Дело № 2-3580/12 решение от 05.07.12 по иску Косаревой З.Г. к Администарции г. Омска



Дело № 2-3580/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2012 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сальниковой Л.И., при секретаре судебного заседания Царевой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косаревой З.Г. к Администрации города Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска о возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, в обоснование указав, что является собственником квартиры в многоквартирном доме <адрес>. Дом сдан в эксплуатацию в 1970 году, находится в неудовлетворительном техническом состоянии - требует капитального ремонта, что подтверждается заключением, выданным 06 марта 2012 года ООО «Профи Плюс». Общий физический износ здания на момент обследования составил 33 %. Необходимо произвести ремонт строительных конструкций, а именно: выполнить устройство новой отмостки, восстановить защитный слой бетона плит перекрытия под подвалом в местах его разрушения, выполнить ремонт цокольной части здания, ремонт подъездов с заменой штукатурного и окрасочного слоя, замена окон и дверей в местах общего пользования, ремонт лестничных маршей, ремонт металлических косоуров лестничных маршей на 1 этаже, восстановление раствора швов между карнизными панелями, выполнить ремонт балконных плит, выполнить ремонт кровли. Необходимо выполнить ремонт инженерных сетей и оборудования (теплового и водомерного узлов), по следующему перечню: горячее и холодное водоснабжение (стояки, полотенцесушители, канализация (внутридомовые стояки, установить зонтики над выпусками на кровле), отопление (магистрали, стояки, радиаторы отопления, подводки от стояков к радиаторам отопления); электроснабжение (замена питающих кабелей и проводов внутри здания, в том числе лестничных клеток, замена ВРУ), вентиляция (выполнить ремонт вентиляционных шахт).

Считает, что обязанность по выполнению капитального ремонта дома лежит на Администрации г. Омска.

Просит признать ответчиков - Администрацию города Омска и Департамент городского Администрации города Омска обязанными произвести капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: <адрес> за счет средств бюджета, без привлечения денежных средств собственников помещений в указанном доме. Обязать ответчиков - Администрацию города Омска и Департамент городского хозяйства Администрации города Омска произвести до 01 января 2013 года ремонт многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, по следующим видам работ: выполнить устройство новой отмостки, восстановить защитный слой бетона плит перекрытия под подвалом в местах его разрушения, выполнить ремонт цокольной части здания, ремонт подъездов с заменой штукатурного и окрасочного слоя, замена окон и дверей в местах общего пользования, ремонт лестничных маршей, ремонт металлических косоуров лестничных маршей на 1 этаже, восстановление раствора швов между карнизными панелями, выполнить ремонт балконных плит, выполнить ремонт кровли. Выполнить замену инженерных сетей и оборудования (теплового и водомерного узлов), по следующему перечню: горячее и холодное водоснабжение (стояки, полотенцесушители, канализация (внутридомовые стояки), отопление (магистрали, стояки, радиаторы отопления, подводки от стояков к радиаторам отопления); электроснабжение (замена питающих кабелей и проводов внутри здания, в том числе лестничных клеток, замена ВРУ), вентиляция (выполнить ремонт вентиляционных шахт). Возместить истцу за счет ответчиков судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В судебном заседании истец Косарева З.Г., представитель истца - Цаплин А.Е., действующий на основании доверенности, исковые требования в части установления срока проведения капитального ремонта дома уточнили, просили обязать ответчиков - Администрацию города Омска и Департамент городского хозяйства Администрации города Омска произвести капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: <адрес> до 31 декабря 2013 года. В остальной части заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г. Омска по доверенности Пилипенко П.П., действующий на основании доверенности, иск не признал.

Представитель ответчика Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представители третьих о лиц Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, ЗАО «Левобережье», третьи лица - остальные сособственники общего имущества многоквартирного дома, согласно протоколу собрания в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец Косарева З.Г. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности квартиры <адрес> (л.д. 24). Указанный дом находится на балансе обслуживающей организации ЗАО «Левобережьес». Данный факт подтверждается копией свидетельства о регистрации права со ссылкой на договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 11.01.2006 года, а также сведениями ГП Омской области «Омский центр ТиЗ».

Согласно сведениям, представленным департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска от 05 июня 2012 года, в реестре муниципального имущества города Омска по адресу: <адрес> включен в состав муниципальной собственности города Омска и в Реестр муниципального имущества города Омска на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Омской области от 20.07.1999 года № 701-рк «О внесении изменений в План приватизации ОАО «Мясокомбинат «Омский» в части передачи жилищного фонда в муниципальную собственность».

В соответствии с требованиями действующего законодательства проведена инвентаризация домостроения на выявление приватизированных жилых помещений, в результате которой указанный жилой дом исключен из Реестра и в состав муниципальной казны города Омска включены неприватизированные жилые помещения, расположенные в жилом доме. На текущий момент в Реестре учитывается 8 квартир, находящихся в указанном домостроении.

Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения.

Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01 марта 2005 года) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25 сентября 1985 № 415, утративших силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 21 января 2006 № 25.

В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01 марта 2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).

Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил).

Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 Правил).

Из представленного в дело протокола б/н от 02.04.2012 года внеочередного общего собрания собственников указанного жилого дома следует, что собственниками многоквартирного дома принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества дома без участия средств собственников, для чего истцу предоставлено право на обращение в суд с настоящим иском (л.д. 26).

В 2012 году ООО «Профи Плюс» проведено обследование строительных конструкций и инженерных сетей вышеуказанного дома, по результатам которого составлено заключение (л.д. 7-22).

По итогам заключения сделан вывод о том, что необходимо произвести ремонт строительных конструкций, а именно: выполнить устройство новой отмостки, восстановить защитный слой бетона плит перекрытия под подвалом в местах его разрушения, выполнить ремонт цокольной части здания, ремонт подъездов с заменой штукатурного и окрасочного слоя, замена окон и дверей в местах общего пользования, ремонт лестничных маршей, ремонт металлических косоуров лестничных маршей на 1 этаже, восстановление раствора швов между карнизными панелями, выполнить ремонт балконных плит, выполнить ремонт кровли. Необходимо выполнить ремонт инженерных сетей и оборудования (теплового и водомерного узлов), по следующему перечню: горячее и холодное водоснабжение (стояки, полотенцесушители, канализация (внутридомовые стояки, установить зонтики над выпусками на кровле), отопление (магистрали, стояки, радиаторы отопления, подводки от стояков к радиаторам отопления); электроснабжение (замена питающих кабелей и проводов внутри здания, в том числе лестничных клеток, замена ВРУ), вентиляция (выполнить ремонт вентиляционных шахт).

Общий физический износ здания на момент обследования составил 33 %.

Данное заключение составлено на основании лицензии на право выполнения работ по обследованию технического состояния зданий и сооружений.

При составлении заключения специалист руководствовался ВСН 58-88 (р) и ВСН 53-86 (р).

Приложением № 3 к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (Р)», утвержденному приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 № 312, действующему в настоящее время, определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов жилых зданий до проведения капитального ремонта.

Согласно положениям Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (Р)

«Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» продолжительность эксплуатации указанного здания до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет (приложение № 2).

При этом в Приложении № 3 к названному Положению ВСН 58-88 (р) предусмотрена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, используемая в указанном выше заключении ООО «Профи Плюс».

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность наймодателем исполнена не была.

Согласно Конституции РФ в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8), право частной собственности охраняется законом и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (части 1,2 ст. 35).

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Исходя из положений ст. 235 ГК РФ приватизация является основанием для прекращения права государственной и муниципальной собственности на имущество, и, соответственно, основанием возникновения права собственности граждан.

Статьи 289, 290 ГК РФ предусматривают, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома. При этом собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, его несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Данные положения также закреплены в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, согласно которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, которыми указанные лица владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).

Объекты общего имущества многоквартирного дома указаны в ст. 36 ЖК РФ, к ним относятся: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Таким образом, общее имущество дома - это комплекс недвижимого имущества, которое предназначено для обслуживания, использования и доступа к помещениям. Доля в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома следует судьбе помещения в доме.

Собственники жилых помещений не могут произвести выдел в натуре и разделить общее имущество между собственниками жилых помещений, в связи с этим доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ).

С 1 марта 2005 г. введен в действие ЖК РФ, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ.

Следовательно, бремя содержания жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, отвечающего требованиям безопасности и комфортного проживания граждан, целиком лежит на собственниках жилых помещений дома.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ следует, что обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, и на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

Кроме этого бремя содержания должны нести не только собственники, но и юридические лица, которым помещения в доме принадлежат на ином вещном праве (хозяйственное ведение или оперативное управление). При этом несение расходов на пользование общим имуществом не связано с наличием каких-либо дополнительных условий, так как обязанность несения расходов возникает в силу закона (ч. 3 ст. 158 ЖК РФ).

Таким образом, часть бремени собственников жилых помещений в многоквартирном доме по содержанию дома путем своевременного проведения капитального ремонта может быть возложена и не бывших наймодателей.

Для того, чтобы возложить на Администрацию г. Омска обязанность по проведению требуемого капитального ремонта в полном объеме, истцы должны представить доказательства, что только на бывшем наймодателе - Администрации г. Омска лежала обязанность по производству капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома согласно приведенному ими перечню конструктивных элементов дома.

Как следует из материалов дела, Администрация г. Омска не является единственным собственником жилых помещений дома. Указанное следует из сведений, предоставленных ГП Омской области «Омский центр ТиЗ» от 25 июня 2012 года, согласно которым первая приватизация квартир в доме была произведена 20 августа 1992 года, а также из указанного выше ответа Департамента имущественных отношений Администрации Омской области, согласно которым в <адрес> не приватизированными остались только 8 квартир.

Истцами в материалы дела не представлены доказательства возникновения у Администрации г. Омска, как бывшего наймодателя, обязательств по проведению капитального ремонта дома в указанном истцами объеме до начала приватизации остальными жильцами, приватизировавшими квартиры <адрес>.

Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, (далее - Правила) предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя капитальный ремонт (подп. «з» п. 11) При этом общее имущество должно содержаться в соответствие с требованиями законодательства РФ, в том числе, о техническом регулировании, в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, а также безопасность для жизни и здоровья граждан.

Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д.1" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 12 Правил).

Таким образом, в силу приведенных норм Правил непосредственно все собственники помещений дома, а не один из собственников общего имущества, к которому относится Администрация г. Омска, обязаны осуществлять в установленном порядке капитальный ремонт общего имущества данного многоквартирного дома.

С учетом года возведения здания - 1970 год, периода возникновения долевой собственности, параметров, указанных в Приложении № 3 к Положению ВСН 58-88 (р), предусматривающих минимальную продолжительность эксплуатации элементов здания, используемых в заключении ООО «Профи Плюс» путем указания «периодов минимальной продолжительности эксплуатации элементов жилого здания до капитального ремонта» и «фактического срока службы элементов жилого здания», суд приходит к выводу, что на ответчика необходимо возложить обязанность по капитальному ремонту в объеме тех элементов здания, фактический срок эксплуатации которых превысил предусмотренные ВСН 58-88 (р) периоды эксплуатации на момент первой приватизации квартир, то есть, превысил 22 года.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 13 августа 1980 г. № 424 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки перспективных и годовых планов капитального ремонта жилищного фонда" утверждена указанная Инструкция, согласно п. 1.4 которой предусмотрено, что выборочный капитальный ремонт - это ремонт отдельных элементов здания, выполняемый по всему зданию или его части (этаже, секции, группе жилых помещений). При выборочном ремонте производятся замена или восстановление одного или нескольких видов конструкций, инженерных систем и других элементов здания (кроме замены перекрытий). При производстве выборочного ремонта эксплуатация здания, как правило, не прекращается.

Таким образом, с учетом представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу о необходимости проведения капитального ремонта следующих элементов здания: работ, связанных с ремонтом системы холодного и горячего водоснабжения, отопления, замена входной двери в подъезде, окраска подъездов, ремонт отмостки, ремонт кровли, в остальной части иска следует отказать.

Доказательств иного, сторонами в материалы дела не представлено, каких-либо ходатайств не заявлено.

Суд приходит к выводу, что обязанность по проведению указанного выше выборочного капитального ремонта дома <адрес> по отношению к собственникам, приватизировавшим квартиры в спорном доме, которые были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, выступает Администрация г. Омска, которой обязанность по производству указанного капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнена, в связи с чем, возлагает на Администрацию г. Омска обязанность выполнить такой ремонт. При этом суд полагает, что переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда, предполагает, в том числе, и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Указанный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01 августа 2007 года.

В части требований об установлении срока для проведения капитального ремонта вышеуказанного дома, суд с учетом состояния технических элементов дома, полагает, что разумным сроком для ремонта в данном случае является срок - до 31 декабря 2013 года.

В порядке ст. 98 ГПК РФ в пользу истца подлежит взысканию сумма госпошлины в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию города Омска произвести за счет средств соответствующего бюджета капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес> в соответствии с нормами содержания эксплуатации и ремонта жилищного фонда, а именно выполнение работ, связанных с ремонтом системы холодного и горячего водоснабжения, отопления, замена входной двери в подъезде, окраска подъездов, ремонт отмостки, ремонт кровли в срок до 31 декабря 2013 года.

Взыскать с Администрации города Омска в пользу Косаревой З.Г. сумму госпошлины в размере 200 рублей

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.И. Сальникова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200