Дело №2-3273/2012. Решение суда от 26.06.2012 по иску Попковой С.Г. к Администрации г. Омска о проведении капитального ремонта



Дело № 2-3274/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июня 2012 года        город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А., при секретаре судебного заседания Ламановой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попковой С.Г. к Администрации города Омска опонуждении исполнить обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома,

у с т а н о в и л:

Истец обратилась в суд с выше обозначенным иском. В обоснование искового заявления указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: г. Омск, <адрес> Многоквартирный дом построен и сдан в эксплуатацию в 1974 году. Срок эксплуатации составляет 37 лет, но до настоящего времени в доме не производилось капитальных ремонтов. Большинство конструктивных элементов дома находятся в недопустимом состоянии и требуют срочного капитального ремонта. Считает, что обязанность по выполнению капитального ремонта лежит на Администрации города Омска, основываясь на ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ». Просит суд обязать Администрацию города Омска за счет средств соответствующего бюджета без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме провести капитальный ремонт системы холодного водоснабжения, системы отопления, фасада (герметизированные стыки, отмостка), кровли, системы электроснабжения, подъездов с заменой почтовых ящиков многоквартирного дома по выше обозначенному адресу в течение в срок до 01.11.2013; взыскать с ответчика в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины (л.д. 4-8).

В судебном заседании истец Попкова С.Г. поддержала исковые требования, указала, что капитальный ремонт в доме ни разу не проводился, конструктивные элементы дома находятся в плохом состоянии, износились. Обязанной по проведению капитального ремонта считает Администрацию г. Омска, ссылаясь на ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». На требовании о взыскании судебных расходов не настаивала. Просила иск удовлетворить.

Третьи лица - сособственники общего имущества многоквартирного дома, в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 157-162). В заявлении указали, что поддерживают уточненные исковые требования истцов. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчиков Администрации города Омска, департамента городского хозяйства администрации г. Омска Баланов О.Ю., в одном лице, действующий на основании доверенностей (л.д. 155-156) исковые требования не признал в полном объеме. Указал, что заявленные требования истцов не обоснованны, не подлежат удовлетворению в связи с тем, что квартиры в спорном жилом доме были переданы гражданам в собственность во время действия первоначальной редакции Закона РСФСР от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». На момент передачи первой квартиры в собственность граждан в порядке приватизации (1992 год) срок эксплуатации общего имущества составил 18 лет. Для отдельных конструктивных элементов спорного дома установленными ВСН 58-88 (р) определены сроки эффективной эксплуатации. Минимальные сроки эффективной эксплуатации отдельных конструктивных элементов составляют 15-20 лет. Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации обследованных конструктивных элементов жилых зданий до капитального ремонта при благоприятных условиях эксплуатации определена в приложении №3 ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденным Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 №312 (далее - ВСН 58-88(р)) и действующим до настоящего времени и составляет: стропила и обрешетка деревянная - 50 лет;трубопроводов канализации чугунной - 40 лет,кровля из волнистых асбестоцементных листов по деревянной обрешетке - 30 лет, вводно-распределительные устройства - 20 лет. Не подлежат также замене и ремонту водосток, окна, канализация, электрооборудование, почтовые ящики. Ремонту и замене подлежат кровля, герметизация стыков, отмостка, окраска стен, замена дверей, холодное и горячее водоснабжение, отопление, электрооборудование. Большинство квартир было приватизировано в тот период времени, когда не все элементы общего имущества, требовали замены. Администрация г. Омска не может являться бывшим наймодателем в части тех квартир, которые переданы гражданам в тот период времени, когда общее имущество не требовало замены. В настоящее время капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома выполняется в рамках действующего законодательства в соответствии с нормами ЖК РФ. Администрация считает единственным и правомерным способом проведения капитального ремонта спорного многоквартирного дома порядок, определенный Федеральным Законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». По ряду конструктивных элементов не истекли установленные сроки эксплуатации. Просил отказать в удовлетворении иска.

Представитель ответчика департамента имущественных отношений Администрации города Омска в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежаще (л.д. 150). Об отложении дела не ходатайствовал, письменного отзыва не представил.

Представитель третьего лица ООО УК «ЖКХ «Сервис» в судебное заседание не явился. О дате, времени, месте рассмотрения дела извещен надлежаще (л.д. 152). Об отложении дела не ходатайствовал, письменного отзыва не представил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав собранные доказательства в их совокупности с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что истец Попкова С.Г. является собственниками квартиры , расположенной в доме <адрес> в г. Омске (л.д.18). Указанный дом находится на обслуживании ООО «ЖКХ «Сервис», договор между управляющей компанией и собственниками дома имеется. Указанный факт не оспаривался в судебном заседании.

Решением Малого Совета Омского областного совета народных депутатов от 24.12.1992 №245 «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска» жилой многоквартирный дом <адрес> в г. Омске был передан в муниципальную собственность города Омска (л.д. 164).

Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 № 25.

В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).

Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил).

Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил).

Согласно обследованию строительных конструкций и инженерных систем здания жилого дома <адрес> в г. Омске, выполненному в 2009 году ООО «ТСК «ДомСтрой» (л.д.19-39), процент износа фасада составил 55%, отмостка по всему периметру здания разрушена на 55-60%, рекомендуется выполнение работ капитального ремонта фасада здания. Физический износ шиферной кровли составил 80%, разрушено 80% стыков рубероида. В которые происходит затекание осадков и попадание их непосредственно на плиты покрытия, трещины, разрывы верхнего слоя кровли, техническое состояние элементов кровли оценивается как недопустимое, имеется угроза сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан. В целях обеспечения условий комфортного проживания собственников помещений жилого дома, рекомендуется выполнение работ капитального ремонта кровли. Процент износа системы отопления составил 60%, техническое состояние элементов системы отопления оценивается как недопустимое, имеется угроза разрушения трубопроводов с дальнейшим затоплением подвальной части жилого дома и прекращение нормального функционирования системы отопления с нанесением значительного материального ущерба, а также имеется угроза безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан, рекомендуется выполнение работ капитального ремонта системы отопления. Процент износа ХГВС составил 70%, на стояках и лежаках следы глубокой коррозии, отслоение металла, отдельные повреждения трубопроводов, водомерная рамка требует замены, техническое состояние элементов ХГВС оценивается как недопустимое, имеется угроза разрушения трубопроводов с дальнейшим затоплением подвальной части жилого дома и прекращение подачи холодной и горячей воды жильцам квартир с нанесением материального ущерба, рекомендуется выполнение работ капитального ремонта ХГВС. Процент физического износа канализации составил 60%, в местах раструбов и на стыках туб расколы, трещины, выкалывание участков тубы 30%. Многочисленные бандажи и накладки из резины. Техническое состояние элементов канализации оценивается как недопустимое, имеется угроза разрушения, рекомендуется выполнение работ капитального ремонта канализации. Процент износа системы электроснабжения составил 70%, техническое состояние системы электроснабжения оценивается как недопустимое, имеется угроза возникновения короткого замыкания, а также возгорания жилого дома с нанесением значительного материального ущерба, рекомендуется выполнение работ по замене системы электроснабжения.

Мотивируя решение, суд исходит из того, что обязанность проведения капитального ремонта жилого дома, где проживают истцы, действительно возникла у его первого собственника до приватизации квартир жильцами. Дом построен в 1974 году (л.д. 21), а первая приватизация квартир в этом доме началась в 1992 году, что следует из выписки (л.д. 113-149). На момент приватизации первой квартиры дому было 18 лет. ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденного приказом Госкомрхитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312, определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов до капитального ремонта (замены), при этом эксплуатация большинства элементов здания составляет 15-20 лет. Таким образом, на момент приватизации первой квартиры дом уже требовал проведения капитального ремонта в части отдельных конструктивных элементов.

При смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник муниципальное образование городской округ город Омск, который не лишен возможности, с учетом того, в каком состоянии был передан дом, ставить перед бывшим собственником вопрос о принятии участия в проведении капитального ремонта.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещение в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем.

С 01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.

Как указано ранее, спорный жилой дом построен в 1974 году. Первая приватизация в доме началась в 1992 году, то есть через 18 лет после ввода в эксплуатацию. Как указано ранее, материалами дела подтверждается необходимость проведения капитального ремонта до 1992 года.

Таким образом, дом нуждался в проведении капитального ремонта уже в момент передачи его в муниципальную собственность и до передачи квартир в собственность граждан. Суду, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств, подтверждающих, что капитальный ремонт проводился либо доказательств, подтверждающих, что на момент приватизации квартир дом не нуждался в капитальном ремонте. Обязанность по доказыванию данных фактов лежит на ответчике.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению капитального ремонта дома <адрес> в г. Омске по отношению к собственникам, приватизировавшим квартиры в спорном доме, которые были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, и поддержали заявленный иск, выступает именно Администрация г. Омска, которая обязанность по производству капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнила, в связи с чем возлагает на нее обязанность выполнить такой ремонт.

Расширение круга бывших наймодателей или их правопреемников является необоснованным, поскольку при указанном толковании любой субъект, являвшийся наймодателем по отношению к истцу в период когда, истец являлся нанимателем, может ссылаться на предыдущего наймодателя и требовать замены ненадлежащего ответчика. Однако переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда, предполагает, в том числе и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиками не представлено доказательств, что при передаче жилого дома <адрес> в г. Омске в муниципальную собственность предусматривалась обязанность по проведению капитального ремонта дома бывшим собственником.

При таких обстоятельствах судом делается вывод, что возложение обязанности по проведению капитального ремонта на собственника жилого помещения возможно только в случае исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В рассматриваемом случае такая обязанность не была исполнена бывшим наймодателем - Администрацией города Омска.

Указанный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007.

Вместе с тем, в соответствии с приложением №3 ВСН 58-88 (р) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации фундамента железобетонного - 60 лет, стены железобетонные - 50 лет, перекрытия железобетонные - 80 лет, полы - 30 лет, лестницы - 60 лет, балконы - 40 лет; стропила и обрешетка деревянная - 50 лет; трубопроводов канализации чугунной - 40 лет, вентиляции - 60 лет, перегородки кирпичные - 75 лет, окна деревянные - 40 лет, внутренняя штукатурка подъездов - 60 лет, замена радиаторов - 40 лет, электрооборудования (за исключением сети дежурного освещения) - 20. Указанные работы не могут быть возложены на Администрацию г. Омска, так как на момент приватизации первой квартиры не истек минимальный эффективный срок эксплуатации данных элементов дома.

К перечню основных работ по капитальному ремонту дома относятся работы по капитальному ремонту мягкой кровли, герметизация межпанельных стыков, кпитальный ремонт системы холодного и горячего водоснабжения, отопления за исключением замены радиаторов, окраска подъездов с заменой дверей общего пользования, капитальный ремонт сети дежурного освещения, отмостки.

Доводы представителя ответчика относительно того, что дом в целом не требует капитально ремонта, суд считает несостоятельными в виду того, что в судебном заседании доказано иное. Судом установлено, что дом, в котором проживают истцы, требует капитального ремонта в настоящее время и требовал капитального ремонта до передачи жилых помещений в собственность гражданам по отдельным конструктивным элементам, указанным выше.

Поскольку на момент приватизации жилой дом <адрес> в г. Омске нуждался в капитальном ремонте, а Администрация г. Омска - муниципальное образование город Омск, обязанность по производству капитального ремонта дома не исполнила, то на Администрацию города Омска возлагается обязанность по проведению капитального ремонта, но в части отдельных конструктивных элементов, указанных выше.

Что касается срока проведения капитального ремонта вышеуказанного дома до 01.11.2013, суд, с учетом мнения истцов и третьих лиц - собственников общего имущества в многоквартирном доме, считает возможным проведение капитального ремонта в указанные сроки, так как этот срок позволяет соблюсти процедуру выделения соответствующих денежных средств.

Доказательств иного суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Попковой С.Г. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес> в городе Омске за счет средств соответствующего бюджета в срок до 01.11.2013, в том числе капитальный ремонт мягкой кровли, капитальный ремонт холодного и горячего водоснабжения, системы отопления за исключением замены радиаторов, герметизация стыков, капитальный ремонт сети дежурного освещения, замена дверей в местах общего пользования, окраска подъездов, капитальный ремонт отмостки.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья          Е.А. Вагнер

-32300: transport error - HTTP status code was not 200