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 5). Из письма Департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 08 декабря 2011 г. следует, что заявителю отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ, после продажи указанного дома (л.д. 6). В соответствии со ст. 21 Федерального Закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки, в частности, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Установлено, что Жихоренко А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны Л. (л.д. 7 - справка военного комиссариата). Согласно ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Из материалов дела следует, что Жихоренко А.А., 20 сентября 2010 года продала принадлежащий ей дом <адрес> (л.д. 9-11). При этом установлено, что Жихоренко А.А. в собственность иного жилья не приобрела, что не оспаривается ответчиком. Из материалов дела следует, что после отчуждения указанного дома Жихоренко А.А. зарегистрировалась по постоянному месту жительства в квартире <адрес> в г. Омске, принадлежащей на праве собственности по 1/3 доли каждому: дочери истца - Г. и внукам: П.. (л.д.16-18). В указанной 1-комнатной квартире общей площадью 38,3 кв.м зарегистрированы пять человек: истец, ее дочь Г.., внуки З. и Ш. а также правнучка В.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 23). Факт нуждаемости истца в жилом помещении, в связи с тем, что на истца приходится общей площади менее учетной нормы (15 кв.м), ответчиком в судебном заседании не оспаривается. В судебном заседании установлено, что истец, 1927 года рождения является вдовой участника Великой Отечественной войны, с 2005 года является инвалидом № группы бессрочно (л.д. 35). Таким образом, истец в силу возраста и состояния здоровья нуждается в посторонней помощи. Кроме этого из технического паспорта на ранее занимаемый дом <адрес> следует, что дом является неблагоустроенным: с печным отоплением, без водоснабжения и канализации, с баллонным газоснабжением, что в силу возраста истца фактически лишает ее возможности надлежащего ухода за домом и возможности проживания в нем без посторонней помощи (л.д. 12-15). Кроме того, истец, продав дом 20 сентября 2010 года, обратилась с заявлением о постановке на учет только 16 ноября 2011 года, то есть более, чем через год, что не может свидетельствовать о продаже дома непосредственно с намерением встать на указанный учет. Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что по смыслу статьи 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ осуществляется в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Учитывая вышеизложенные конкретные обстоятельства дела, суд полагает, что факт умышленных действий Жихоренко А.А., которые давали бы основания считать её намеренно ухудшившей свои жилищные условия, в судебном заседании своего подтверждения не нашел. Применительно к конкретным обстоятельствам дела, суд полагает, что отчуждение 20 сентября 2010 года жилого помещения со стороны истца не является препятствием для признания ее нуждающейся в жилом помещении. Доказательств иного ответчиком в порядке ст. 56,57 ГПК РФ в судебное заседание не представлено. В данной связи и поскольку само по себе право истца состоять на учете не оспаривается, суд полагает, что имеются основания для признания незаконным постановления Мэра г. Омска в части отказа истцу в постановке на учет и принятия Жихоренко А.А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с момента обращения, то есть с 16 ноября 2011 года. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд решил: Признать незаконным постановление Администрации города Омска от 07 декабря 2011 года № в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Жихоренко А.А.. Обязать Администрацию города Омска в лице департамента жилищной политики Администрации города Омска принять Жихоренко А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 16 ноября 2011 года. Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Э.Н.Попова