Дело № 2-2866/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 июня 2012 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А. при секретаре судебного заседания Бахаровской О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурор ЦАО города Омска в защиту РФ и интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Оммет" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию рабочих мест для инвалидов, у с т а н о в и л : Прокурор ЦАО г. Омска в защиту интересов неопределенного круга лиц, РФ обратился в суд с иском к ОАО «Омскметаллооптторг» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию рабочих мест для инвалидов. В обоснование требований указано, что Прокуратурой ЦАО г. Омска и специалистами Главного управления государственной службы занятости населения Омской области проведена проверка соблюдения ответчиком законодательства о занятости населения. Установлено, что ОАО «Омскметаллооптторг» не соблюдена обязанность по обеспечению установленной квоты для трудоустройства инвалидов в соответствии с предъявляемыми требованиями законодательства. Прокуратурой округа в апреле 2012 года проведена дополнительная проверка исполнения данной организацией требований законодательства о занятости населения. Проверкой установлено, что, квота для трудоустройства инвалидов в полном объеме не исполнена, специальное рабочее место в установленном порядке не аттестовано. Просит признать бездействие ОАО «Омскметаллооптторг» по не обеспечению установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов противоречащим статье 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», статье 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению Правительства Омской области № 16-и от 27.01.2010 «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области»; обязать ОАО «Омскметаллооптторг» выполнить требования закона, создать специальные, аттестованные рабочие места для инвалидов в пределах установленной квоты. В судебном заседании представитель прокуратуры Центрального административного округа города Омска Беглярова Е.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просила иск удовлетворить. Представитель ответчика Агеенкова Е.В., действующая на основании доверенности от 31.12.2011, действительной сроком до 31.12.2012 (л.д.57), пояснила, что ОАО «Омскметаллооптторг» предприняло все возможные меры к устранению нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области, но не могло исполнить предписание по независящим от него причинам. Считает необоснованным признавать бездействие ОАО «Омскметалоопторг» по не обеспечению установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов. Обязательства ОАО «Омскметаллоопторг» по созданию специальных, аттестованных рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой, выполнены частично, рабочие места выделены в соответствии с установленной квотой и частично аттестованы. Для полной аттестации и сертификации требуется дополнительное финансирование и время. ОАО «Омскметаллоопторг» получило предписание Главного управления государственной службы занятости населения Омской области № 232 об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области о необходимости соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создания специального рабочего места для трудоустройства инвалидов. В установленный предписанием срок обратились в службу занятости с заявкой о трудоустройстве инвалидов, заявка обновлялась каждый месяц, провели проверку персональных данных работников предприятия, провели анализ возможных вариантов создания специального места для трудоустройства инвалидов, изучили нормативный материал. В настоящее время квота выполнена в полном объеме, на предприятии работает 8 работников-инвалидов, что составляет 3% от среднесписочной численности работников предприятия. С целью создания рабочего места был сделан запрос в ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» о том, кому из работников-инвалидов возможно создать специальное рабочее место. В ответе на запрос был указан работник Шведова Т.Н., которому возможно создать специальное рабочее место с использованием специального оборудования. Для изменения трудовых рекомендаций данный работник был направлен на медико-социальную экспертизу с целью коррекции индивидуальной программы реабилитации. По истечении срока предписания ОАО «Омскметаллоопторг» продолжило проведение мероприятий по выполнению предписания. 21.03.2012 издан приказ о приеме на работу инвалида Богачевой Н.В., 21.03.2012 - о переводе на другую работу инвалида Гриненко В.К. Продолжается обновление заявки в службу занятости, подаются объявления о приеме на работу инвалидов в бесплатные печатные издания «Ваш Курс», «Новый курс», которые имеют большой тираж и доступны широкому кругу населения города Омска. Постоянно проводится разъяснительная работы среди работников ОАО «Омскметаллоопторг» с целью привлечения для трудоустройства родственников и знакомых, имеющих инвалидность. Несмотря на все предпринятые мероприятия, обращений желающих трудоустроиться инвалидов недостаточно для соблюдения установленной квоты трудоустройства. Причинами невыполнения в установленный срок являются отсутствие либо очень низкий уровень обращений претендентов - инвалидов для трудоустройства. Просила в удовлетворении иска отказать. Представитель ГУ Государственной службы занятости населения Омской области Третьяк В.А., действующий на основании доверенности от 15.12.2011, действительной сроком до 31.12.2012 (л.д.52), требования прокурора поддержал, пояснил, что имеет место незаконное бездействие ответчика, в настоящее время требования по устранению нарушений в части создания рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой не выполнены в полном объеме. Специальное рабочее место для инвалида не создано. Просил удовлетворить иск. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ наряду с иными обязанностями по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда в обязанность работодателя входит проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией. Согласно ст. 224 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, проводить другие мероприятия. В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона «О занятости населения», работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе: соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации; соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. При этом, на работодателя возложена обязанность ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ч. 3 ст. 25 Закона). Вопросы квотирования рабочих мест для инвалидов урегулированы Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ». Статья 21 Закона предусматривает, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Согласно ст. 22 указанного Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федераций для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Во исполнение данной нормы ст. 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» предусматривает, что организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда; создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать организации в соответствии с законодательством. Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 № 16-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством установлена: 1. квота для приема, на работу инвалидов в размере трех процентов, к среднесписочной численности работников; 2. минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту. В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения от 17.11.2011 № № (л.д. 8-11) специалистами Главного управления государственной службы занятости населения Омской области проведена проверка соблюдения в деятельности ОАО «Омскметаллооптторг» законодательства о занятости населения, по результатам которой 26.12.2011 составлен акт проверки № (л.д. 12-13). Проверкой установлено, что ОАО «Омскметаллооптторг» не соблюдена обязанность по обеспечению установленной квоты для трудоустройства инвалидов в соответствии с предъявленными требованиями законодательства, в том числе по обеспечению создания (выделению) минимального количества специального рабочего места для трудоустройства инвалидов, при этом установлен срок 27.02.2012 (л.д. 14-16). Прокуратурой Центрального административного округа г. Омска в марте-апреле 2012 года проведена дополнительная проверка исполнения ОАО «Омскметаллооптторг» требований законодательства о занятости населения. Проверкой установлено, что обязательства ОАО «Омскметаллооптторг» по созданию специальных, аттестованных рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой, выполнены частично, рабочие места выделены в соответствии с установленной квотой и частично аттестованы. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями представителя истца, третьего лица и не оспаривается представителем ответчика. В штатное расписание с учетом необходимости создания специального места для трудоустройства инвалидов внесены изменения, ведется подбор кандидатов для трудоустройства на специальное место. Среднесписочная численность ОАО «Омскеталлооптторг» на 01.04.2012 составляет 274 человека. В ОАО «Омскметаллоптторг» количество рабочих мест для инвалидов - 8, специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов не создано (л.д. 44,45). Таким образом, суду не представлено доказательств того, что в ОАО «Омскметаллооптторг» создано (выделено) специальное рабочее место для инвалида. Доводы ответчика о том, что ответчик принял все зависящие от него меры для создания специального рабочего места, судом не принимаются во внимание, так как в судебном заседании не подтвержден данный факт. Решение создавшейся проблемы с подбором для трудоустройства инвалида, которому требуется создание специального рабочего места, возможно, например, с помощью общественных объединений инвалидов. Судом установлено, что за оказанием содействия в решении проблемы в организации инвалидов ответчик не обращался. Поскольку судом достоверно установлено, что в настоящее время ответчиком не созданы специальные, аттестованные рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой, суд приходит к выводу о признании бездействия ОАО «Омскметаллооптторг» по не созданию специальных рабочих мест для инвалидов незаконным. В этой связи суд считает обоснованным возложить на ответчика обязанность по устранению указанного нарушения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Проку3рора ЦАО г. Омска в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворить. Признать бездействие ОАО "Оммет" выразившееся в несоздании (оборудовании) специального рабочего места для трудоустройства инвалида, противоречащим ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», ст. 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению Правительства Омской области № 16-и от 27.01.2010 «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области». Обязать ОАО "Оммет"» выполнить требования законодательства и создать специальные, аттестованные рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты. Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Омска. Судья Е.А. Вагнер