Дело № 2-1498/2012 Р е ш е н и е Именем Российской Федерации 25 мая 2011 года Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Щеглакова Г.Г. при секретаре Новиковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Нугербековой Е.В. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска, Правительству Омской области, Министерству финансов Омской области, Министерству образования Омской области, Департаменту финансов и контроля Администрации города Омска о восстановлении срока для постановки на учет, установил: Нугербекова Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма во внеочередном порядке. В обоснование требований указала, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Ей мать лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. До ДД.ММ.ГГГГ она находилась в детском доме №, вследствие чего получила право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке. ДД.ММ.ГГГГ у нее родился сын Т.Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ дочь - П.Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ - Н.А.К.ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Считает, что после окончания учебного учреждения ответчики обязаны были предоставить ей жилое помещение на условиях договора социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм, вне зависимости от наличия иных лиц данной категории, однако до настоящего времени этого сделано не было. Просит признать указанные действия незаконными и неправомерными, тем самым обязать ответчиков предоставить жилое помещение на условиях социального найма. Впоследствии требования в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила, указав, что в период с 16.02.2007 года по 26.07.2010 года она находилась в местах лишения свободы, в связи с чем, до достижения возраста 23 лет, не реализовала свое право на предоставлении жилого помещения. 11.11.2011 года, проходя перерегистрацию, узнала, что состоит в общем списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а не во внеочередном по категории «дети-сироты». В собственности жилого помещения не имеет. Просит восстановить пропущенный срок для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди по категории «дети-сироты». В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, с учетом характера спорных правоотношений, судом к участию в деле в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Омской области, Правительство Омской области, Министерство образования Омской области, Департамент финансов и контроля Администрации города Омска. В судебном заседании Нугербекова Е.В. исковые требования с учетом уточнений поддержала по изложенным основаниям, просила удовлетворить. Представитель Администрации города Омска и Департамента жилищной политики Администрации города Омска Гончарова Е.Ю., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования Нугербековой Е.В. не признала, пояснив, что истец на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма состоит с ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди в общем списке граждан - №. На момент постановки Нугербековой Е.В. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, действовал Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей. Указанный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Нугербекова Е.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что на момент подачи заявления о постановке на учет ей было более 23 лет, правовых оснований для внеочередного предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма у Администрации города Омска не имеется. Представитель Министерства имущественных отношений Омской области по доверенности Сулейманов К.И. в судебном заседании иск не признал. Пояснил, что Министерство не является распорядителем бюджетных средств, следовательно, не может быть ответчиком по данному делу; выполняет лишь техническую функцию по реализации утвержденного Порядка. Представлен письменный отзыв на иск. Представитель Правительства Омской области в судебном заседании участия не принимал, извещены надлежащим образом. Представлен письменный отзыв на иск, в котором указано, что поскольку главным распорядителем бюджетных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, является Министерство образования Омской области, возложение обязанности по удовлетворению исковых требований на Правительство Омской области, не соответствует требованиям федерального законодательства. Представитель Министерства финансов Омской области в судебном заседании участия не принимал, извещены надлежащим образом. Представлен письменный отзыв на иск, в котором указано, что Министерство не является распорядителем бюджетных средств, применительно к полномочиям, возложенным на Министерство образования Омской области. Представители Министерству образования Омской области, Департамента финансов и контроля Администрации города Омска в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статья 37 действовавшего до 1 марта 2005 года Жилищного Кодекса РСФСР предусматривала предоставление вне очереди жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могли быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. Впоследствии были предусмотрены дополнительные гарантии прав такой категории граждан по обеспечению их жилыми помещениями. В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 22 августа 2004 г.) (далее - Закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из преамбулы и ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Следовательно, гарантируемая такой категории граждан социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна была предоставляться до достижения ими вышеуказанного 23-летнего возраста по месту их жительства при условии принятия на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до истечения указанного возраста. Право на внеочередное предоставление жилых помещений такой категории граждан также предусмотрено п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, действующего с 1 марта 2005 года. Из материалов дела усматривается, что Горкунова Е.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Родителями Горкуновой Е.В. являются Г.В.О. и Г.Г.А. ДД.ММ.ГГГГ истец заключила брак с Н.А.К., после заключения брака ей присвоена фамилия Нугербекова. Решением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать Нугербековой Е.В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери. Отец в свидетельстве о рождении был записан со слов матери. Постановлением Администрации Октябрьского района города Омска от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении несовершеннолетних Г.А.В. и Горкуновой Е.В. в детский дом» несовершеннолетняя Горкунова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определена в детский дом. Согласно справке ФБУ ИК-18 УФСИН России по Пермскому краю от 26.07.2010 года Горкунова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 16 февраля 2007 года по 26 июля 2010 года содержалась в местах лишения свободы. Нугербекова Е.В. имеет трех несовершеннолетних детей П.Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Т.Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Н.А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Постановлением Администрации города Омска от 12.11.2010 года № «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» истец поставлена на учет (очередь) по обеспечению жилой площадью по общему списку. Нугербековой Е.В. выдана карточка очередника. По сведениям ГП Омской области «Омский центр ТиЗ» и Управления Росреестра по Омской области истец в числе собственников недвижимого имущества не значится. Как пояснила в суде Нугербекова Е.В. до достижения 23-летнего возраста, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, она не обращалась по поводу предоставления ей социальной гарантии в виде обеспечения вне очереди жилой площадью, при этом никаких препятствий для обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке не имелось. Указала, что о праве на получение жилого помещения во внеочередном порядке узнала во время содержания в местах лишения свободы. Учитывая, что на момент подачи заявления о постановке на учет Нугербековой Е.В. было более 23 лет, правовых оснований для внеочередного предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма не имеется. При том, что постановка на учет имеет заявительный характер, довод истца о том, что ей не было известно о праве на внеочередное получение жилого помещения как лицо из числа детей-сирот, не может быть принят во внимание. Доказательств уважительности пропуска срока для постановки на учет истец в судебное заседание не представил. Поскольку на момент принятия истца Нугербековой Е.В. (27 лет) на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по общему списку, у нее отсутствовало право на внеочередное обеспечение жилой площадью в связи с достижением 23-летнего возраста, у Администрации города Омска оснований для включения ее во внеочередной список не имелось. Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, и, учитывая нормы закона о том, что правом состоять на учете для получения жилых помещений во внеочередном порядке по категории «ребенок сирота» пользуются лица, не имеющие права пользования жилым помещением, в удовлетворении требований о признании права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма вне очереди по категории «ребенок-сирота», Нугербековой Е.В. следует отказать. Данное решение не препятствует получению истцом жилого помещения в порядке ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, то есть в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Требования Нугербековой Е.В. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о восстановлении срока для постановки на учет оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия судьей решения в окончательной форме. Судья