Дело № 2-4526/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации (заочное) 08 августа 2012 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи М.М. Сафронова, при секретаре Е.П. Москаленко, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гладченко С.Н., Безбородовой Т.Б., Безбородова В.С., Безбородовой А.В. к Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома, взыскании судебных расходов, установил: Истцы Гладченко С.Н., Безбородова Т.Б., Безбородов В.С., Безбородова А.В. обратилась в суд к Администрации г. Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома, взыскании судебных расходов. В обоснование указано, что Гладченко С.Н. является собственником квартиры № дома № 8 по ул. Центральная в п. Большие Поля в г. Омске. Истцы Безбородова Т.Б., Безбородов В.С., Безбородова А.В. являются собственниками квартиры № дома № 8 по ул. Центральная в п. Большие Поля в г. Омске. Дом сдан в эксплуатацию в 1979 году, с момента сдачи дома в эксплуатации до настоящего времени капитальный ремонт не производился. Дом находится в неудовлетворительном состоянии – требуется капитальный ремонт, что подтверждается заключением, выполненным ООО ТСК «ДомСтрой» в 2009 году. Согласно заключения о техническом состоянии элементов структуры здания жилого многоквартирного дома по адресу: г.Омск, п. Большие Поля, ул. Центральная, дом 8, техническое состояние крыши, системы отопления, системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения оцениваются как недопустимое. Имеются угроза безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан. В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. В соответствии с Приложением № 2 к Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденным Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года № 312, продолжительность эффективной эксплуатации для данного вида домов до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет. Просит обязать ответчиков за счет средств соответствующего бюджете, без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме, произвести капитальный ремонт имущества многоквартирного дома по адресу: г. Омск, п. Большие Поля, ул. Центральная, д. 8; взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей. В ходе подготовке дела к судебному заседанию в порядке ст. 43 ГПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены: Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска. В судебном заседании истцы Безбородова Т.Б., Гладченко С.Н. заявленные исковые требования уточнили, дополнительно просили взыскать судебные расходы на проведение отчета в размере 5 000 рублей. Представитель третьего лица ООО УК «ЖКХ «СФЕРА» Григорьев В.А. (по доверенности, л.д.181) полагал требования обоснованными. Ответчик Администрация г. Омска своего представителя в судебное заседание не направила, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Представитель третьего лица ООО «УК «ЖКХ Сервис» Григорьев В.А., действующий по доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал. Третьи лица Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Истцы Безбородов В.С., Безбородова А.В. в суд не явились, будучи извещенными о времени и месте слушания дела. На основании ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01 марта 2005 года) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25 сентября 1985 года № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21 января 2006 года № 25. В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01 марта 2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил). Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил). Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил). Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил). В судебном заседании установлено, что истец Гладченко С.Н. является собственником квартиры № дома № 6 по ул. Центральная в п. Большие Поля в г. Омске, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 55 АВ № 120157 от 14 июля 2005 года (л.д. 19). Истцы Безбородова А.В., Безбородова Т.Б., Безбородов В.С. являются собственниками квартиры № дома № 8 по ул. Центральная в п. Большие Поля в г. Омске по 1/3 доли каждый, что подтверждается свидетельствами и о государственной регистрации права от 13 июля 2006 года (л.д. 20, 21, 22). Суду представлен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 8 по ул. Центральная в пос. Большие Поля в г. Омске от 04 апреля 2012 года, из которого следует, что истцам по настоящему делу делегированы полномочия на обращение в суд с иском к органам местного самоуправления о проведения капитального ремонта общего имущества жилого дома (л.д. 203-205). В 2009 году ООО ТСК «ДомСтрой» изготовило заключение по обследованию жилого дома № 8 по ул. Центральная в пос. Большие Поля в г. Омске. В результате проведенного обследования установлено, что до 30 % ограждающих конструкций имеют пустоты, отсутствует слой утеплителя, вследствие чего происходит промерзание, обнаружены следы промерзания в квартирах и подъездах жилого дома. Необходима герметизация стыков ж/б плит, отсутствует заделка швов (70-80 %). До 20 % стеновых панелей имеют повреждение защитного слоя бетона. Оконные переплеты в подъездах жилого дома, рассохлись, покоробились и расшатаны в углах, створки не открываются или выпадают, все сопряжения нарушены. Оконные блоки не выполняют необходимых теплоизоляционных функций. Отмостка по всему периметру здания разрушена на 30-40 %. Необходима замена окон в подъездах, ремонт отмостки и тамбуров подъездов жилого дома. В 1-ом подъезде необходим ремонт лестничного марша первого этажа. Процент износа фасада составил 67 %. Шиферное покрытие имеет многочисленные раскрытия и растрескивания вдоль листа на 60 % от общей площади, сдвиг листов шифера с раскрытием коньковой части кровли, в местах раскрытия сильное затекание осадков и глубокое гниение конькового элемента. Разрушение коньковой части кровли составляет 80 %, местами полное отсутствие защитного конькового элемента из кровельной стали. На стропилах мокрые пятна, следы протечек 100 %, поражение гнилостностью 30-40 %, установлены упоры. Мауэрлат 20-30 % мокрые пятна. На подстропильных конструкциях следы протечек, мокрые пятна 100 %. Обрешетка поражена гнилостностью 100 %. Требуют ремонта слуховые окна и вентиляционные шахты. В местах пропуска вентиляционных блоков, шахт и другого инженерного оборудования по СНиП II26-76 пункт 3.8. предусмотрены переходные детали, защитные фартуки из оцинкованной кровельной стали и герметичное соединение их со стенками блоков, шахт или оборудования. По факту данные элементы некачественно выполнены, а местами полностью отсутствуют, 100 % всех примыканий не герметичны. Обнаружены следы протечек кровли в квартирах и на лестничных клетках 5-го этажа, чердак заснежен. На кровле отсутствует утеплитель. Данная кровля не выполняет необходимых ограждающих и теплоизоляционных функций. Процент износа шиферной кровли составляет 80 %, техническое состояние оценивается как недопустимое, имеется угроза сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан. Система теплоснабжения жилого дома зависимая, с нижней разводкой, оборудована одним элеваторным тепловым узлом. На стояках глубокая коррозия, отслоение металла, износ 75-80 %. Тепловой узел – имеются следы приварки, глубокая коррозия элементов теплового узла, подтекания в местах сварных швов, вышедшая из строя запорная арматура. Процент износа системы отопления составил 60 %, техническое состояние системы оценивается как недопустимое, имеется угроза разрушения трубопроводов с дальнейшим затоплением подвальной части жилого дома и прекращения нормального функционирования системы отопления с нанесением значительного материального ущерба. Течи в местах врезки кранов и запорной арматуры, повреждения трубопроводов (свищи, течи), 70 % износа трубопроводов. Водомерная рамка не функционирует. Процент износа ХГВС составил 75 %, техническое состояние оценивается как недопустимое, имеется угроза разрушения трубопроводов с дальнейшим затоплением части жилого дома и прекращения подачи холодной воды жильцам квартир с нанесением материального ущерба. Повреждение чугунных трубопроводов, отводов. Протекание на стыках чугунных труб, накладки на резины 50 % от общей площади. На стояках канализации имеются продольные трещины, выкалывания отдельных участков трубы, накладки из резины. На момент проведения обследования подвальная часть дома затоплена, в результате нарушения функционирования канализации. Процент износа канализации составил 70 %, техническое состояние оценивается как недопустимое, имеется угроза разрушения. В целях обеспечения условий комфортного проживания собственников помещений жилого дома рекомендуется выполнение работ капитального ремонта канализации. Потеря эластичности изоляции проводов АПВ, значительное повреждение сетей, оплавление изоляции в местах соединения, участки оголенных проводов. Также требуют замены распределительные щиты с заменой автоматов и выключателей. В системе электроснабжения многоквартирного дома отсутствует отдельная, выделенная линия защитного заземления. Вместо системы защитного заземления с момента первоначальной эксплуатации многоквартирного дома используется система зануления (объединения корпуса щита этажного электрического с нулевым магистральным проводником). Процент износа системы электроснабжения составил 70 %, техническое состояние оценивается как недопустимое, имеется угроза возникновения короткого замыкания, а также возгорание жилого дома с нанесением значительного материального ущерба (л.д. 23-39). В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем. С 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме. Судом также установлено, что спорный жилой дом построен в 1979 году (л.д. 155-176). Срок эксплуатации в настоящее время составляет 33 года. Приватизация жилых помещений в доме началась в 1993 году (л.д. 150-154), то есть на указанный момент период эксплуатации дома составлял 14 лет. С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт не проводился, по крайней мере, стороны тому доказательств в материалы дела не представили. Из ответа Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска № Исх-ДИО/11149 от 19 июня 2012 года видно, что в Реестре муниципального имущества города Омска по адресу: г. Омск, пос. Большие Поля, ул. Центральная, д. 8 учитывался жилой дом, включенный в состав муниципальной собственности города Омска на основании Решения Омского городского Совета от 20 марта 2002 года № 489 «О приеме в муниципальную собственность объектов ГУСП ОПХ «Омское». Полное наименование предприятия, на балансе которого находилось домостроение – государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Опытно-производственное хозяйство «Омское». Министерством регионального развития РФ письмом от 20 декабря 2006 года № 14316-РМ/07 даны разъяснения, что учет многоквартирного дома, помещения в котором принадлежат двум и более различным собственникам, в реестре муниципального (государственного) имущества или бухгалтерский учет многоквартирного дома на балансе управляющей или иной организации следует считать неправомерным. По данным Управления Россреестра по Омской области и ГП ОО «ОЦТИиЗ» проведена инвентаризация на выявление приватизированных жилых помещений. В результате инвентаризации жилой дом исключен из Реестра, в Реестр включены неприватизированные жилые помещения, на текущий момент объектом учета в Реестре является 1 квартира (л.д. 94). Суду стороной ответчика не представленного каких-либо иных сведений о состоянии дома на момент первых приватизаций, не приведено доказательств проведения как текущего, так и капитального ремонтов дома с момента ввода дома в эксплуатацию, не заявлено о проведении государственной экспертизы отчета специалиста, выводы специалиста не опровергнуты, иные специалисты не приглашены, акты обследования дома не представлены, таким образом с учетом представленной совокупности доказательств суд приходит к выводу, что стороной ответчика Администрации г. Омска не приведено доказательств, опровергающих позицию стороны истца о том, что дом требовал выборочного капитального ремонта по состоянию на 1993 год. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению выборочного капитального ремонта дома № 8 по ул. Центральная в пос. Большие Поля в г. Омске, по отношению к собственникам, приватизировавшим квартиры в спорном доме, которые поддержали заявленный иск, выступает именно Администрация г. Омска, которая обязанность по производству капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнила, в связи, с чем возлагает на нее обязанность, выполнить такой ремонт. Согласно Приложению № 1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года № 312 (далее по тексту - ВСН 58-88 (р)), капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью, восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. В силу п. 5.1, 5.2., 5.8. ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства. Из Приложения № 3 ВСН 58-88 (р) следует, что продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) трубопроводов горячей и холодной воды (газовых черных труб) -15 лет, отопление радиаторы чугунные при открытой схеме -15 лет, вводно-распределительные устройства - 20 лет, кровля из асбестоцементных листов и волнистого шифера - 30 лет, стропила и обрешетка деревянная - 50 лет, трубопроводов канализации чугунной - 40 лет и.т.д. С учетом года возведения здания – 1979 год, периода возникновения долевой собственности – 1993 год, приема дома в муниципальную собственность, параметров, указанных в Приложении № 3 к Положению ВСН 58-88 (р), предусматривающих минимальную продолжительность эксплуатации элементов здания, используемых в заключении, суд приходит к выводу, что на ответчика необходимо возложить обязанность по капитальному ремонту в объеме тех элементов здания, фактический срок эксплуатации которых превысил предусмотренные ВСН 58-88 (р) периоды эксплуатации на момент первой приватизации квартир, то есть, в данном случае превысил 14 лет. Отсюда, суд возлагает обязанность на Администрацию г. Омска произвести ремонт общего имущества спорного жилого дома в части, а именно: герметизация наружных стен мастиками; водосточных труб и мелких покрытий по фасаду из стали; дверных заполнений входных на лестничную клетку; внутренней отделки; наружней отделки; инженерного оборудования: замены водоразборных кранов, водомерных узлов, задвижек и вентилей из чугуна, изоляции трубопроводов; горячего водоснабжения – задвижек и вентилей из чугуна, изоляции трубопроводов, трубопроводов – задвижек и вентилей, трехходовых кранов, изоляции трубопроводов; электрооборудования - сети дежурного освещения мест общего пользования, электроприборов (штепсельных розеток, выключателей и т.п); асфальтобетонного (асфальтового) покрытия отмосток. В остальных требования суд считает необходимо отказать, поскольку требования истца не основаны на указанных выше ВСН.58-88(р). В части требований об установлении срока для проведения капитального ремонта вышеуказанного дома, суд с учетом позиции истцов, а также состояния технических элементов дома, полагает, что разумным сроком для ремонта, в данном случае, является срок до 31 декабря 2013 года, что, по мнению суда, отвечает интересам обеих сторон спора. В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Истец Безбородова Т.Б. при подаче искового заявления оплатила государственную пошлину в размере 200 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 08 июня 2012 года (л.д. 7). Размер государственной пошлины исчислен, верно, учитывая, что иск удовлетворен в части, потому указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца также в части – в размере 100 рублей. Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру б/н от 09 декабря 2009 года Безбородова Т.Б. оплатила по договору от 10 ноября 2009 года ООО ТСК «ДомСтрой» за проведенное обследование дома 5 000 рублей. Таким образом, суд считает, что указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца Безбородовой Т.Б. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Гладченко С.Н., Безбородовой Т.Б., Безбородова В.С., Безбородовой А.В. удовлетворить частично. Обязать Администрацию города Омска произвести выборочный капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома № 8 по улице Центральная в поселке Большие Поля в городе Омске за счет соответствующего бюджета в срок до 31 декабря 2013 года, а именно: герметизацию наружных стен мастиками; водосточных труб и мелких покрытий по фасаду из стали; дверных заполнений входных на лестничную клетку; внутренней отделки; наружней отделки; инженерного оборудования: замены водоразборных кранов, водомерных узлов, задвижек и вентилей из чугуна, изоляции трубопроводов; горячего водоснабжения: задвижек и вентилей из чугуна, изоляции трубопроводов, трубопроводов: задвижек и вентилей, трехходовых кранов, изоляции трубопроводов; электрооборудования: сети дежурного освещения мест общего пользования, электроприборов (штепсельных розеток, выключателей и т.п); асфальтобетонного (асфальтового) покрытия отмосток. В удовлетворении остальной части требований отказать. Взыскать с Администрации города Омска в пользу Безбородовой Т.Б. расходы на проведение обследования в размере 5 000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 100 рублей. Ответчик вправе подать в Центральный районный суд г. Омска заявление об отмене данного заочного решения в течение семи дней со дня получения копии решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке посредством подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде, по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья