Дело № 2-2867/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 июня 2012 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А., при секретаре судебного заседания Бахаровской О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грицких Л.П. к Администрации города Омска о понуждении исполнить обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома, у с т а н о в и л: Истец обратилась в суд с выше обозначенным иском. В обоснование искового заявления указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: г. Омск, ул. <адрес>. Многоквартирный дом построен и сдан в эксплуатацию в 1962 году. Срок эксплуатации составляет 50 лет, но до настоящего времени в доме не производилось капитальных ремонтов. Большинство конструктивных элементов дома находятся в недопустимом состоянии и требуют срочного капитального ремонта. Считает, что обязанность по выполнению капитального ремонта лежит на Администрации города Омска, основываясь на ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ». Просит суд признать Администрацию города Омска обязанной произвести капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: г. Омск, <адрес> в части общего имущества за счет средств бюджета города Омска; обязать Администрацию города Омска за счет средств соответствующего бюджета без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по выше обозначенному адресу в срок до 15.09.2013 в соответствии с требованиями приложения №8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»; взыскать с ответчика в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины (л.д. 5-7). В судебном заседании истец Грицких Л.П. в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила исковые требования, просила возложить на администрацию г. Омска обязанность провести капитальный ремонт общего имущества вышеназванного многоквартирного дома, а именно: системы холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения и отопления с установкой автоматизированной системы учета потребления коммунальных ресурсов с учетом нормативных требований по энергоснабжению; системы водоотведения; фасада с установкой организованного водостока, подъездов с заменой оконных и дверных блоков; крыши с заменой стропильной конструкции и обрешетки за счет средств соответствующего бюджета в срок до 31.12.2013, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в свою пользу в размере 200,00 рублей. Пояснила, что капитальный ремонт до сих пор не был произведен, дом находится в недопустимом состоянии, крыша протекает, балконы провисают, сантехника в доме проржавела, инженерное оборудование пришло в негодность. В связи с тем, что на момент приватизации первой квартиры в многоквартирном доме в соответствии с приложением №3 ВСН 58-88 (р) срок минимальной эффективной эксплуатации вентиляции, канализации не истек, требование о проведении капитального ремонта вышеназванных элементов не предъявляет. Просила удовлетворить исковые требования. Третьи лица - сособственники общего имущества многоквартирного дома, в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 97). В заявлении указали, что поддерживают уточненные исковые требования истца. Просили рассмотреть дело в их отсутствие. В судебном заседании представитель ответчиков Администрации города Омска, департамента городского хозяйства Администрации г. Омска Баланов О.Ю. в одном лице, действующий на основании доверенностей (л.д.94,95), уточненные исковые требования не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 83-84), согласно которому считает заявленные требования истцов не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что квартиры в спорном жилом доме были переданы гражданам в собственность во время действия первоначальной редакции Закона РСФСР от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». На момент передачи первой квартиры в собственность граждан в порядке приватизации (1992 год) срок эксплуатации общего имущества составил 30 года. Для отдельных конструктивных элементов спорного дома определены сроки эффективной эксплуатации, установленные ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденном Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 №312 (далее - ВСН 58-88(р)). Минимальные сроки эффективной эксплуатации отдельных конструктивных элементов составляют 15-20 лет. Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации обследованных конструктивных элементов жилых зданий до капитального ремонта при благоприятных условиях эксплуатации определена в приложении №3 ВСН 58-88 (р) и действующим до настоящего времени составляет: утепляющие слои чердачных перекрытий из керамзита и шлака - 40 лет, стропила и обрешетка деревянная - 50 лет, трубопроводов канализации чугунной - 40 лет, оконные заполнения - 40 лет. Большинство квартир было приватизировано в тот период времени, когда не все элементы общего имущества, требовали замены. Администрация г. Омска не может являться бывшим наймодателем в части тех квартир, которые переданы гражданам в тот период времени, когда общее имущество не требовало замены. В настоящее время капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома выполняется в рамках действующего законодательства в соответствии с нормами ЖК РФ. Администрация считает единственным и правомерным способом проведения капитального ремонта спорного многоквартирного дома порядок, определенный Федеральным Законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Доводы истца об обязании Администрации города Омска произвести капитальный ремонт всего общего имущества дома являются несостоятельными в силу того, что по ряду конструктивных элементов не истекли установленные сроки эксплуатации. Просил отказать в удовлетворении иска. Представитель ответчика департамента имущественных отношений Администрации города Омска в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежаще (л.д.82). Об отложении дела не ходатайствовал, письменного отзыва не представил. В судебном заседании представитель третьего лица ООО «Управляющая компания «Жилищник-1» Новокрещенова О.Б. выступила на стороне истца, поддержала уточненные исковые требования в полном объеме. Указала, что жилой дом <адрес> в городе Омске нуждается в проведении капитального ремонта, поскольку с момента сдачи дома в эксплуатацию прошло 50 лет. Администрация города Омска не выполнила свою обязанность по проведению капитального ремонта дома до настоящего времени в соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав собранные доказательства в их совокупности с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу. В судебном заседании установлено, что истец Грицких является собственником квартиры <адрес> в г. Омске (л.д. 8). Указанный дом находится на обслуживании ООО «УК Жилищник-1», договор между управляющей компанией и собственниками дома имеется. Указанный факт не оспаривался в судебном заседании. Решением Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24.12.1992 № 245 «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска» жилой многоквартирный дом <адрес> в г. Омске был передан в муниципальную собственность города Омска (л.д. 76). Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 № 25. В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил). Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил). Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил). Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил). Согласно заключению по результатам обследования технического состояния жилого дома <адрес> в г. Омске, выполненному в 2009 году ЗАО «Трест №4» (л.д.13-54), процент износа кровли 60%, отсутствуют огтдельные листы, отколы и трещины, протечки, ослабление креплений листов к обрешетке, требуется замена рядового покрытия с использованием до 25% старого материала; процент износа системы горячего водоснабжения 61%, характеризуется выходом из строя запорной арматуры, смесителей, полотенцесушителей, следы больших ремонтов системы в идее хомутов, частичных замен, заварок, коррозия элементов системы, отсутствие утепления трубопроводов, требует капитального ремонта; процент износа системы холодного водоснабжения 61%, выход из строя запорной арматуры, большое количество хомутов, большая коррозия элементов системы, требует капитального ремонта; процент износа канализации и водостоков 61 %, характеризуется неисправностью системы, повсеместным повреждением приборов, требует капитального ремонта; процент износа системы центрального отопления 61%, массовое повреждение трубопроводов, поражение ржавчиной, неудовлетворительная работа отопительных приборов и запорной арматуры, нарушение теплоизоляции трубопроводов, требует капитального ремонта; процент износа системы электроснабжения 60%, характеризуется полной потерей эластичности изоляции проводов, повреждением магистральных и внутриквартирных сетей, приборов, неисправность ВРУ, требует капитального ремонта с заменой ВРУ, магистральных внутридомовых кабельных разводок с учетом новых нормативных требований. Для обеспечения полноценного функционирования здания и исключения опасности повреждения общего и личного имущества необходимо произвести капитальный ремонт шиферной кровли с частичной заменой подкровельных конструкций, системы водоотведения и ливнестока, ограждение кровли, произвести капитальный ремонт лежаков систем холодного и горячего водоснабжения, отопления и канализования сточных вод, выполнить капитальный ремонт системы электроснабжения с заменой ВРУ, магистральных внутридомовых кабельных разводок с учетом новых нормативных требований. Мотивируя решение, суд исходит из того, что обязанность проведения капитального ремонта жилого дома, где проживают истцы, действительно возникла у его первого собственника до приватизации квартир жильцами. Дом построен в 1959 году, а первая приватизация квартир в этом доме началась в 1992 году, что следует из выписки (л.д.87-93). На момент приватизации первой квартиры дому было 30 лет. ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденного приказом Госкомрхитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312, определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов до капитального ремонта (замены), при этом эксплуатация большинства элементов здания составляет 15-20 лет. Таким образом, на момент приватизации первой квартиры дом уже требовал проведения капитального ремонта в части отдельных конструктивных элементов. При смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник муниципальное образование городской округ город Омск, который не лишен возможности, с учетом того, в каком состоянии был передан дом, ставить перед бывшим собственником вопрос о принятии участия в проведении капитального ремонта. В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещение в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем. С 01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме. Как указано ранее, спорный жилой дом построен в 1962 году (л.д.44-53). Дом был передан в муниципальную собственность в 1992 году (л.д. 76). Первая приватизация в доме началась в 1992 году, то есть через 30 лет после ввода в эксплуатацию. Как указано ранее, материалами дела подтверждается необходимость проведения капитального ремонта до 1992 года. Таким образом, дом нуждался в проведении капитального ремонта уже в момент передачи его в муниципальную собственность и до передачи квартир в собственность граждан. Суду, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств, подтверждающих, что капитальный ремонт проводился либо доказательств, подтверждающих, что на момент приватизации квартир дом не нуждался в капитальном ремонте. Обязанность по доказыванию данных фактов лежит на ответчике. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению капитального ремонта дома <адрес> в г. Омске по отношению к собственникам, приватизировавшим квартиры в спорном доме, которые были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, и поддержали заявленный иск, выступает именно Администрация г. Омска, которая обязанность по производству капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнила, в связи с чем возлагает на нее обязанность выполнить такой ремонт. Расширение круга бывших наймодателей или их правопреемников является необоснованным, поскольку при указанном толковании любой субъект, являвшийся наймодателем по отношению к истцу в период когда, истец являлся нанимателем, может ссылаться на предыдущего наймодателя и требовать замены ненадлежащего ответчика. Однако переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда, предполагает, в том числе и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиками не представлено доказательств, что при передаче жилого дома <адрес> в г. Омске в муниципальную собственность предусматривалась обязанность по проведению капитального ремонта дома бывшим собственником. При таких обстоятельствах судом делается вывод, что возложение обязанности по проведению капитального ремонта на собственника жилого помещения возможно только в случае исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В рассматриваемом случае такая обязанность не была исполнена бывшим наймодателем - Администрацией города Омска. Указанный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007. Вместе с тем, в соответствии с приложением №3 ВСН 58-88 (р) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации, которые заявлены истцом, стропил и обрешетки крыши, деревянных - 50 лет, оконных заполнений с деревянными переплетами - 40 лет. На момент приватизации первой квартиры в доме <адрес> в г. Омске срок минимальной эффективной эксплуатации вышеуказанных элементов не истек, поэтому суд считает обоснованным исключить из перечня работ по капитальному ремонту жилого дома работы по капитальному ремонту стропил и обрешетки деревянной, замену оконных блоков, дверных блоков. Кроме того, требования истца содержат обязанность Администрации г. Омска по установке автоматизированной системы учета потребления коммунальных ресурсов с учетом нормативных требований по энергосбережению. Суд считает требования истца в этой части необоснованными в силу следующего. В судебном заседании не доказано, что на момент приватизации первой квартиры, приборы учета в доме были установлены. В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Таким образом, доводы истца относительного того, чтобы суд обязал Администрацию г. Омска установить приборы учета, являются необоснованными, так как такая обязанность возложена на собственников жилых помещений с 2009 года. Доводы представителя ответчика относительно того, что дом в целом не требует капитально ремонта, суд считает несостоятельными в виду того, что в судебном заседании доказано иное. Судом установлено, что дом, в котором проживают истцы, требует капитального ремонта в настоящее время и требовал капитального ремонта до передачи жилых помещений в собственность гражданам. Поскольку на момент приватизации жилой дом <адрес> в г. Омске нуждался в капитальном ремонте, а бывший наймодатель собственник дома Администрация г. Омска - муниципальное образование город Омск, обязанность по производству капитального ремонта дома не исполнил, то на Администрацию города Омска возлагается обязанность по проведению капитального ремонта, за исключением капитального ремонта системы вентиляции, канализации, стропил и обрешетки деревянной, замены оконных заполнений, установки приборов учета, а также фундамента, стен, перекрытий, полов, лестниц, балконов, перегородок. Доказательств того, что газооборудование требует капитального ремонта суду не представлено. В части предложения об установлении срока для проведения капитального ремонта вышеуказанного дома до 31.12.2013, суд, с учетом мнения истца и третьих лиц - собственников общего имущества в многоквартирном доме, считает возможным проведение капитального ремонта в указанные сроки, так как этот срок позволяет соблюсти процедуру выделения соответствующих денежных средств. Доказательств иного суду не представлено. В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно ч.1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. При подаче искового заявления Грицких Л.П. оплатила госпошлину 200 рублей 00 копеек, что подтверждается чеком (л.д.2). Размер государственной пошлины исчислен верно, иск удовлетворен, а потому указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу Грицких Л.П. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Грицких Л.П. удовлетворить. Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома № 67 по улице Фрунзе в городе Омске за счет средств соответствующего бюджета в срок до 31.12.2013, а именно: крыши, входной двери на лестничную клетку, штукатурки и окраски подъездов, системы холодного и горячего водоснабжения, системы отопления, системы электроснабжения; за исключением установки приборов учета, капитального ремонта стропил и обрешетки деревянной, окон, вентиляции, канализации, фундамента, стен, перекрытий, полов, лестниц, балконов, перегородок, газооборудования. Взыскать с Администрации города Омска в пользу Грицких Л.П. судебные расходы в размере 200 (Двести) рублей 00 копеек. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.А. Вагнер