Дело № 2-667/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 февраля 2012 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Илларионова А.В. при секретаре судебного заседания Березине К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лебедевой Л.А. к Администрации города Омска, департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, установил: Лебедева Л.А. обратилась в суд к Администрации города Омска, департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в обоснование которого указав, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. 27 августа 2007 года она совместно с супругом Лебедевым В.М. продали дом, расположенный в с. Екатеринославка Шербакульского района Омской области, в связи с переездом на постоянное место жительство к дочери в г. Омск. Переезд был связан с невозможностью проживания по месту жительства в с. Екатеринославка в связи с престарелым возрастом, ухудшением здоровья и условиями проживания, поскольку дом неблагоустроенный. Денежной суммы, полученной от продажи дома, в размере 330000 рублей, было недостаточно для улучшения жилищных условий в городе Омске, в связи с чем зарегистрировались и постоянно проживали в квартире, которая принадлежит на праве общей совместной собственности их дочери и ее супругу. "дата" умер ее супруг - Лебедев В.М.. В сентябре 2011 года она обратилась в департамент жилищной политики Администрации города Омска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлением Администрации города Омска от 23.09.2011 № 1068-п ей отказано в принятии на указанный учет на основании ст. 53 ЖК РФ. Просит признать отказ Администрации города Омска от 23.09.2011 в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконным, признать нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, возложить обязанность на Администрацию города Омска по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Лебедева Л.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя Бакулиной Л.В. Представитель истца по доверенности Бакулина Л.В. в судебном заседании исковые требования уточнила, просила признать истца нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложить обязанность на Администрацию г. Омска по постановке на учет в качестве нуждающиеся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Представитель Администрации города Омска, департамента жилищной политики Администрации города Омска Терещенко Е.П. по доверенностям в судебном заседании исковые требования не признала, представила в материалы дела письменный отзыв, в котором указала, что с 23 мая 2007 года Лебедева Л.А. зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: город Омск, <адрес> Также в указанном жилом помещении зарегистрированы Бакулина Л.В., Лебедева Л.А. и Б.В.П. Жилое помещение состоит из 3 комнат, общей площадью 49,80 кв.м и принадлежит на праве собственности Бакулиной Л.В. и Б.В.П. До 11 мая 2007 года Лебедева Л.А. была зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: Омская область, <адрес> В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. 27 августа 2007 года Лебедева Л.А. продала принадлежавший ей на праве собственности дом в <адрес> и таким образом, совершила действия, в результате которых она может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением Администрации города Омска от 23 сентября 2011 года № 1068-п «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Лебедевой Л.А. отказано в принятии на учет. Таким образом, Администрация города Омска, департамент жилищной политики Администрации города Омска считают отказ законным. Просила отказать Лебедевой Л.А. в удовлетворении заявленных исковых требований. Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Положениями ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» (с изменениями от 27.07.2010) установлено, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны. В соответствии с п. п. 3 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона, участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Согласно положениям частей 1, 11 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» полномочия Российской Федерации по обеспечению жильем участников Великой Отечественной Войны переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми определяется порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанной категории граждан. В соответствии с частями 1, 2 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» средства на реализацию передаваемых Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем участников Великой Отечественной Войны органам государственной власти субъектов РФ предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Кроме того, п.п. 2, 4 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 № 614, установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем участников Великой Отечественной Войны, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций. При этом, перечисление субвенций в бюджеты субъектов РФ осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (п.п. 2 п. 3). Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п.п. 2 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11). В соответствии с п. 1.1 ст. 3 Закона Омской области от 28.12.2005 № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» определение порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» отнесено к полномочиям Правительства Омской области. Во исполнение указанного закона 26.07.2006 постановлением Правительства Омской области № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Порядок). Пунктом 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки определено, что обеспечение участников Великой Отечественной войны жилыми помещениями может осуществляться либо путем предоставления жилья по договору социального найма (в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством), либо путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору. При этом, п. 2 Порядка устанавливает, что право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями имеют участники Великой Отечественной Войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (с изменениями от 09.01.2010) предусмотрено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Из вышеприведенного следует, что действие указанных нормативно-правовых актов направлено на обеспечение жилыми помещениями категории граждан - инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий; в указанных положениях поименованы ветераны Великой Отечественной войны и вдовы участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Судом установлено, что истица Лебедева Л.А., "дата" года рождения, является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны - Лебедева В.М. (л.д. 8, 9). Лебедева Л.А. обратилась в Администрацию города Омска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлением Администрации города Омска от 23 сентября 2011 года № 1068-п истице было отказано в принятии на указанный учет на основании ст. 53 ЖК РФ, о чем Лебедев Л.А. была уведомлена письмом департамента жилищной политики Администрации города Омска от 25 сентября 2011 года (л.д. 6, 7). Свой отказ Администрация города Омска мотивировала тем, что истцом совершены действия, в результате которых Лебедева Л.А. может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что 27 августа 2007 года Лебедевой Л.А., Лебедевым В.М. продан земельный участок с расположенной на нем квартирой по адресу: <адрес>, ул. Республики, <адрес> (л.д. 25-26, 27); с указанного момента и по настоящее время Лебедева Л.А. зарегистрирована и фактически проживает по адресу: <адрес> (л.д. 21,13). Как следует из материалов дела <адрес> находится в общей долевой собственности Б.В.П. и Бакулиной Л.В. (л.д. 18). Основанием для регистрации права собственности послужил договор купли-продажи от 28 февраля 1996 года (л.д. 18). В судебном заседании установлено, что продажа жилого дома в <адрес> и переезд Лебедевой Л.А. в <адрес>, принадлежащей на праве собственности дочери Лебедевой Л.А. Бакулиной Л.В. и Б.В.П., были вынужденными действиями. Как следует из выписки из истории болезни №"дата" год, Лебедева Л.А., "дата" года рождения, поступила во 2 микрохирургическое отделение БУЗОО «Клиническая офтальмологическая больница им. В.И. Выходцева» "дата" в экстренном порядке с диагнозом <данные изъяты> (л.д. 36), нуждается в постоянном уходе (л.д. 45). Как следует из медицинской карты стационарного больного № 1361, 01 июня 2007 года в отделение хирургии поступил Лебедев В.М., диагноз: <данные изъяты> "дата" Лебедев В.М. умер (л.д. 12). В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям. Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, необходимость регистрации истицы именно в городе Омске в квартире, сособственником которой является ее дочь, связана с ее нуждаемостью в постоянном уходе и квалифицированной медицинской помощи. При этом необходимость ухода за собой как раз и повлияло на решение дочери истицы оказывать посильную помощь по уходу за матерью. Как следует из объяснений представителя Бакулиной Л.В., данных в судебном заседании, вырученной от продажи дома в <адрес> (320 тыс. руб.) было недостаточно для покупки родителям отдельного жилого помещения, часть этой суммы израсходована на лечение, погребение отца - Лебедева В.М., оставшаяся часть (100 тыс. руб.) не израсходована. Проанализировав и оценив представленные доказательства по правилам ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что намеренного ухудшения со стороны истицы своих жилищных условий не было, поскольку продажа жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, и переезд Лебедевой Л.А. в <адрес> были вынужденными действиями в силу вышеустановленных судом обстоятельств. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. В силу ч. 2, 3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В силу ч. ч. 1, 3, 4 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Поскольку собственником какого-либо жилого помещения на территории Омской области Лебедева Л.А. не значится (л.д. 44, 48), а также не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не является членом семьи собственника жилого помещения, обеспеченным жилой площадью более учетной нормы, обладает статусом вдовы участника Великой Отечественной войны, суд приходит к выводу, что истец имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях с даты обращения с заявлением о постановке на учет (06.09.2011). На основании вышеизложенного суд считает требования истицы о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении на Администрацию города Омска в лице департамента жилищной политики Администрации города Омска обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, подлежащими удовлетворению Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Признать Лебедеву Л.А. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Обязать Администрацию города Омска в лице департамента жилищной политики Администрации города Омска принять Лебедеву Л.А., "дата" года рождения, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 06 сентября 2011 года - даты обращения за постановкой на учет. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска. Судья А.В. Илларионов