Дело № 2-3237/2012 Именем Российской Федерации 26 июня 2012 года г. Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А. при секретаре судебного заседания Ламановой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского административного округа города Омска в интересах Герасименко Н.В. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, у с т а н о в и л : Прокурор Кировского АО г. Омска обратился в суд с иском к ответчикам о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой округа проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав лиц из числа детей-сирот, в ходе которой выявлен факт нарушения прав Герасименко Н.В. на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма. Установлено, что Герасименко Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот. Приказом управления образования администрации города Омска от 14.10.2004 № над несовершеннолетней Герасименко Н.В. установлено попечительство в связи с тем, что ее мать Картавцева (Герасименко) Л.М. 03.07.1993 умерла, отец Герасименко В.Н. имеет заболевание, препятствующее выполнению родительских обязанностей. Решением Кировского районного суда г. Омска от 22.08.2005 Герасименко В.Н. признан недееспособным. Приказом управления образования от 14.10.2004 № за несовершеннолетней Герасименко Н.В. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: г. Омск, <адрес>. Собственником вышеназванного дома являлась Марченко О.Н. - попечитель несовершеннолетней Герасименко Н.В. Распоряжением управления образования Администрации г. Омска от 16.06.2006 № Марченко О.Н. дано разрешение на продажу жилого дома по адресу: г. Омск, <адрес>, в связи с выездом на постоянное место жительства в г. Грязи Липецкой области, при условии закрепления права пользования жилым помещением за Герасименко Н.В. в жилье, приобретаемом Марченко О.Н. по новому месту жительства: Липецкая область, <адрес>. Марченко О.Н. жилой дом по адресу: <адрес>, приобрела в личную собственность, право пользования данным жилым помещением органами опеки и попечительства <адрес> за несовершеннолетней Герасименко Н.В. не было закреплено. ДД.ММ.ГГГГ Герасименко Н.В. достигла совершеннолетнего возраста, с наступлением которого попечительство над ней прекращено. В 2007 году Герасименко Н.В. вернулась в г. Омск и зарегистрировалась по месту жительства в жилом доме по адресу: г. Омск, <адрес> <адрес> который принадлежит на праве собственности ее родственнице Жураковской Ю.В. Постановлением мэра г. Омска от 17.02.2009 № Герасименко Н.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В списке граждан номер очереди Герасименко Н.В. - 244. В настоящее время Герасименко Н.В. обучается в ГОУ «Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», на период обучения до 01.07.2012 ей предоставлено общежитие. Со ссылкой на ст. ст. ст. 4, 5, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 ЖК РФ, ст. 7 Закона Омской области от 28.12.2005 №722-ОЗ «О государственной политики Омской области в жилищной сфере», п.14 ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, ст. 45 ГПК РФ просит обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Герасименко Н.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке (л.д. 5-7). В судебном заседании представитель прокурора Кировского административного округа г. Омска Суворова А.В., действующая на основании доверенности (л.д. 55), исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила исковые требования удовлетворить. В судебном заседании истец Герасименко Н.В. исковые требования поддержала, просила исковые требования прокурора Кировского административного округа города Омска удовлетворить. Представитель Министерства образования Омской области Гальцов В.В., действующий на основании доверенности (л.д. 56), в судебном заседании требования не признал. Пояснил, что в соответствии с существующим порядком предоставления жилья детям-сиротам ответственным органом является Министерство образования Омской области. Оснований для предоставления жилого помещения Герасименко Н.В. во внеочередном порядке не имеется. Просил в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель Министерства имущественных отношений Омской области Сулейманов К.И., действующий на основании доверенности (л.д.57), в судебном заседании исковые требования не признал. В материалы дела представил письменный отзыв (л.д.39). Пояснил, что в соответствии с порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 № уполномоченным органом исполнительной власти по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями является Министерство образования Омской области, которому предусмотрено выделение субвенций из бюджета Омской области для указанных выше целей. Кроме того, в соответствии с порядком обеспечения жилыми помещениями заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется казенным учреждением Омской области «Центр мониторинга имущества жилищно-коммунального комплекса». Считает, что по данному делу Министерство имущественных отношений Омской области является ненадлежащим ответчиком. Представитель Правительства Омской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В отзыве (л.д.34-35) на исковое заявление представитель Правительства Омской области Захарова А.Г., действующая на основании доверенности (л.д. 36), ссылается на положения Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 14 ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан. Право на обеспечение жилой площадью по договорам социального найма имеют только дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и дети, находящиеся под опекой (попечительством). Указывает, что истец не может быть отнесен к категории детей, оставшихся без попечения родителей, понятие которой дается в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, поскольку на момент принятия на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, истец уже достиг 18-летнего возраста. Главным распорядителем бюджетных средств, выделение которых предусмотрено Законом Омской области от 22.11.2011 № 1403-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, является Министерство образования Омской области. По искам к субъекту Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ (ч. 3 ст. 158 БК РФ). В соответствии с Постановлением Правительство Омской области от 16.03.2012 №56-п утвержден порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой. В силу п.2 Порядка уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению лиц указанной категории жилыми помещениями в соответствии с Порядком являются Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Считает, что по данному делу Правительство Омской области является ненадлежащим ответчиком. Кроме этого, решение о заключении договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области принимает в силу Порядка Министерство имущественных отношений Омской области. Просит дело рассмотреть в отсутствие представителя (л.д.34-35). Представитель департамента жилищной политики администрации города Омска в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 52). Об отложении дела не ходатайствовал. Его неявка не является препятствием к рассмотрению дела. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно справке о заключении брака № в архиве полтавского отдела управления ЗАГС Администрации Омской области имеется запись акта о заключении ДД.ММ.ГГГГ брака между Герасименко В.Н. и Герасименко Л.М., после заключения брака мужу и жене присвоена фамилия Герасименко (л.д.9). Согласно свидетельству о рождении родителями истца Герасименко Н.В. являются Герасименко В.Н., Герасименко Л.М. (л.д. 9). 03.07.1993 Картавцева Л.М. (Герасименко Л.М.) умерла, составлена запись акта о смерти № (л.д. 10) Решением Кировского районного суда города Омска от 22.08.2005 Герасименко В.Н. признан недееспособным (л.д. 11). Приказом управления образования Администрации г. Омска № от 14.10.2004 Марченко О.Н. назначена попечителем несовершеннолетней Герасименко Н.В., при этом за Герасименко Н.В. закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Омск, <адрес>. Собственником названного жилого помещения являлась Марченко О.Н. Распоряжением Управления образования администрации города Омска № от 16.06.2006 Марченко О.Н. дано разрешение на продажу жилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск, <адрес>, в связи с выездом на постоянное место жительства по адресу: <адрес>, при условии закрепления права пользования жилым помещением за Герасименко Н.В. в жилом помещении, приобретаемом Марченко О.Н. по новому месту жительства (л.д.14). Согласно договору купли-продажи частного дома и земельного участка от 05.12.2006 Марченко О.Н. приобрела в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Право пользования данным жилым помещением органами опеки и попечительства Грязинского района г. Грязи за несовершеннолетней Герасименко Н.В. не закреплено. 11.03.2007 Герасименко Н.В. достигла совершеннолетнего возраста, с наступление которого попечительство над ней прекращено. 09.03.2007 Постановлением главы Администрации Грязинского района г. Грязи № прекращена выплата денежных средств попечителю Марченко О.Н. на содержание подопечной Герасименко Н.В. с 01.04.2007, передана на полное государственное обеспечение в ГОУ ПВО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Росздрава (л.д.21). В судебном заседании истец Герасименко Н.В. пояснила, что в 2006 году она вместе с тетей Марченко О.Н. переехала в <адрес>. В 2006 году в г. Воронеже поступила на 1 курс ГОУ ПВО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Росздрава. В 2007 году вернулась в г. Омск. Из материалов дела следует, что с 01.09.2007 Герасименко Н.В. была зачислена в состав студентов 2 курса лечебного факультета ГБОУ ВПО ОмГМА Минздравсоцразвития на бюджетную основу в порядке перевода из Воронежской государственной медицинской академии (л.д.29). 01.09.2008 между ГБОУ ВПО ОмГМА Минздравсоцразвития России в лице ректора Новикова А.И.(Наймодатель) и Герасименко Н.В. (Наниматель) заключен договор найма жилого помещения в студенческом общежитии, расположенном по адресу: г. Омск, <адрес> на период обучения с 01.09.2008 по 01.07.2012 (л.д.27). В настоящее время Герасименко Н.В. является студенткой 6 курса лечебного факультета ГБОУ ВПО ОмГМА Минздравсоцразвития России, срок обучения с 01.09.2006 по 30.06.2012 (л.д.28). Со слов истца Герасименко Н.В. на днях она получает диплом о высшем образовании и вынуждена будет освободить общежитие. Постановлением Администрации города Омска от № от 17.02.2009 истец принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; выдана карточка очередника, номер очереди - 244 (л.д. 22-24). Согласно сведениям государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» и Управления Росреестра по Омской области истец в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится (л.д.31, 59). В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, не оспаривалось сторонами, что истец зарегистрирована по адресу: г. Омск, <адрес>, проживает в настоящее время по адресу: г. Омск, <адрес> (л.д.26,33). Жилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск, <адрес> принадлежит на праве собственности ее родственнице Жураковской Ю.В. (л.д.25) Из представленных документов следует, что на момент принятия истца на учет для предоставления жилья ее возраст составлял менее 23 лет. Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени Герасименко Н.В. жилое помещение по договору социального найма не получила. Не оспаривалось ответчиками и право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке. Статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляет следующие понятия: - дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; - дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей. В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, доводы представителей ответчиков о том, что на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не распространяется право на предоставление жилых помещений вне очереди, если указанные лица не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения 18-летнего возраста, являются необоснованными. Как следует из карточки очередника, Герасименко Н.В. с 17.02.2009 включена во внеочередной список, при этом никто из ответчиков не оспаривал, что по категории «дети-сироты» (л.д. 24). Таким образом, суд считает, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Поскольку до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке истцу не предоставлено, суд полагает, что иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 № 56-п утвержден Порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), согласно которому уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком являются Министерство образования Омской области (далее - Министерство образования), Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Министерство строительства). Предоставление детям-сиротам жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством. Министерство образования ежегодно в срок до 1 апреля текущего года на основании данных, содержащихся в реестре детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями: 1) определяет количество жилых помещений, планируемых к приобретению по договорам купли-продажи в собственность Омской области, в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области; 2) формирует и направляет в Министерство строительства заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в собственность Омской области путем участия в долевом строительстве многоквартирных малоэтажных домов, в муниципальных районах Омской области. Министерство образования и Министерство строительства организуют деятельность по оформлению права собственности Омской области на приобретенные ими жилые помещения. Министерство строительства в течение двух рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на приобретенные жилые помещения направляет в Министерство образования информацию о количестве и месте нахождения указанных жилых помещений. Министерство образования и Министерство строительства в течение четырех рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на приобретенные жилые помещения направляют в Министерство имущественных отношений Омской области заявку на их включение в жилищный фонд социального использования Омской области в установленном порядке. Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется казенным учреждением Омской области «Центр мониторинга имущества жилищно-коммунального комплекса» (далее - учреждение) на основании решения Министерства имущества Омской области. В течение трех рабочих дней со дня заключения соответствующего договора социального найма учреждение направляет в Министерство образования сведения об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями. При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке, а так же, учитывая Порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденный постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 №, суд полагает, что надлежащими ответчиками по настоящему делу будут Министерство образования Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области. При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м. независимо от состава семьи. Таким образом, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором Кировского административного округа г. Омска исковых требований в интересах истца Герасименко Н.В. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора Кировского административного округа города Омска удовлетворить. Обязать Министерство образования Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Герасименко Н.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке в соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 № 56-п. Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд посредством подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.А. Вагнер