Дело №2-4835/2012 Решение Именем Российской Федерации 28 августа 2012 года Центральный районный суд города Омска в составе судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре судебного заседания Хруниной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабарыкиной Л.И., Лаптевой Н.Н. к Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома, взыскании судебных расходов, Установил: Истцы обратились в суд с названным иском к Администрации г. Омска, указывая, что являются собственниками квартир в доме № по <адрес>. Дом сдан в эксплуатацию в 1955 году, находится в неудовлетворительном техническом состоянии и требует капитального ремонта, срок эксплуатации дома составляет 57 лет. С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт дома не проводился. Срок службы, как отдельных элементов здания, так и всего дома в целом, истек. Согласно заключению о техническом состоянии жилого дома, выданному ООО «Регионстройсервис», техническое состояние кровли и системы электроснабжения оценивается как аварийное, техническое состояние системы холодного и горячего водоснабжения системы отопления, системы канализации оцениваются как недопустимое. Имеется угроза безопасности жизни и здоровью граждан, сохранности общего имущества многоквартирного дома и имущества граждан. Практически все элементы конструкций инженерных сетей и фасадов исчерпали нормативные сроки эксплуатации и требуют замены и капитального ремонта. Исчерпан срок эксплуатации и требуют замены или капитального ремонта следующие элементы здания: крыша, системы горячего и холодного водоснабжения, система отопления с установкой автоматизированной системы учета тепла, система электроснабжения с заменой ВРУ, магистральных внутридомовых разводок, фасады, элементы здания подъездных окон, отмосток и цоколя, система водоотведения, подъезды, лестничные марши, балконы. Бывшим наймодателем дома является Администрация г. Омска, за которой в силу ст. 16 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» сохраняется обязанность произвести капитальный ремонт дома, так как права и обязанности собственника дома несла именно Администрация г. Омска. В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», продолжительность эксплуатации кирпичного здания с железобетонными перекрытиями до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет. Считают, что Администрация г. Омска в силу закона должна была обеспечить надлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта указанного многоквартирного дома. Вследствие неисполнения ответчиком обязательств нарушены права собственников помещений многоквартирного дома, что нарушает их права и законные интересы, а также создает угрозу аварийных ситуаций в связи с утратой элементами конструкций и инженерных сетей многоквартирного дома первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и др.). На основании изложенного, просят обязать ответчика Администрацию г. Омска в срок до 31 декабря 2013 года за счет средств соответствующего бюджета, без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме, провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома № по <адрес>, а именно: выполнить замену трубопроводов холодного водоснабжения из труб газовых черных, с заменой запорной и регулирующей аппаратуры, заменой стояков, домовых магистралей; выполнить замену трубопроводов горячего водоснабжения из труб газовых черных, с заменой запорной и регулирующей аппаратуры, заменой стояков, домовых магистралей, заменой изоляции; выполнить замену трубопроводов отопления из труб газовых черных, с заменой запорной и регулирующей аппаратуры, заменой стояков, домовых магистралей, заменой изоляции и установкой автоматизированного теплового узла учета тепловой энергии; выполнить ремонт системы электроснабжения с заменой вводно-распределительного устройства, заменой внутридомовых магистралей, распределительных щитков; выполнить ремонт подъездов с окраской лестничных клеток эмульсионными и масляными красками стен, потолков, столярных изделий, радиаторов, трубопроводов, лестничных решеток; выполнить ремонт асфальтового покрытия отмостки по всему периметру дома; заменить двери входные на лестничные клетки; заменить покрытие кровли; выполнить ремонт фасада (наружную отделку) с восстановлением штукатурного и окрасочного слоя. Взыскать с ответчика в пользу истцов расходы по оплате государственной пошлины. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, судом к участию в деле в качестве соответчика в порядке ст. 40 ГПК РФ привлечен Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в порядке ст. 39 ГПК РФ истцы уточнили, заявленные ранее требования в части взыскания судебных расходов, просили взыскать с ответчика в пользу истца Лаптевой И.Н. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. /л.д. 76-77/. В судебном заседании истцы Бабарыкина Л.И., Лаптева И.Н. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнили требования, в части проведения срока капитального ремонта, просили обязать ответчика провести капитальный ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома в срок до 31 декабря 2014 года, в том числе, просили о возложении на ответчика обязанности по замене системы канализации дома, а также проведения капитального ремонта всех инженерных систем многоквартирного дома. При этом, текстовую редакцию просительной части иска не поддержали в части наименования элементов инженерных систем и конструкций, подлежащих ремонту. Просили иск удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснили, что с момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт дома не проводился. В судебном заседании представитель ответчика Администрации города Омска Бруева Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, указав, что капитальный ремонт многоквартирного дома должен производиться с учетом его софинансирования собственниками помещений, расположенных в нем, поскольку согласно документов, имеющихся в материалах гражданского дела, квартиры были переданы гражданам в собственность во время действия первоначальной редакции Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (в настоящее время Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»). На момент передачи первой квартиры в собственность граждан в порядке приватизации (1992 год) срок эксплуатации общего имущества составил 37 лет. Истцами не представлено подтверждающих документов о том, что на момент приватизации первой и последующих квартир имущество спорного дома требовало проведения капитального ремонта. Согласно ВСН 58-88(р) минимальные сроки эффективной эксплуатации отдельных конструктивных элементов составляет 10 лет. Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации обследованных конструктивных элементов жилых зданий до капитального ремонта при благоприятных условиях эксплуатации определена в приложении № 3 ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 и составляет: стропила и обрешетка деревянная - 50 лет, трубопроводов канализации чугунной - 40 лет. Большинство квартир было приватизировано в тот период времени, когда не все элементы общего имущества, требовали замены. В настоящее время капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома выполняется в рамках действующего законодательства в соответствии с нормами ЖК РФ. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При наличии основных условий, необходимых для включения многоквартирного дома в адресную программу и исходя из рейтинга многоквартирных домов, составленного по сумме баллов, с учетом средств долевого финансирования за счет всех источников финансирования, многоквартирный дом № по <адрес> может быть включен в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых может быть предоставлена финансовая поддержки в рамках адресной программы Омской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов по Советскому административному округу города Омска. На основании изложенного, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме за необоснованностью заявленных требований. Представила письменный отзыв. /л.д. 78-79 оборот/. В судебном заседании представитель соответчика Департамента городского хозяйства Администрации города Омска Баланов О.Ю., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал в полном объеме, поддержав позицию представителя Администрации г. Омска, просил в иске отказать. В судебном заседании представитель третьего лица ООО «ЖКХ Сервис» участия не принимал, извещен надлежаще, письменного отзыва не представил. Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что на основании договоров безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 25.08.2009 года и от 01.09.2008 года истцы Бабарыкина Л.И. и Лаптева И.Н. являются собственниками квартир № и №, соответственно, расположенных в доме № по <адрес>, что подтверждается свидетельствами о регистрации права от 17.09.2009 года и от 01.09.2008 года, соответственно, а также сведениями ГП Омской области «Омский центр ТиЗ». /л.д. 13, 14, 61-64/. В судебном заседании установлено, что истцы постоянно зарегистрированы в указанных жилых помещения и фактически проживают в них в настоящее время, что подтверждается копиями лицевых счетов. /л.д. 15,16/. В материалы дела представлен протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № по <адрес> от 20.06.2012 года о приятии решения делегировать истцам полномочия на обращение в суд с иском к органам местного самоуправления о проведении капитального ремонта общего имущества дома, с правом уточнения или изменения срока его проведения, в интересах всех собственников помещений многоквартирного дома. /л.д. 9-12/. Согласно письму Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 30 июля 2012 года, в Реестре муниципального имущества города Омска по адресу: <адрес>, учитывался жилой дом, включенный в состав муниципальной собственности на основании Решения Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24.12.1992 года № 245 «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска». До передачи в муниципальную собственность домостроение числилось за ПЖРЭУ № 1. В соответствии с требованиями законодательства проведена инвентаризация домостроения на выявление приватизированных жилых помещений, в результате которой жилой дом по указанному адресу исключен из Реестра, на текущий момент объектов учета в Реестре по указанному адресу не значится, в связи с полной приватизацией жилых помещений. /л.д. 69/. Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения. В соответствии со ст. 128 ЖК РСФСР (до 01 марта 2005 года) граждане, имеющие в личной собственности жилой дом, квартиру, обязаны обеспечивать его сохранность, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, содержать в порядке придомовую территорию. Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01 марта 2005 года) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25 сентября 1985 года № 415, утративших силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 21 января 2006 года № 25. В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01 марта 2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее по тексту - Правила). Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил). Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил). Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил). Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 Правил). Как следует из материалов дела, в 2011 году ООО "Р" проведено обследование технического состояния жилого дома № по <адрес>, по результатам которого составлено техническое заключение, согласно которому, инженерные сети отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализования сточных вод, энергоснабжения выполнены на момент ввода здания в эксплуатацию, сведения о капитальном ремонте в течение срока эксплуатации отсутствуют, сети поддерживались в рабочем состоянии текущими и неотложно-аварийными ремонтами сетей. В настоящее время сети находятся в неудовлетворительном состоянии, протечки и свищи на сетях появляются практически ежемесячно, повсеместное разрушение теплоизоляции и антикоррозийной защиты труб, что требует больших затрат на содержание сетей. Фактическое состояние кровли: крыша чердачная, четырех скатная с деревянными стропилами. Кровля из волнистых асбестоцементных листов по деревянной обрешетки. Чердак холодный. Шиферное покрытие имеет многочисленные раскрытия и растрескивание вдоль листа на 45 % от общей площади, сдвиг листов шифера с раскрытием коньковой части кровли, в местах раскрытая сильное затекание осадков и гниение конькового элемента. Разрушение коньковой части кровли составляет 60 %, местами полное отсутствие защитного конькового элемента из кровельной стали На стропилах мокрые пятна, следы протечек 70%, поражение гнилостности 30-40%. 60 % стропил имеют прогибы, превышающие предельно допустимые. Мауэрлат 20-30% мокрые пятна. На подстропильных конструкциях следы протечек, мокрые пятна 62%. Обрешетка поражена гнилостностью. Требуют ремонта слуховые окна и вент шахты. В местах пропуска вентиляционных блоков, шахт и другого инженерного оборудования по СНиП II-26-76 пункт 3.8 предусмотрены переходные детали, зашитые фартуки из оцинкованной кровельной стали и герметичное соединение их со стенами блоков, шахт или оборудования. По факту данные элементы выполнены некачественно, а местами полностью отсутствуют, 65 % всех примыканий не герметичны. Обнаружены следы протечек кровли в квартирах и на лестничных клетках второго этажа. На кровле недостаточно утеплителя. Данная кровля не выполняет необходимых ограждающих и теплоизоляционных функций. Процент износа шиферной кровли составляет 61 %. На основании результатов обследования техническое состояние элементов кровли оценивается как аварийное, имеется угроза сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества собственников. В целях обеспечения условий комфортного проживания собственников помещений жилого дома, рекомендуется выполнение работ капитального ремонта кровли. Кровля здания была выполнена в 1955 году, сведения о проведения капитального ремонта отсутствуют. Фактическое состояние фасада: ослабление кирпичной кладки стен, отдельные трещины и выбоины, ширина трещин до 7 мм., увлажнение поверхности стен. Отпадение штукатурного цоколя, выколы и следы увлажнения. Оконные переплеты в подъездах дома рассохлись, покоробились и расшатаны в углах, створки не открываются или выпадают, все сопряжения нарушены. Оконные блоки не выполняют необходимых теплоизоляционные функции, необходима замена окон в подъездах, ремонт отмостки и тамбуров подъездов жилого дома. Не функционирует организованный водослив. Сильное разрушение над подъездных козырьков, необходима замена шиферного покрытия над входами в технический подвал, наличие горизонтальной деформации плит балконов. Процент износа фасада составил 61%. Рекомендуется выполнение работ капитального ремонта фасада. Фактическое состояние систем холодного и горячего водоснабжения: выход из строя запорной арматуры (имеются следы негерметичности сальниковой пробки), следы ремонтов трубопроводов (хомуты, заварка, замена отдельных участков); большая коррозия элементов системы. Отсутствуют приборы учета. Процент износа ХГВС составил 65 %. Техническое состояние элементов ХГВС оценивается как недопустимое, имеется угроза нарушения трубопроводов с дальнейшим затоплением подвальной части жилого дома и прекращение подачи холодной воды жильцам квартир с нанесением материального ущерба, рекомендуется выполнение работ капитального ремонта XГBC. Фактическое состояние системы отопления: система теплоснабжения жилого дома зависимая, с верхней разводкой, оборудована одним элеваторным тепловым узлом. На лежаках и стояках коррозия, отслоение металла, отсутствуют приборы учета, неудовлетворительная работа запорной арматуры. Отсутствует тепловая изоляция разводящих трубопроводов по техподполью системы отопления - 80% Тепловой узел - имеются следы приварки, глубокая коррозия элементов теплового узла. Процент износа системы отопления составил 65 %. Технического состояние элементов системы отопления оценивается как недопустимое, имеется угроза разрушения трубопроводов с дальнейшем затоплением подвальной части жилого дома и прекращением нормального функционирования системы отопления с нанесением значительного материального ущерба. Рекомендуется выполнение работ капитального ремонта системы отопления. Фактическое состояние системы электроснабжения: потеря эластичности изоляции проводов АПВ, значительное повреждение сетей, оплавление изоляции в местах соединения, участки оголенных проводов. Также требует замены распределительные щиты с заменой автоматов и выключателей. В системе электроснабжения многоквартирного дома отсутствует отдельная выделенная линия защитного заземления. Вместо системы защитного заземления с момента первоначальной эксплуатации многоквартирного дома используется система зануления (объединения корпуса щита этажного электрического с нулевым магистральным проводником). Таким образом, при капитальном ремонте системы электроснабжения ее монтаж должен быть выполнен с учетом новых действующих документов и требований ПЗУ на момент выполнения работ. Процент износа системы электроснабжения составил 70 %. Технического состояния элементов системы электроснабжения оценивается как аварийное, имеется угроза возникновения короткого замыкания, а также возгорания жилого дома с нанесением значительного материального ущерба. Рекомендуется выполнение работ капитального ремонта системы электроснабжения. Фактическое состояние системы канализации: в подвальной части жилого дома центральный трубопровод фекальной канализации диаметром 160 мм., чугунная труба имеет разрушения в верхней части по всей площади трубы до 40%, также имеются горизонтальные выколы и трещины на 25 % трубопровода, установлены бандажи и хомуты, замена отдельных участков. Протекание на стыках трубопроводов, выпадение набивки на вертикальных стыках, разрушено 70 % раструбов. Процент износа канализации составил 80 %, технического состояния элементов канализации оценивается как недопустимое, имеется угроза разрушения, рекомендуется выполнение работ капитального ремонта канализации. По результатам проведенного обследования конструктивов здания сделаны выводы: для обеспечения полноценного функционирования здания и исключения опасности повреждения общего и личного имущества необходимо произвести капитальный ремонт крыши, систем холодного и горячего водоснабжения, системы отопления с установкой автоматизированной системы учета тепла, согласно новых нормативных требований, канализования сточных вод, капитальный ремонт системы электроснабжения с заменой ВРУ, магистральных внутридомовых кабельных разводок с учетом новых нормативных требований, капитальный ремонт фасада здания, элементов здания (подъездные окна), капитальный ремонт отмосток и цоколя, капитальный ремонт водоотведения, капитальный ремонт подъезда, капитальный ремонт лестничных маршей, балконов. /л.д. 17-50/. Оценив представленные истцами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что на момент передачи квартир в собственность граждан, то есть на момент возникновения долевой собственности, указанный жилой дом еще не требовал капитального ремонта в его полном объеме, а именно: в части ремонта системы канализации. Приложением № 3 к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (Р)», утвержденному приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 № 312, действующему в настоящее время, определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов жилых зданий до проведения капитального ремонта. Согласно положениям Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (Р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" продолжительность эксплуатации указанного здания до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет (приложение № 2). При этом в Приложении № 3 к названному Положению ВСН 58-88 (р) предусмотрена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, используемая в указанном выше техническом заключении и применяемая согласно ГОСТ Р 53778-2010 года "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 марта 2010 г. N 37-ст). Из технического паспорта дома следует, что дом возведен в 1955 году, капитальный ремонт дома не производился. В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года № 1541-1 приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность наймодателем исполнена не была. Согласно Конституции РФ в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8), право частной собственности охраняется законом и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (части 1,2 ст. 35). В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Исходя из положений ст. 235 ГК РФ приватизация является основанием для прекращения права государственной и муниципальной собственности на имущество, и, соответственно, основанием возникновения права собственности граждан. Статьи 289, 290 ГК РФ предусматривают, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома. При этом собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, его несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Данные положения также закреплены в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, согласно которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах, распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ). Объекты общего имущества многоквартирного дома указаны в ст. 36 ЖК РФ, к ним относятся: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Таким образом, общее имущество дома - это комплекс недвижимого имущества, которое предназначено для обслуживания, использования и доступа к помещениям. Доля в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома следует судьбе помещения в доме. Собственники жилых помещений не могут произвести выдел в натуре и разделить общее имущество между собственниками жилых помещений, в связи с этим доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ). С 1 марта 2005 года введен в действие ЖК РФ, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ. Следовательно, бремя содержания жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, отвечающего требованиям безопасности и комфортного проживания граждан, целиком лежит на собственниках помещений дома. Учитывая указанные нормы закона, период приватизации жилых помещений, суд полагает, что ссылку на положения ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует принять во внимание только во взаимосвязи с приведенными положениями названных норм права. Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ, ст. 128 ЖК РСФСР и ст. 210 ГК РФ следует, что обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, и на гражданах, приватизировавших жилые помещения. Кроме этого бремя содержания должны нести не только собственники, но и юридические лица, которым помещения в доме принадлежат на ином вещном праве (хозяйственное ведение или оперативное управление). При этом несение расходов на пользование общим имуществом не связано с наличием каких-либо дополнительных условий, так как обязанность несения расходов возникает в силу закона (ч. 3 ст. 158 ЖК РФ). Таким образом, часть бремени собственников жилых помещений в многоквартирном доме по содержанию дома путем своевременного проведения капитального ремонта может быть возложена и на бывших наймодателей. Для того, чтобы возложить на Администрацию г. Омска обязанность по проведению требуемого капитального ремонта в полном объеме, истцы должны представить доказательства, что только на бывшем наймодателе - Администрации г. Омска лежала обязанность по производству капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома полном объеме. Согласно данным, предоставленным ГП Омской области «Омский центр ТиЗ», первая приватизация квартир в доме № по <адрес> была произведена в августе 1991 года /л.д. 61-64/, из вышеназванного письма Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 30.07.2012 года следует, что неприватизированные квартиры в доме в настоящее время отсутствуют. /л.д. 69/. В материалы дела не представлены доказательства возникновения у Администрации г. Омска, как бывшего наймодателя, обязанности по проведению капитального ремонта дома в полном объеме до начала приватизации жильцами помещений дома. Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, (далее - Правила) предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя капитальный ремонт (подп. «з» п. 11). При этом общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе, о техническом регулировании, в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, а также безопасность для жизни и здоровья граждан. Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д. 1" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 12 Правил). Таким образом, в силу приведенных норм Правил непосредственно все собственники помещений дома, обязаны осуществлять в установленном порядке капитальный ремонт общего имущества данного многоквартирного дома. С учетом года возведения здания - 1955 год, периода возникновения долевой собственности - 1991 год, приема дома в муниципальную собственность - 1992 год, параметров, указанных в Приложении № 3 к Положению ВСН 58-88 (р), предусматривающих минимальную продолжительность эксплуатации элементов здания, используемых в представленном техническом заключении путем указания «периодов минимальной продолжительности эксплуатации элементов жилого здания до капитального ремонта» и «фактического срока службы элементов жилого здания», суд приходит к выводу, что на ответчика – Администрацию г. Омска необходимо возложить обязанность по капитальному ремонту в объеме тех элементов здания, фактический срок эксплуатации которых превысил предусмотренные ВСН 58-88 (р) периоды эксплуатации на момент первой приватизации квартир, то есть, в данном случае превысил 36 лет. В данном случае на момент первой приватизации дома срок его эксплуатации составил 36 лет, в связи с чем, применительно к ВСН 58-88(р), не требовали капитального ремонта только трубопроводы системы канализации (чугунные), так как срок их эксплуатации до постановки на капитальный ремонт составляет 40 лет. Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 13 августа 1980 г. N 424 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки перспективных и годовых планов капитального ремонта жилищного фонда" утверждена указанная Инструкция, согласно п. 1.4 которой предусмотрено, что выборочный капитальный ремонт - это ремонт отдельных элементов здания, выполняемый по всему зданию или его части (этаже, секции, группе жилых помещений). При выборочном ремонте производятся замена или восстановление одного или нескольких видов конструкций, инженерных систем и других элементов здания (кроме замены перекрытий). При производстве выборочного ремонта эксплуатация здания, как правило, не прекращается. Таким образом, с учетом представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений дома, а именно: системы холодного водоснабжения; системы горячего водоснабжения; системы отопления; системы электроснабжения; ремонт подъездов; ремонт отмостки; замена межэтажных дверей в подъездах, ремонт кровли, ремонт фасада. Обязанность по проведению указанного выше выборочного капитального ремонта многоквартирного жилого дома по отношению к собственникам, приватизировавшим квартиры в спорном доме, возложена на Администрацию г. Омска, которой обязанность по производству указанного капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнена, в связи с чем, суд возлагает на Администрацию г. Омска обязанность выполнить указанный выше ремонт. При этом суд учитывает, что переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда предполагает, в том числе, и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Указанный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01 августа 2007 года. При этом заявленное истцами требование о возложении на ответчика обязанности по установке автоматизированного теплового узла учета тепловой энергии удовлетворению не подлежит, исходя из следующего. В соответствии с положениями ст.1 Федерального Закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», настоящий Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Однако, суд считает, что положения названного закона не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку названный Закон введен в действие с 2009 года, т.е. после возникновения права общей долевой собственности на многоквартирный дом. Кроме того, установка автоматизированного теплового узла учета тепловой энергии не предусмотрена Положением «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (Р)», утвержденному приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 № 312, действующем как на момент возникновения права общей долевой собственности, так и в настоящее время. В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. В связи с чем, суд считает возможным определить срок окончания проведения капитального ремонта общего имущества указанного выше многоквартирного дома – до 31 декабря 2014 года, считая его разумным, поскольку судом установлено фактическое неудовлетворительное состояние указанного жилого дома, с аварийным и недопустимым состоянием его отдельных элементов и конструкций, что подтверждается указанным выше техническим заключением от 2011 года, об определении именно данного срока было заявлено истцами в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось ответчиком. При этом довод представителя ответчика Администрации г. Омска о недостаточности бюджетного финансирования не является основанием для его освобождения от возложения обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из госпошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В связи с чем, с Администрации г. Омска в пользу истца Лаптевой И.Н. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. /л.д. 2-3/. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома № по <адрес> за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 31 декабря 2014 года в части следующих элементов: системы холодного водоснабжения; системы горячего водоснабжения; системы отопления; системы электроснабжения; ремонт подъездов; ремонт отмостки; замена межэтажных дверей в подъездах, ремонт кровли, ремонт фасада. В остальной части исковых требований отказать. Взыскать с Администрации г. Омска в пользу Лаптевой Н.Н. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: Л.В. Ямчукова