Дело № 2-5084/2012. Решение от 03.09.2012г. по заявлению Орлова Ю.А. к Министерству имущественных отношений Омской области



Дело № 2-5084/2012

Решение

Именем Российской Федерации

03 сентября 2012 года

Центральный районный суд города Омска в составе судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре судебного заседания Хруниной Н.В. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Орлова Ю.А. к Министерству имущественных отношений Омской области о признании бездействия незаконным, восстановлении нарушенного права,

Установил:

Орлов Ю.А. обратился в суд с названым иском, указывая, что 22 августа 2011 года им подано заявление в Министерство имущественных отношений Омской области о выборе земельного участка площадью 9245 кв.м. из состава земельного участка с кадастровым номером , местоположение которого установлено в 70 метрах северо-восточнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес>, находящегося в собственности Омской области для строительства торгово-офисного комплекса. Со ссылкой на положения ст. 29, 30, п.1,2,5,6,7 ст. 31 ЗК РФ, а также ст. 9 Закона Омской области от 8 февраля 2006 года № 731-03 «О регулировании земельных отношений в Омской области», в соответствии с которой, выбор земельного участка для строительства обеспечивается в течение шести месяцев, а решение о предварительном согласовании места размещение объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка принимается уполномоченным органом в течение одного месяца, считает, что ответчик по истечении 7 месяцев с момента поступления его заявления о выборе земельного участка для строительства торгово-офисного комплекса № 9980 от 22.08.2011 года, должен был принять решение о предварительном согласовании места размещение объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.

Кроме того, по истечении почти 8 месяцев Министерство имущественных отношений Омской области письмом от 12.04.2012 № 08/2422 уведомило истца о том, что вопрос возможности строительства торгового комплекса на испрашиваемом земельном участке рассмотрен комиссией по градостроительству и землепользованию на территории города Омска положительно. В связи с чем считает, что основания для отказа в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, предусмотренные ст. 9 Закона Омской области от 8 февраля 2006 года № 731-03 «О регулировании земельных отношений в Омской области» отсутствуют. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношении Омской области, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка площадью 9245 кв.м. из состава земельного участка с кадастровым номером , местоположение которого установлено в 70 метрах северо-восточнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес>, находящегося в собственности Омской области для строительства торгового комплекса. Обязать Министерство имущественных отношении Омской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка площадью 9245 кв.м. из состава земельного участка с кадастровым номером , местоположение которого установлено в 70 метрах северо-восточнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес>, находящегося в собственности Омской области для строительства торгового комплекса.

В судебном заседании Орлов Ю.А. участия не принимал, извещен надлежаще, просит о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя.

В судебном заседании представитель истца Журавлев А.В., действующий на основании доверенности, требования поддержал по основаниям, изложенным выше.

В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Омской области (далее по тексту Минимущество) участия не принимал, извещен надлежаще. В представленном письменном возражении заявленные требования считает необоснованными, указывая на то, что полномочиями по обеспечению выбора земельного участка в соответствии с законодательством наделены органы местного самоуправления. Все действия Минимущества, как органа исполнительной власти Омской области уполномоченного на принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, зависят от момента подготовки акта о выборе земельного участка соответствующим органом местного самоуправления и его представления в Минимущество.

22 мая 2012 года в Минимущество на утверждение поступил акт о выборе земельного участка для строительства торгового комплекса (вх. 7319 от 22 мая 2012 года). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято Минимуществом только после представления соответствующего акта о выборе земельного участка. Считает, что Минимуществом не было допущено незаконного бездействия все действия, осуществляемые при рассмотрении обращения заявителя и проведении процедуры предварительного согласования места размещения объекта в отношении земельного участка, полностью соответствуют действующему законодательству.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) в том числе органов государственной власти субъекта Российской Федерации: законодательного (представительного) органа, высшего исполнительного органа и иных органов государственной власти, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и на основании нормативного правового акта органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации и (или) его высшего должностного лица.

Судом установлено, что 22 августа 2011 года в Министерство имущественных отношений Омской области поступило заявление Орлова Ю.А. о выборе земельного участка площадью 9245 кв.м из состава земельного участка, находящегося в собственности Омской области, с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, площадью 9247 кв.м, местоположение которого установлено в 70 метрах северо-восточнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес> для строительства торгово-офисного комплекса (далее - объект).

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

-без предварительного согласования мест размещения объектов;

-с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1)выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2)выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3)принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п.1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В силу Указа Губернатора Омской области от 10 февраля 2004 года № 26 Министерство имущественных отношений Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в собственности Омской области.

В соответствии с положениями п.п. 2, 5, 6, 7 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Далее исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Как видно из материалов гражданского дела, в соответствии со статьей 9 Закона Омской области от 8 февраля 2006 года № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области», письмом от 29 августа 2011 года (исх. № 5885) заявление Орлова Ю.А. от 22 августа 2011 года с необходимыми документами на 11 листах направлены в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска для обеспечения выбора земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, для строительства объекта.

Письмом от 10 января 2012 года вх. № 6, 30 января 2012 года вх. № 1251 Департамент проинформировал Министерство имущественных отношений Омской области о том, что материалы по вопросу выбора земельного участка подготовлены для рассмотрения на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска (далее комиссия), требуется дополнительная проработка материалов по вопросу выбора земельного участка для строительства торгового комплекса ( л.д.22,23);

15 марта 2012 года департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска сообщил в Министерство имущественных отношений Омской области о том, материалы по вопросу предоставления земельного участка представлены для рассмотрения на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска 29.02.2012 года, комиссия приняла положительное решение в отношении выбора земельного участка ; исходно-разрешительная документация на строительство объекта оформляется в установленном порядке (л.д.24).

Заявитель проинформирован о результатах рассмотрения данного вопроса письмом от 12 апреля 2012 года исх. № 2422, которое получено Орловым Ю.А. 20 апреля 20012 года, данный факт не оспаривается представителем заявителя ( л.д.26).

22 мая 2012 года в Минимущество на утверждение поступил акт о выборе земельного участка для строительства торгового комплекса (вх. 7319 от 22 мая 2012 года) ( л.д.27,28).

В соответствии с ч.3,4 ст. 9 Закона Омской области от 8 февраля 2006 года № 731-03 «О регулировании земельных отношений в Омской области» орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения. Специально уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта в течение одного месяца со дня поступления акта о выборе земельного участка для строительства от органа местного самоуправления Омской области.

Судом установлено, что Министерством имущественных отношений Омской области 22 мая 2012 года получен акт о выборе земельного участка для строительства торгового комплекса, однако в установленный законом месячный срок, компетентным органом не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

С настоящим заявлением в суд Орлов Ю.А. обратился 30 июля 2012 года, доказательств, подтверждающих невозможность принятия специально уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта в течение одного месяца со дня поступления акта о выборе земельного участка для строительства ( т.е. с 22 мая 2012 года), суду в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено.

При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

С учетом приведенных норм права, суд считает возможным определить месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для исполнения, при этом, указанный срок является разумным и направлен на обеспечение прав заявителя.

Руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношении Омской области, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка площадью 9245 кв.м. из состава земельного участка с кадастровым номером , местоположение которого установлено в 70 метрах северо-восточнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес>, находящегося в собственности Омской области для строительства торгового комплекса.

Обязать Министерство имущественных отношении Омской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка площадью 9245 кв.м. из состава земельного участка с кадастровым номером , местоположение которого установлено в 70 метрах северо-восточнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес>, находящегося в собственности Омской области для строительства торгового комплекса, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Л.В. Ямчукова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200