Дело 2-3596/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 июля 2012 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сальниковой Л.И., при секретаре судебного заседания Царевой И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пшевлоцкой Н.М. к Администрации города Омска о возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, УСТАНОВИЛ: Истец обратилась в суд с вышеуказанными требованиями. В обоснование искового заявления указала, что является собственником квартиры в многоквартирном жилом доме <адрес>. Дом, сданный в эксплуатацию в 1957 году, находится в аварийном техническом состоянии - требует капитального ремонта. В частности, капитального ремонта требуют кровля, инженерные системы, ограждающие конструкции, балконы и другие конструктивные элементы, подвальное помещение и другое. В соответствии с ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», продолжительность эффективной эксплуатации для данного вида домов, то есть межремонтный период составляет 15-20 лет, в то время как дому уже 55 лет, но капитальный ремонт не делался ни разу. Ссылаясь на ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», просит суд возложить на Администрацию г. Омска обязанность произвести до сентября 2013 года капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома <адрес>. Истец Пшевлоцкая Н.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще. Представитель истца - Шадевская Т.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчиков Администрации г. Омска, Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска по доверенности Баланов О.Ю. иск не признал. Пояснил, что в данном случае в соответствии со ст.ст. 30, 39, 158, 165 ЖК РФ, ст.ст. 289, 290 ГК РФ, способом проведения капитального ремонта многоквартирного дома является порядок, определенный Федеральным Законом от 21 июля 2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в данном порядке и должен быть проведен ремонт дома. Согласно закону на собственниках помещений дома также возложено бремя по проведению капитального ремонта, что ими в должной мере не исполняется. При вынесении решения просит суд учесть, что дом был принят в муниципальную собственность в 1997 году, на указанный момент ряд квартир в доме были приватизированы, то есть возникла долевая собственность. Просил отказать в удовлетворении иска. Представитель третьего лица ООО «ЖКХ «Ленинское» - Карнакова И.С., действующая на основании доверенности, считала заявленные исковые требования законными и обоснованными. Указала, что ООО «ЖКХ «Ленинское» приняло на себя полномочия по управлению многоквартирным домом <адрес> с 01.08.2008 г. На этот момент кровля, инженерные коммуникации, фасад требовали капитального ремонта. В соответствии с договором управления домом № 8/1-08 от 01.08.2008 г., заключенного с его собственниками, ООО «ЖКХ «Ленинское» выполняет работы и оказывает услуги по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества, капитальные ремонт производится только на основании дополнительного соглашения с собственниками. С момента заключения договора управления и до настоящего момента капитального ремонта не производилось. Согласно отчету по результатам обследования технического состояния дома конструктивные элементы дома (кровля, инженерные системы, фасад) исчерпали нормативные сроки эксплуатации, не выполняют свои функции и требуют замены. На момент первой приватизации и до настоящего времени Администрация г. Омска свои обязательства по проведению капитального ремонта дома не выполнило. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме. Третьи лица - сособственники общего имущества многоквартирного дома, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проанализировав собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Судебным разбирательством установлено, что истцу Пшевлоцкой Н.М. принадлежит квартира № в доме <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 25.01.2010 года со ссылкой на договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 17.12.2009 года (л.д. 7, 8-9). В материалы дела представлен протокол № 1 от 03 мая 2012 года общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>, которым принято решение о делегировании Пшевлоцкой Н.М. полномочий, как представителю собственников помещений в указанном доме, на обращение в суд с иском к органам местного самоуправления о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (л.д. 10). Указанный дом находится на балансе обслуживающей организации ООО «ЖКХ «Ленинское», договор между управляющей компанией и истцами имеется. Согласно сведениям Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в Реестре муниципального имущества г. Омска по адресу: <адрес> учитывался жилой дом, включенный в восстав муниципальной собственности г. Омска на основании Распоряжения первого заместителя главы администрации г. Омска от 15.12.1997 года № 1243-р «Об утверждении перечней объектов Омской дистанции гражданских сооружений Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги, передаваемых в муниципальную собственность». Министерством регионального развития РФ письмом от 20.12.2006 года № 14316-РМ/07 даны разъяснения, что учет многоквартирного дома, помещения в котором принадлежат двум и более различным собственникам, в реестре муниципального (государственного) имущества или бухгалтерский учет многоквартирного дома на балансе управляющей или иной организации следует считать неправомерным. По данным Управления Росреестра по Омской области и ГП Омской области «Омский Центр ТИЗ» проведена инвентаризация на выявление приватизированных жилых помещений. В результате инвентаризации жилой дом исключен из Реестра, в Реестр включены неприватизированные жилые помещения, на текущий момент объектов учета в Реестре по указанному адресу не значится, в связи с полной приватизацией жилых помещений (л.д. 74). Согласно ст. 681 ГК РФ, капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01 марта 2005 г.) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25 сентября 1985 г. № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21 января 2006 г. № 25. В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01 марта 2005 г.) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства РФ, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил). Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил). Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил). Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил). Мотивируя решение, суд исходит из того, что обязанность проведения капитального ремонта жилого дома, где проживают истцы, действительно возникла у его первого собственника до приватизации квартир жильцами. Вместе с тем, при смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник муниципальное образование городской округ город Омск, который не лишен возможности, с учетом того, в каком состоянии был передан дом, ставить перед бывшим собственником вопрос о принятии участия в проведении капитального ремонта. В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещение в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем. С 01 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс РФ, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса РФ. Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме. Судебным разбирательством установлено и подтверждается материалами дела, что спорный жилой дом построен и введен в эксплуатацию в 1957 году. Дом был передан в муниципальную собственность в 1997 году, включен в состав муниципальной собственности г. Омска и в Реестр муниципального имущества г. Омска на основании Распоряжения первого заместителя главы администрации г. Омска от 15.12.1997 года № 1243-р «Об утверждении перечней объектов Омской дистанции гражданских сооружений Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги, передаваемых в муниципальную собственность» (л.д. 74). Таким образом, жилой дом <адрес> был передан в муниципальную собственность через 40 лет после ввода в эксплуатацию. Данных о том, что на момент передачи домов в муниципальную собственность составлялись какие-либо передаточные акты, проводились сверки не представлено. В 2012 году ООО «СтройКон» выполнено обследование технического состояния многоквартирного жилого дома <адрес>. На основании анализа результатов обследования сделаны следующие выводы: техническое состояние конструкции кровли, инженерных систем, по <адрес> оценивается как аварийное. Кровля и инженерные системы подвала не выполняют свою функцию. Необходим капитальный ремонт с полной заменой кровельных листов, большей части стропильной системы и чердачного утеплителя. Необходим капитальный ремонт инженерных систем подвала. Необходим восстановительный ремонтов фасадов, системы водоотвода, ограждений кровли, балконных конструкций, участков парапета и декоративных элементов фасада. Необходимо учесть ситуацию с элементами парапета и отдельных балконов требующую немедленного принятия мер, т.к. не прогнозируемый характер разрушений и как следствие обрушение отдельных участков может привести к человеческим жертвам (л.д. 51-124). Данное заключение составлено на основании лицензии на право выполнения работ по обследованию технического состояния зданий и сооружений (л.д. 120-122). Проанализировав по правилам ст. 12, 56, 67 ГПК РФ представленные по делу доказательства, при том, что ни одна из сторон не ходатайствовала о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы, суд полагает, что в представленном суду сторонами объеме доказательств, материалами дела подтверждается необходимость проведения капитального ремонта спорного жилого дома. Суду стороной ответчика не представленного каких-либо контррасчетов о состоянии дома на момент первых приватизаций, не приведено доказательств проведения как текущего, так и капитального ремонтов дома с момента ввода дома в эксплуатацию, не заявлено о проведении государственной экспертизы отчета специалиста, выводы специалиста не опровергнуты, иные специалисты не приглашены, акты обследования дома не представлены, таким образом с учетом представленной совокупности доказательств суд приходит к выводу, что стороной ответчика Администрации г. Омска не приведено доказательств, опровергающих позицию стороны истца о том, что дом требовал капитального ремонта по состоянию на 1997 год. При этом судом как при подготовке дела к судебному разбирательству, так и на стадии судебного разбирательства неоднократно сторонам и их представителям разъяснялась обязанность в порядке ст. 56 ГПК РФ предоставлять доказательства в обоснование требований и возражений, что стороной ответчика осуществлено не было, в связи с чем, именно на ответчика ложится бремя негативных последствий, связанных с непредоставлением доказательств и рассмотрением дела по имеющимся в деле доказательствам. Таким образом, дом нуждался в проведении капитального ремонта уже в момент передачи его в муниципальную собственность и до передачи квартир в собственность граждан. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению капитального ремонта дома <адрес> по отношению к собственникам, приватизировавшим квартиры в спорном доме, которые поддержали заявленный иск, выступает именно Администрация г. Омска, которая обязанность по производству капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнила, в связи, с чем возлагает на нее обязанность, выполнить такой ремонт. Расширение круга бывших наймодателей или их правопреемников является необоснованным, поскольку при указанном толковании любой субъект, являвшийся наймодателем по отношению к истцу в период когда, истец являлся нанимателем, может ссылаться на предыдущего наймодателя и требовать замены ненадлежащего ответчика. Однако переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда, предполагает, в том числе и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. При таких обстоятельствах судом делается вывод, что возложение обязанности по проведению капитального ремонта на собственника жилого помещения возможно только в случае исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В рассматриваемом случае такая обязанность не была исполнена бывшим наймодателем - Администрацией г. Омска. Указанный вывод подтверждается позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01 августа 2007 года. Поскольку на момент приватизации жилой дом <адрес> нуждался в капитальном ремонте, а бывший наймодатель собственник дома Администрация г. Омска - муниципальное образование город Омск, обязанность по производству капитального ремонта дома не исполнила, то на Администрацию города Омска возлагается обязанность по проведению капитального ремонта. Согласно Приложению № 1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312 (далее по тексту - ВСН 58-88 (р)), капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью, восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. В силу п. 5.1, 5.2., 5.8. ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства. Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию зданий (объектов) должна предусматривать: - проведение технического обследования, определение физического и морального износа объектов проектирования; - составление проектно-сметной документации для всех проектных решений по перепланировке, функциональному переназначению помещений, замене конструкций, инженерных систем или устройству их вновь, благоустройству территории и другим аналогичным работам; - технико-экономическое обоснование капитального ремонта и реконструкции; - разработку проекта организации капитального ремонта и реконструкции и проекта производства работ, который разрабатывается подрядной организацией. Положениями п. 2.1., 2.2. ВСН 58-88 (р) установлено, что системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности зданий и объектов. Эта система должна включать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также необходимую нормативную и техническую документацию. Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации. Из Приложения № 3 ВСН 58-88 (р) следует, что продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) стропил и обрешетки /деревянные/ составляет 50 лет, утепляющих слоев, совмещенных бесчердачных крыш вентилируемых (невентилируемых) /из керамзита или шлака/ составляет 40 лет, покрытий крыш (кровля) из асбестоцементных листов и волнистого шифера - 30 лет, шахты и короба на чердаке: из шлакобетонных плит - 60 лет, из деревянных щитов, обитых кровельным железом по войлоку - 40 лет, приставных вентиляционных вытяжных каналов: из гипсовых и шлакобетонных плит - 30 лет, из деревянных щитов, оштукатуренных по тканой металлической сетке - 20 лет, трубопроводов канализации: чугунных - 40 лет, керамических - 60 лет, пластмассовых - 60 лет, радиаторов чугунных (стальных) при схемах: закрытых - 40(30) лет, открытых - 30(15) лет, конвекторов - 30 лет, оконных и балконных заполнений /деревянные переплеты/- 40 лет, /металлические переплеты/ - 50 лет. С учетом года возведения здания - 1957 год, приема дома в муниципальную собственность - 1997 год, параметров, указанных в Приложении № 3 к Положению ВСН 58-88 (р), предусматривающих минимальную продолжительность эксплуатации элементов здания, используемых в представленном техническом заключении путем указания «периодов минимальной продолжительности эксплуатации элементов жилого здания до капитального ремонта» и «фактического срока службы элементов жилого здания», суд приходит к выводу, что на ответчика необходимо возложить обязанность по капитальному ремонту элементов здания, фактический срок эксплуатации которых превысил предусмотренные ВСН 58-88 (р) периоды эксплуатации на момент первой приватизации квартир - 1992 год, то есть, в данном случае превысил 35 лет. На момент приватизации первой квартиры в доме <адрес> срок минимальной эффективной эксплуатации фундамента, стен, межэтажных перекрытий, крыши, лестниц не истек, поэтому суд считает обоснованным исключить из перечня работ по капитальному ремонту жилого дома указанные работы. В части требований об установлении срока для проведения капитального ремонта вышеуказанного дома, суд с учетом состояния технических элементов дома, полагает, что разумным сроком для ремонта в данном случае является срок - до 01 сентября 2013 года. В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно квитанции от 17.04.2012 года при подаче иска Супрунюк А.С. уплатил государственную пошлину в размере 200 рублей, в связи с чем, она подлежит взысканию с ответчика в пользу истца Супрунюк А.С. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию города Омска произвести за счет средств соответствующего бюджета капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома <адрес> в соответствии с нормами содержания эксплуатации и ремонта жилищного фонда, кроме фундамента, стен, межэтажных перекрытий, крыши, полов, лестниц, балконов, окон в подъездах, системы вентиляции в срок до 01 сентября 2013 года. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение 1 месяца с момента изготовления решения в окончательном виде. Судья: Л.И. Сальникова