Дело № 2-5039/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 августа 2012 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи М.М. Сафронова, при секретаре судебного заседания А.С. Богдановой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа города Омска в интересах Мартыненко А.А. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л: Прокурор ЦАО г. Омска обратился в суд в интересах Мартыненко А.А. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения. В обоснование указал, что в прокуратуру Центрального административного округа г. Омска обратилась Мартыненко А.А. о защите жилищных прав, в части предоставления ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой установлено, что <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>. Постановлением Мэра города Омска от 29 декабря 2008 года № 1181-п Мартыненко А.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Решением комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации города Омска от 16 декабря 2011 года Мартыненко А.А. включена во внеочередной список по категории «дети-сироты» с 29 декабря 2008 года. Приказом директора департамента образования Администрации г. Омска от 27 июня 2012 года № 1355-0 отменено закрепление за Мартыненко А.А права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Копия настоящего приказа направлена в Администрацию ЦАО г. Омска для приведения в соответствие постановления главы администрации Куйбышевского района г. Омска «О закреплении жилой площади за малолетней Мартыненко А.А., 04 сентября 1986 года рождения» № 1300п от 26 ноября 1993 года. Приказом директора департамента образования Администрации г. Омска от 11 июля 2012 года № 1465-0 отменено закрепление за Мартыненко А.А. права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Копия настоящего приказа направлена в Администрацию САО г. Омска для приведения в соответствие решения исполнительного комитета Первомайского районного совета народных депутатов «Об определении несовершеннолетней Мартыненко А.А. в детский дом на полное государственное обеспечение» № 751 от 11 декабря 1990 года. С учетом того, что в результате принятия неправомерного решения в 2008 году о принятии Мартыненко А.А. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по общему списку, и в последующем изменении данного неправомерного решения после исполнения Мартыненко А.А. 23-х летнего возраста, данное обстоятельство не может влечь нарушений, установленных законом ее прав как ребенка-сироты. В настоящее время Мартыненко А.А. с ребенком проживают у подруги Варламовой Е. по адресу: <адрес>. Просит обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Мартыненко А.А., 12 декабря 1987 года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке. В судебном заседании представитель прокурора ЦАО г. Омска Беглярова Е.Г., заявленные исковые требования поддержала полностью, по основаниям, изложенным в иске. Истец Мартыненко А.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Ответчики Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Третьи лица Департамент жилищной политики Администрации г. Омска, Правительство Омской области, своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации). В развитие названных конституционных положений ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч. 1 ст. 57). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации). По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы. Кроме того, положения ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения. Как следует из материалов дела, <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>. Постановлением Мэра города Омска от 29 декабря 2008 года № 1181-п Мартыненко А.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 18, 33-34). Решением комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации города Омска от 16 декабря 2011 года Мартыненко А.А. включена во внеочередной список по категории «дети-сироты» с 29 декабря 2008 года. Приказом директора департамента образования Администрации г. Омска от 27 июня 2012 года № 1355-0 отменено закрепление за Мартыненко А.А права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Копия настоящего приказа направлена в Администрацию ЦАО г. Омска для приведения в соответствие постановления главы администрации Куйбышевского района г. Омска «О закреплении жилой площади за малолетней Мартыненко А.А., 04 сентября 1986 года рождения» № 1300п от 26 ноября 1993 года (л.д. 21). Приказом директора департамента образования Администрации г. Омска от 11 июля 2012 года № 1465-0 отменено закрепление за Мартыненко А.А. права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Копия настоящего приказа направлена в Администрацию САО г. Омска для приведения в соответствие решения исполнительного комитета Первомайского районного совета народных депутатов «Об определении несовершеннолетней Мартыненко А.А. в детский дом на полное государственное обеспечение» № 751 от 11 декабря 1990 года (л.д. 22). В настоящее время Мартыненко А.А. с ребенком проживают у подруги Варламовой Е. по адресу: <адрес> (л.д. 40). Согласно сведениям государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» и Управления Росреестра по Омской области истец Мартыненко А.А. в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится (л.д. 43, 44, 45). Из представленных документов следует, что на момент принятия истца на учет для предоставления жилья возраст Мартыненко А.А. составлял менее 23 лет. Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени Мартыненко А.А. жилое помещение по договору социального найма не получила. Не оспаривалось ответчиками и право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке. Исходя из изложенных выше норм закона и фактических обстоятельств дела, суд считает, что Мартыненко А.А. имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно ст. 7 Закона Омской области от 28 декабря 2005 года № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным или областным законодательством основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях. Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти Омской области либо государственным унитарным предприятием Омской области или государственным учреждением Омской области на основании решения соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти Омской области или вступившего в законную силу решения суда. Законом Омской области от 04 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. С 01 января 2012 года полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма «детей-сирот» из ведения ОМС субъектом федерации - Омской областью исключены. Законом Омской области от 23 ноября 2011 года № 1407-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Омской области» абзац 1 пункта 14 ст. 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» изложен в следующей редакции: состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области. При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв. м. независимо от состава семьи. С учетом изложенной нормы, а также согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления. Согласно п. 4 ст. 7 Положения о Министерстве образования Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15 марта 2004 ода № 63 задачей Министерства, в том числе, является обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктами 23, 23.1 ст. 8 названного Положения предусмотрено, что Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: обеспечивает в соответствии с законодательством реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; осуществляет формирование и ведение списков (реестров) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Приказом Министерства образования Омской области от 22 декабря 2011 года № 59 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» утвержден порядок формирования и ведения реестра детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Законом Омской области от 22 ноября 2011 года № 1403-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (с изменениями от 23 декабря 2011 года, 03 февраля 2012 года) распределены бюджетные ассигнования областного бюджета в ведомственной структуре расходов на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. Главным распорядителем средств из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в сумме 75 000 000 рублей является Министерство образования Омской области (раздел 10). Постановлением Правительства Омской области от 16 марта 2012 года № 56-п утвержден Порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), согласно которому уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком являются Министерство образования Омской области (далее - Министерство образования), Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Министерство строительства). Предоставление детям-сиротам жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством. Министерство образования ежегодно в срок до 1 апреля текущего года на основании данных, содержащихся в реестре детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями: 1) определяет количество жилых помещений, планируемых к приобретению по договорам купли-продажи в собственность Омской области, в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области; 2) формирует и направляет в Министерство строительства заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в собственность Омской области путем участия в долевом строительстве многоквартирных малоэтажных домов, в муниципальных районах Омской области. Министерство образования и Министерство строительства организуют деятельность по оформлению права собственности Омской области на приобретенные ими жилые помещения. Министерство строительства в течение двух рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на приобретенные жилые помещения направляет в Министерство образования информацию о количестве и месте нахождения указанных жилых помещений. Министерство образования и Министерство строительства в течение четырех рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на приобретенные жилые помещения направляют в Министерство имущественных отношений Омской области заявку на их включение в жилищный фонд социального использования Омской области в установленном порядке. Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется казенным учреждением Омской области «Центр мониторинга имущества жилищно-коммунального комплекса» (далее - учреждение) на основании решения Министерства имущества Омской области. В течение трех рабочих дней со дня заключения соответствующего договора социального найма учреждение направляет в Министерство образования сведения об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями. При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке, а так же, учитывая Порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденный постановлением Правительства Омской области от 16 марта 2012 года № 56-п, что в настоящее время обязанность по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма вышеназванной категории лиц возложена на Министерство образования Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области. Суд считает, что надлежащими ответчиками по настоящему делу являются Министерство образования Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области, которые обязаны принять решение о предоставлении Мартыненко А.А. жилого помещения вне очереди. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора Центрального административного округа города Омска удовлетворить. Обязать Министерство образования Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Мартыненко А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди в порядке, предусмотренном Порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным постановлением Правительства Омской области от 16 марта 2012 года № 56-п. Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд посредством подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья