Дело № 2-2826/2012. Решение суда от 04.07.2012 года по иску Федотовой Е.Г. к Администрации города Омска, Администрации ЦАО г. Омска, департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Правительству Омской области, Министерству образования О



Дело № 2-2826/2012

Решение

Именем Российской Федерации

04 июля 2012 года          город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Коростиленко Е.В. при секретаре судебного заседания Рыбалко О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федотовой Е.Г. к Администрации города Омска, Администрации Центрального административного округа города Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Правительству Омской области, Министерству образования Омской области о срока постановки на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,

Установил:

Федотова Е.Г. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование требований указала, что её родители лишены родительских прав, в связи с чем, с 11 февраля 2000 года она была определена в детский дом № 10. В 2003 году Федотова Е.Г. (до смены фамилии в связи с вступлением в брак Степанова) обращалась в жилищную комиссию Администрации ЦАО г. Омска с заявлением о постановке на очередь, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ею были предоставлены все необходимые документы. В устной форме истцу было сообщено о необходимости явки через три месяца. Впоследствии Федотовой Е.Г. было сообщено, что документы утеряны. В 2007 году истец обратилась повторно, однако Федотовой Е.Г. сообщили, что очередь по детскому дому отменили, существует общая очередь. В настоящее время Федотова Е.Г. замужем, имеет несовершеннолетнего ребенка, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях как малоимущие.

Просит внести изменения в список граждан, состоящих в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории детей и сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, с учетом характера спорных правоотношений, судом к участию в деле в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчиков привлечены Правительство Омской области, Министерство образования Омской области, в качестве третьего лица - Департамент жилищной политики Администрации г. Омска, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство финансов Омской области.

В судебное заседание истец Федотова Е.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Настаивала на том обстоятельстве, что 2006 году ею были собраны все необходимые документы для постановки на льготную очередь по категории «ребенок-сирота», однако утеряны документы, подтверждающие, что её постановка была осуществлена, в подтверждение указанного обстоятельства может предоставить только список документов с отметкой даты подачи заявления.

Представитель истца Попова Т.И., допущенная к участию в деле по устному ходатайству, поддержала заявленные требования истца, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Омска и Департамента жилищной политики Администрации г. Омска, действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, пояснив, что истец на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма состоит в общем списке. На момент постановки Федотовой Е.Г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, действовал Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей. Указанный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.. Учитывая, что на момент подачи заявления о постановке на учет ей было более 23 лет, правовых оснований для внеочередного предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма у Администрации города Омска не имеется. До достижения 23-летнего возраста с заявлениями о постановке на учет истец не обращалась, действий Администрации по отказу в постановке на учет не оспаривала. Указала, что представленный в материалы дела документ - список с отметкой даты, не имеет правового значения, поскольку документов с исходящим номером, указанным на представленном суду списке у Администрации города не имеется. Кроме того, указанный список является легкодоступным документом. Отметила, что по неизвестной причине Федотова Е.Г. ранее никогда не обращалась в Администрации города Омска с вопрос о движении по очереди, в которой по убеждению истца она состоит. Просила отказать.

В судебном заседании представитель Министерства образования Омской области Гальцов В.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что оснований для постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории дети-сироты не имеется, поскольку истец не реализовала свое право своевременно, не встала в очередь до достижении 23 лет. Просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

В судебное заседание представители департамента имущественных отношений Администрации города Омска, Администрации ЦАО г. Омска, Правительства Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 37 действовавшего до 1 марта 2005 года Жилищного Кодекса РСФСР предусматривала предоставление вне очереди жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могли быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Впоследствии были предусмотрены дополнительные гарантии прав такой категории граждан по обеспечению их жилыми помещениями.

В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 22 августа 2004 г.) (далее по тексту - Закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы и ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Следовательно, гарантируемая такой категории граждан социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна была предоставляться до достижения ими вышеуказанного 23-летнего возраста по месту их жительства при условии принятия на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до истечения указанного возраста.

Право на внеочередное предоставление жилых помещений такой категории граждан также предусмотрено п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, действующего с 1 марта 2005 года.

При этом суд принимает во внимание, что, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2006 г., утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 27 сентября 2006 г.).

Из материалов дела следует, что Степанова Е.Г. родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58). Решением Первомайского районного суда от 30 марта 1999 года родители истца лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери (л.д. 4-5).

Постановлением главы Администрации Центрального района города Омска от 25 января 2000 года № 107 несовершеннолетняя Степанова Е.Г., 1988 года рождения, определена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение. За Степановой Е.Г. жилое помещение не закреплялось (л.д. 6).

В период с 01 февраля 2000 года по 18 сентября 2003 года Степанова Е.Г. являлась воспитанницей детского дома № 10 и находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 59).

Согласно свидетельству о заключении брака Степанова Е.Г. вступила в брак с Федотовым В.В., вследствие чего ей присвоена фамилия Федотова (л.д. 40).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Федотова Е.Г. имеет несовершеннолетнего ребенка - Федотова Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В настоящее время Федотова Е.Г. зарегистрирована по адресу: <адрес>, секц. 2, ком. 11 (л.д. 53).

По сведениям ГП Омской области «Омский центр ТиЗ» и Управления Росреестра по Омской области истец в числе собственников недвижимого имущества не значится (л.д. 88, 89, 91).

Постановлением Администрации города Омска от 03 октября 2011 года № 1120-п «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» на основании заявления от 31.08.2011 года истец поставлена на учет (очередь) по обеспечению жилой площадью по общему списку, составом семьи 3 человек. (л.д. 42, 43, 44).

Частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях вне очереди:

1)гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2)детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3)гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

На момент постановки истца на учет действовал Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей. Указанный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Федеральным законом использовались следующие понятия: - дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Учитывая, что на момент подачи заявления о постановке на учет Федотовой Е.Г. было более 23 лет, правовых оснований для внеочередного предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма не имеется.

При этом в обоснование заявленных требований истец ссылается на первоначальное обращение для постановки на учет на льготную очередь как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в Администрацию ЦАО г. Омска до достижения ею 23-летнего возраста - в 2006 году, представив в материалы дела в подтверждение указанных обстоятельств бумажный носитель, содержащий список документов, необходимых для принятии граждан на жилищный учет для получения жилых помещений по договору социального найма, и отметку: «в каб. 101-102 № 4284ж от 06.09.06».

Согласно ответу департамента жилищной политики Администрации города Омска от 27 июня 2012 года документы, подтверждающие обращение Федотовой (Степановой Е.Г.) по вопросу принятия на учет в сентябре 2006 года, в департаменте жилищной политики Администрации города Омска отсутствуют, обращение Федотовой (Степановой Е.Г.), зарегистрированное под номером 4284ж, в департамент жилищной политики Администрации города Омска не поступало.

В порядке ст. 56 ГПК РФ истцом не представлены суду доказательства, в том числе свидетельские показания, в подтверждение указанного довода.

При том, что постановка на учет имеет заявительный характер, довод истца о том, что она считала себя, имеющей право на внеочередное получение жилого помещения как лицо из числа детей-сирот, поскольку полагала, что состоит во внеочередном списке, судом не может быть принят во внимание.

Таким образом, поскольку на момент принятия истца (23 года 4 месяца) на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по общему списку, у нее отсутствовало право на внеочередное обеспечение жилой площадью в связи с достижением 23-летнего возраста, у Администрации города Омска оснований для включения ее во внеочередной список не имелось. Возможность продления срока постановки на учет для получения жилья законом не предусмотрена.

На основании изложенного, в удовлетворении иска Федотовой Е.Г. следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Федотовой Е.Г. к Администрации города Омска, Администрации Центрального административного округа города Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Правительству Омской области, Министерству образования Омской области о срока постановки на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска.

Судья       Е.В. Коростиленко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200