Дело № 2-3226/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 02 июля 2012 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Коростиленко Е.В. при секретаре судебного заседания Рыбалко О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Степановой Н.В., Ожерельевой В.А., Козлова В.Н. к Администрации города Омска о возложении обязанности провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, установил: Истцы обратились в суд с иском к Администрации г. Омска о возложении обязанности провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником квартиры в многоквартирном доме № по ул. Осоавиахимовская в г. Омске. Дом введен эксплуатацию в 1975 году. Срок эксплуатации в настоящее время составляет 37 лет. С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт не производился. Согласно ВСН 58-88, продолжительность эксплуатации для данного вида домов (межремонтный период) составляет 15-20 лет. Таким образом, срок службы, как отдельных элементов здания, так и всего дома, в целом истек. Согласно заключения о техническом состоянии жилого дома № по ул. Осоавиахимовская, выданного ООО Компания «Эксперт» техническое состояние дома оценивается как удовлетворительное. Общий физический износ составляет 50 %. Практически все элементы конструкций инженерных сетей и фасадов исчерпали нормативные сроки эксплуатации и требуют замены и капитального ремонта. Основываясь на ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», просили суд обязать ответчика - Администрацию города Омска за счет средств соответствующего бюджета, без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме, провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома № по улице Осоавиахимовская в г. Омске в срок до 31.12.2013 года, а именно: ремонт карнизов; ремонт систем холодного и горячего водоснабжения (замена запорной арматуры, трубопроводов и стояков); ремонт подъездов внутренняя отделка окраска лестничных клеток известковыми составами, окраска масляными красками стен, потолков, столярных изделий, радиаторов, трубопроводов, лестничных решеток); ремонт лестниц железобетонных в подъездах (заделка отбитых мест, ремонт перил); демонтаж старой отмостки и устройство новой с полной подготовкой; полную замену водосточной системы. Взыскать с ответчика в пользу истцов расходы по оплате государственной пошлины. В ходе подготовки и рассмотрения дела привлечено к участию в деле в качестве соответчика - Департамент городского хозяйства Администрации города Омска. Истцы Степанова Н.В., Ожерельева В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просили удовлетворить. Козлов В.Н. не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель ответчика Администрации г. Омска, соответчика Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска по доверенности Баланов О.Ю., заявленные исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требованиях, поскольку обязанность по выполнению капитального ремонта лежит на собственниках жилых помещений многоквартирного жилого дома наравне с Администрацией города Омска. В 1992 году началась приватизация первых квартир гражданами, все согласились на то состояние, в котором дом находился на тот момент. Никаких заявлений и обращений от жильцов не поступало. Статьёй 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», установлено, что при приватизации гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Согласно документам, имеющимся в материалах гражданского дела, квартиры были переданы гражданам в собственность во время действия первоначальной редакции Закона РСФСР от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного Фонда в РСФСР» (в настоящее время Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»). На момент передачи первой квартиры в собственность граждан в порядке приватизации (1992 год) срок эксплуатации общего имущества составил 22 года. Согласно ВСН 58-88(р) продолжительность эксплуатации здания до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации обследованных конструктивных элементов жилых зданий до капитального ремонта при благоприятных условиях эксплуатации определена в приложении № 3 ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 2112 и составляет: - вводно-распорядительные устройства - 20 лет. - кровля из асбестоцементных листов и волнистого шифера - 30 лет, - стропила и обрешетка деревянная - 50 лет, - трубопроводов канализации чугунной - 40 лет. В указанном доме крыша чердачная, четырехскатная с деревянными стропилами. Кровля из волнистых асбестоцементных листов по деревянной обрешетки. Большинство квартир было приватизировано в тот период времени, когда не все элементы общего имущества, требовали замены. Администрация г. Омска не может являться бывшим наймодателем, в части тех квартир, которые переданы гражданам в тот период времени, когда общее имущество не требовало замены. В настоящее время капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома выполняется в рамках действующего законодательства в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ. Согласно нормам ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится принятие решений о ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Спорный объект еще до вступления в законную силу Закона РФ от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» и на момент приватизации первого помещения в многоквартирном доме (жилые и нежилые помещения), осуществленного до передачи спорного объекта в муниципальную собственность, нуждался в капитальном ремонте. То обстоятельство, что на момент приватизации занимаемой истцом квартиры, не приватизированные квартиры были включены в муниципальный жилищный фонд, не может, служит основанием к понуждению муниципального образования осуществлять капитальный ремонт на условиях, предусмотренных Законом РФ от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», так как на момент передачи имущества в муниципальную собственность обязательство по проведению капитального ремонта указанного дома возникло у бывшего наймодателя. Законодателем закреплена обязанность собственника жилого помещения нести расходы на текущий и капитальный ремонт, как жилого помещения, так и общего имущества многоквартирного дома. В настоящее время законодательно определен порядок проведения капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Просил отказать в удовлетворении иска. Представитель третьего лица ООО «ЖКХ «Сервис» по доверенности Кузнецов Д.В. поддержал позицию истцов. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что истец Степанова Н.В. является собственником квартиры № дома № по улице <адрес> в городе Омске, общей площадью 44,6 кв.м. на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность (л.д. 7). Ожерельевой В.А. принадлежит на праве общей долевой собственности 1/3 доля квартиры № дома № по ул. <адрес> г. Омска (л.д. 9), Козлову В.Н. принадлежит на праве общей долевой собственности 1/3 доля квартиры <адрес> в г. Омске (л.д. 11). Указанный дом находится на балансе обслуживающей организации ООО «ЖКХ «Сервис». По сведениям ГП Омской области «ОЦТИиЗ» с 1992 г. часть квартир была оформлена в собственность граждан, при этом документом, подтверждающим право, являлось регистрационное удостоверение (в порядке приватизации) (л.д. 65-85). Согласно сведениям Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в состав муниципальной собственности города Омска и в Реестр муниципального имущества города Омска (далее - Реестр) на основании Постановления Законодательного собрания Омской области от 27 сентября 2001 года № 247 «Об объектах жилищного фонда и жилищно -коммунального хозяйства». До передачи в муниципальную собственность города Омска указанный жилой дом числился за ДГУП ЖКХ - 1 ГП ЖКХ «Облжилкомхоз». В соответствии с требованиями действующего законодательства проведена инвентаризация домостроения на выявление приватизированных жилых помещений, в результате которой указанный жилой дом исключен из Реестра и в состав муниципальной казны города Омска включено неприватизированное жилое помещение, расположенное в жилом доме. На текущий момент в Реестре учитывается одна квартира, находящаяся в указанном домостроении (л.д. 51). Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005 года) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25 сентября 1985 года № 2715, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21 января 2006 года № 25. В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01 марта 2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 2791 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства РФ, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил). Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил). Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил). Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил). Мотивируя решение, суд исходит из того, что обязанность проведения выборочного капитального ремонта жилого дома, где проживают истцы, действительно возникла у его первого собственника задолго до приватизации квартир жильцами. Вместе с тем, при смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник муниципальное образование городской округ г. Омск, который не лишен возможности, с учетом того, в каком состоянии был передан дом, ставить перед бывшим собственником вопрос о принятии участия в проведении капитального ремонта. В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется право не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещение в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем. С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс РФ, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона РФ, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме. Судом установлено, что спорный жилой дом построен в 1975 году. Данных о том, что на момент передачи домов в муниципальную собственность составлялись какие-либо передаточные акты, проводились сверки стороной, ответчика не представлено. Материалами дела подтверждается необходимость проведения капитального ремонта дома. Так, в 2011 году ООО «Компания «Эксперт» выполнено обследование технического состояния многоквартирного жилого дома <адрес> в г. Омске. В результате обследования специалистом сделан вывод о том, что общий физический износ жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, определенный экспертом расчетным путем, составляет 50%. это средневзвешенное значение. Техническое состояние объекта оценивается как удовлетворительное, а состояние отдельных конструктивных элементов недопустимое. Эксплуатация электропроводки в аварийном состоянии создает угрозу возгорания, а, следовательно, опасности для жизни граждан и сохранности имущества. Состояние инженерных систем (канализации, отопления, ХВС, ГВС), водосточной системы оценивается как недопустимое, дальнейшая эксплуатация без проведения капитального ремонта создает угрозу жизнедеятельности граждан и имуществу (л.д. 30). Указанное заключение стороной ответчика не оспорено. Согласно положениям Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» продолжительность эксплуатации указанного здания до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет. Проанализировав по правилам ст. 12, 56, 67 ГПК РФ представленные по делу доказательства, при том, что ни одна из сторон не ходатайствовала о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы, не инициировала приглашение специалистов, суд полагает, что в представленном суду сторонами объеме доказательств, материалами дела подтверждается необходимость проведения выборочного капитального ремонта спорного жилого дома стороной ответчика с учетом положений ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения». Суду стороной ответчика не представлено каких-либо контротчетов о состоянии дома на момент первых приватизаций, не приведено доказательств проведения как текущего, так и капитального ремонтов дома с момента ввода дома в эксплуатацию, не заявлено о проведении государственной экспертизы отчета специалиста, выводы специалиста не опровергнуты, иные специалисты не приглашены, акты обследования дома не представлены, таким образом с учетом представленной совокупности доказательств суд приходит к выводу, что стороной ответчика Администрации г. Омска не приведено доказательств, опровергающих позицию стороны истцов о том, что дом требовал капитального ремонта в заявленной части его элементов по состоянию на 1992-1993 года. При этом судом как при подготовке дела к судебному разбирательству, так и на стадии судебного разбирательства, неоднократно сторонам и их представителям разъяснялась обязанность в порядке ст. 56 ГПК РФ предоставлять доказательства в обоснование требований и возражений, что стороной ответчика осуществлено не было, в связи с чем, именно на ответчика ложится бремя негативных последствий, связанных с непредоставлением доказательств и рассмотрением судом дела по имеющимся в деле доказательствам. Суд разъяснял стороне ответчика право на проведение строительно-технической экспертизы, предоставление актов осмотров, однако ответчик такие доказательства не представил, их истребование не инициировал. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению капитального ремонта <адрес> в г. Омске в заявленном размере по отношению к собственникам, приватизировавшим квартиры в спорном доме, которые поддержали заявленный иск, выступает именно Администрация г. Омска, которая обязанность по производству капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнила, в связи с чем, возлагает на нее обязанность, выполнить такой ремонт. При этом суд отмечает, что в спорном доме в порядке приватизации первые регистрационные удостоверения выданы в 1992 г. (л.д. 50). В рассматриваемом случае такая обязанность не была исполнена бывшим наймодателем - Администрацией г. Омска. Указанный вывод подтверждается позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01 августа 2007 года. Поскольку на момент приватизации жилой дом нуждался в капитальном ремонте, а бывший наймодатель собственник дома Администрация г. Омска - муниципальное образование город Омск, обязанность по производству капитального ремонта дома не исполнил, то на Администрацию города Омска возлагается обязанность по проведению капитального ремонта. Согласно Приложению № 1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312 (далее по тексту - ВСН 58-88 (р)), капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью, восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. В силу п.п. 5.1, 5.2., 5.8. ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства. Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию зданий (объектов) должна предусматривать: - проведение технического обследования, определение физического и морального износа объектов проектирования; - составление проектно-сметной документации для всех проектных решений по перепланировке, функциональному переназначению помещений, замене конструкций, инженерных систем или устройству их вновь, благоустройству территории и другим аналогичным работам; - технико-экономическое обоснование капитального ремонта и реконструкции; - разработку проекта организации капитального ремонта и реконструкции и проекта производства работ, который разрабатывается подрядной организацией. Положениями п. 2.1., 2.2. ВСН 58-88 (р) установлено, что системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности зданий и объектов. Эта система должна включать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также необходимую нормативную и техническую документацию. Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации. Из Приложения № 3 ВСН 58-88 (р) следует, что продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) стропил и обрешетки составляет 50 лет, утепляющих слоев совмещенных бесчердачных крыш вентилируемых (невентилируемых) (из керамзита или шлака) - 40 лет, шахт и коробов на чердаке: из шлакобетонных плит - 60 лет, из деревянных щитов, обитых кровельным железом по войлоку - 40 лет, трубопроводов канализации: чугунных - 40 лет, керамических - 60 лет, пластмассовых - 60 лет, оконных и балконных заполнений - 40 лет и 50 лет. Действующим законодательством предусмотрен как комплексный, так и выборочный капитальный ремонт, так согласно Методическим рекомендациям по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (утв. 17 сентября 2009 г.), капитальный ремонт подразделяется на комплексный капитальный ремонт и выборочный. Комплексный капитальный ремонт - это ремонт с заменой конструктивных элементов и инженерного оборудования и их модернизацией. Он включает работы, охватывающие все здание в целом или его отдельные секции, при котором возмещается их физический и функциональный износ. Выборочный капитальный ремонт - это ремонт с полной или частичной заменой отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений или оборудования, направленный на полное возмещение их физического и частично функционального износа. Отнесение к виду капитального ремонта зависит от технического состояния зданий, назначенных на ремонт, а также качества их планировки и степени внутреннего благоустройства. Удовлетворяя требования истца, учитывая ВСН 58-88 (р), а так же установленные в судебном заседании сроки эксплуатации отдельных элементов здания на момент передачи дома в муниципальную собственность, суд полагает возможным с учетом требований истцов включить в состав выборочного капитального ремонта дома: ремонт систем холодного и горячего водоснабжения; ремонт подъездов (внутренняя отделка, окраска лестничных клеток известковыми составами, окраска масляными красками стен, потолков, столярных изделий, радиаторов, трубопроводов, лестничных решеток); ремонт отмостки; ремонт водосточной системы. В части предложения обеими сторонами об установлении срока для проведения капитального ремонта вышеуказанного дома, суд с учетом согласия истцов - собственников общего имущества в многоквартирном доме, считает возможным проведение капитального ремонта в срок до 31 декабря 2013 года. Доказательств иного суду не представлено. В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из госпошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Как следует из материалов дела, при подаче искового заявления истцом Ожерельевой В.А. оплачена государственная пошлина в размере 200 рублей (л.д. 2). С учетом вышеприведенных положений закона, а также положений ст. 94 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца Ожерельевой В.А. подлежат взысканию расходы, на оплату государственной пошлины в размере 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд ре ш и л: Обязать Администрацию города Омска произвести за счет средств соответствующего бюджета капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома <адрес> в городе Омске, а именно: ремонт систем холодного и горячего водоснабжения; ремонт подъездов (внутренняя отделка, окраска лестничных клеток известковыми составами, окраска масляными красками стен, потолков, столярных изделий, радиаторов, трубопроводов, лестничных решеток); ремонт отмостки; ремонт водосточной системы, в срок до 31 декабря 2013 года. Взыскать с Администрации города Омска в пользу Ожерельевой В.А. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска. Судья Коростиленко Е.В.