Дело № 2-3599/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 августа 2012 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сальниковой Л.И., при секретаре Царевой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Арт-Мастер», Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска об устранении нарушений законодательства о размещении рекламных конструкций и возложении обязанности произведения демонтажа, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского АО г. Омска обратился с названным иском, в обоснование указав, что проведенной прокуратурой округа проверкой установлено, что распоряжениями первого заместителя директора Департамента от 17.10.2006 года № 4213-р и от 28.04.2008 года № 3665-р ООО «Арт-Мастер» предоставлено право на размещение наружных отдельно стоящих рекламных конструкций по <адрес> Проверкой установлено, что рекламная конструкция № ООО «Арт-Мастер» по адресу <адрес> нарушение требований установлена сбоку от бордюрного камня автомобильной дороги на расстоянии 0,7 м до ближайшего края рекламной конструкции и 9 м от наземного нерегулируемого пешеходного перехода обозначенного дорожными знаками 5.19.1/2 «Пешеходный переход». Рекламная конструкция № ООО «Арт-Мастер» по адресу <адрес> нарушение требований установлена на проезжей части парковки для транспортных средств и на расстоянии 16 м от наземного нерегулируемого пешеходного перехода обозначенного дорожными знаками 5.19.1/2 «Пешеходный переход». Рекламная конструкция № ООО «Арт-Мастер» по адресу <адрес> нарушение требований установлена на пересечении автомобильных дорог в одном уровне, сбоку от бордюрного камня автомобильной дороги на расстоянии 0,1 м до ближайшего края рекламной конструкции и 9 м от наземного нерегулируемого пешеходного перехода обозначенного дорожными знаками 5.19.1/2 «Пешеходный переход». Данные обстоятельства подтверждаются справкой совместного обследования прокуратуры ЛАО г. Омска и ОГИБДД УВД по г. Омску от 26.04.2011 года. Просит признать незаконными распоряжения первого заместителя директора Департамента от 17.10.2006 года № 4213-р и от 28.04.2008 года № 3665-р о предоставлении ООО «Арт-Мастер» прав на размещение наружных отдельно стоящих рекламных конструкций по <адрес>; обязать ООО «Арт-Мастер» перенести рекламные конструкции на расстояние, предусмотренное Разделом 6 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения»; взыскать с ответчиков государственную пошлину в установленном законом порядке. В процессе рассмотрения дела прокурор уточнил требования, просил признать незаконными распоряжения первого заместителя директора Департамента от 17.10.2006 года № 4213-р и от 28.04.2008 года № 3665-р о предоставлении ООО «Арт-Мастер» прав на размещение наружных отдельно стоящих рекламных конструкций по <адрес>, обязать ООО «Новые технологии» демонтировать рекламные конструкции, расположенные в районе домов №, № по <адрес> в Ленинском административном округе г. Омска на расстояние, предусмотренное Разделом 6 ГОСТ Р 52044-2003, обязать ООО «Технологии-К» демонтировать рекламную конструкцию, расположенную в районе дома <адрес> в Ленинском административном округе г. Омска на расстояние, предусмотренное Разделом 6 ГОСТ Р 52044-2003; взыскать с ответчиков государственную пошлину в установленном законом порядке. Представил Справку совместного обследования прокуратуры ЛАО г. Омска, ОГИБДД УВД по г. Омску, отделом муниципального земельного контроля Управления земельных отношений Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 13.07.2012 года с приложенными к ней фотографиями размещенных рекламных конструкций, указав, что при повторном обследовании улиц на территории Ленинского АО г. Омска установлено, что рекламная конструкция № ООО «Арт-Мастер» по адресу <адрес> нарушение требований размещена сбоку от бордюрного камня автомобильной дороги на расстоянии 0,7 м до ближайшего края рекламной конструкции, 2.2 метра до опоры рекламной конструкции и 9 м от наземного нерегулируемого пешеходного перехода обозначенного дорожными знаками 5.19.1/2 «Пешеходный переход». Рекламная конструкция № размером 3х6 м ООО «Арт-Мастер» по адресу <адрес> нарушение требований размещена на проезжей части парковки для транспортных средств и на расстоянии 16 м от наземного нерегулируемого пешеходного перехода обозначенного дорожными знаками 5.19.1/2 «Пешеходный переход». Рекламная конструкция № ООО «Арт-Мастер» по адресу <адрес> нарушение требований размещена на пересечении автомобильных дорог в одном уровне, сбоку от бордюрного камня автомобильной дороги на расстоянии 0,1 м до ближайшего края рекламной конструкции, 1.4 м. до опоры рекламной конструкции и 9 м от наземного нерегулируемого пешеходного перехода обозначенного дорожными знаками 5.19.1/2 «Пешеходный переход». В судебном заседании представитель прокурора Ленинского АО г. Омска - Усенко А.А. заявленные требования с учетом уточнений поддержала по основаниям, указанным в иске. Представитель ответчика ООО «Арт-Мастер» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Ранее в судебном заседании представитель ООО «Арт-Мастер» - Шилова Е.Л. заявленные прокурором требования не признала, считала их незаконными и необоснованными, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, заявила о пропуске истцом срока обращения в суд с требованиями о признании распоряжений Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 17.10.2006 года № 4213-р, от 28.04.2008 года № 3665-р незаконными. Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска - Хорошилова Е.Ю., действующая на основании доверенности, полагала, что иск заявлен прокурором необоснованно. Пояснила, что разрешительные документы на размещение рекламных конструкций имеются. Паспорта рекламных мест на момент их выдачи были согласованы в установленном порядке, в том числе, и с органами ГИБДД, замечаний не имелось. Заявила о применении судом срока исковой давности по требованию о признании незаконными распоряжений первого заместителя директора Департамента от 17.10.2006 года № 4213-р, от 28.04.2008 года № 3665-р. Представитель ОГИБДД полиции УМВД России по Омской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще. Выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему. Согласно статье 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Отношения, возникающие в процессе размещения наружной рекламы, регулируются Федеральным законом от 13.02.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе). В пункте 3 части 4 статьи 5 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта. В силу пункта 3 части 15 статьи 19 Закона о рекламе нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции. Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником. В соответствии с пунктами 5, 9, 10 статьи 19 данного Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В соответствии с пунктом 26.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе». В соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452 департамент имущественных отношений Администрации города Омска принимает решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Омска (указанные положения были изложены в прежней редакции Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска). В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе», действующего на момент выдачи разрешений на размещение рекламной конструкции, распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения (наружная реклама) в порядке, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Пункт 2 данной статьи устанавливал, что распространение наружной рекламы допускается при наличии разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления поселения или городского округа. В соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона на территории г. Омска до 01.07.2006 действовал порядок выдачи вышеуказанного разрешения, установленный Положением о порядке разрешения размещения средств наружной рекламы, утвержденного решением Омского городского Совета от 18.06.1997 № 349 (утратило силу с 01 июля 2006 года, в связи с изданием Решения Омского городского Совета от 24.05.2006 № 360). Согласно пункту 7.1.1 указанного выше Положения, разрешительным документом, выдаваемым комитетом для распространения наружной рекламы на территории г. Омска, является паспорт рекламного места с разрешительной подписью председателя комитета, который служит основанием для заключения договора рекламораспространителя с собственником рекламного места или лицом, обладающим вещными правами на это место и является его неотъемлемой частью. Таким образом, на момент выдачи ООО «Арт-Мастер» и оформления разрешения на размещение рекламных конструкций разрешительным документом на размещение средств наружной рекламы являлся паспорт рекламного места. Федеральный закон от 18.07.1995 № 108-ФЗ утратил силу с 01.07.2006 в связи с принятием Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Статьей 16 Федерального закона от 16.10.2006 № 160-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О рекламе» установлено, что разрешение на распространение наружной рекламы, выданное органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа до 1 июля 2006 года, признается разрешением на установку рекламной конструкции, а решение об его аннулировании или признании его недействительным может быть принято по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Судом установлено, что 20 июня 2005 года Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска ООО «Арт-Мастер» утвержден паспорт рекламного места № с месторасположением конструкции по адресу: <адрес> соответствующими согласованиями (л.д. 21-23). 16 августа 2005 года Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска ООО «Арт-Мастер» утвержден паспорт рекламного места № с месторасположением конструкции по адресу: <адрес> с соответствующими согласованиями (л.д. 16-18). ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», с изменением №1, вступил в действие с 01.09.2005 года (приказ Ростехрегулирования от 30 июня 2005 года №170-ст.). С учетом требований ст. 4 ГК РФ (акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие), требования стандарта ГОСТ Р 52044-2003 распространяются на средства наружной рекламы, установленные после 01.09.2005 года. Однако в нарушение требований стандарта ГОСТ Р 52044-2003 распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска № 4213-р ООО «Арт-Мастер» 17 октября 2006 года выдано разрешение на установку вышеуказанных рекламных конструкций (л.д. 19-20, 24-25). 15 апреля 2008 года Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска ООО «Арт-Мастер» утвержден паспорт рекламного места № с месторасположением конструкции по адресу: <адрес> с соответствующими согласованиями (л.д. 11-13). 24 августа 2008 года распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска № 3665-р ООО «Арт-Мастер» выдано разрешение на установку указанной рекламной конструкции (л.д. 23). 07 декабря 2009 года Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска с ООО «Арт-Мастер» заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>) сроком на 5 лет для эксплуатации установленной рекламной конструкции №. 07 декабря 2009 года Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска с ООО «Арт-Мастер» заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером №.(293) (<адрес>) сроком на 5 лет для эксплуатации установленной рекламной конструкции №. 21 мая 2010 года Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска с ООО «Арт-Мастер» заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером № (342) (<адрес>) сроком на 5 лет для эксплуатации установленной рекламной конструкции №. Судебным разбирательством установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора № купли-продажи рекламоносителей от 31 мая 2010 года право собственности на отдельно стоящие рекламные конструкции с размерами рекламного поля 3х6 м (<адрес>) от ООО «Компания «Арт-Мастер» перешли ООО «Интерком». На основании договора № купли-продажи рекламоносителей от 06 сентября 2010 года право собственности на отдельно стоящие рекламные конструкции с размерами рекламного поля 3х6 м (<адрес>) от ООО «Компания «Арт-Мастер» перешли ООО «Технология-К». На основании договора № купли-продажи рекламоносителей от 18 октября 2010 года право собственности на отдельно стоящие рекламные конструкции с размерами рекламного поля 3х6 м (<адрес>) от ООО «Компания «Арт-Мастер» перешли ООО «Технология-К». В соответствии с п.2 представленного ООО «Компания «Арт-Мастер» соглашения от 17.09.2010 года к договору аренды земельного участка №, зарегистрированному 21.01.2010 года, все права и обязанности «выбывшего Арендатора» - ООО «Компания «Арт-Мастер», предусмотренные договором в отношении земельного участка с кадастровым номером №, месторасположение которого установлено в центральной части кадастрового района <адрес> в Ленинском административном округе, расположенного по адресу: <адрес>, переходят к «вступившему Арендатору» - ООО «Интерком» с 06.09.2010 года. 23.03.2012 года также заключено соглашение к договору аренды земельного участка №, зарегистрированному 21.01.2010 года, согласно которому все права и обязанности «выбывшего Арендатора» - ООО «Интерком», предусмотренные договором в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, месторасположение которого установлено в центральной части кадастрового района <адрес> в Ленинском административном округе, переходят к «вступившему Арендатору» - ООО «Новые технологии» с 01.02.2012 года. На основании соглашения к договору аренды земельного участка № от 18.01.2010 года с 23.11.2010 года к ООО «Технология-К» также перешли права и обязанности в отношении земельного участка с кадастровым номером №, месторасположение которого установлено в центральной части кадастрового района <адрес> Омска в Ленинском административном округе, расположенного по адресу: <адрес>. Впоследствии соглашением от 26.03.2012 года к указанному договору аренды земельного участка, все права и обязанности ООО «Технология-К» переданы ООО «Новые технологии» с 01.02.2012 года. В отношении земельного участка, занимаемого рекламной конструкцией ООО «Арт-Мастер» по адресу: <адрес>, все права и обязанности ООО «Компания «Арт-Мастер» по договору аренды земельного участка № также переданы на основании соглашения от 25.06.2010 года ООО «Технология-К» с 23.11.2010 года. Таким образом, установлено, что в настоящее время владельцем рекламных конструкций расположенных в районе домов №, № <адрес> в Ленинском административном округе г. Омска является ООО «Новые технологии». Владельцем рекламной конструкции, расположенной в районе дома <адрес> в Ленинском административном округе г. Омска - ООО «Технологии-К». В силу части 4 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» рекламная конструкция и её территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан. В соответствии с Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.01.2004 № 4 признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003, в том числе ГОСТ Р 52044-2003, и установлены требования по обязательности их применения, аналогичные тем, которые предусмотрены изложенной выше нормой пункта 1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании». Указанное Постановление Госстандарта зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2004 за № 5546, следовательно, является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения. Технические регламенты, определяющие правила установки рекламных конструкций с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, до настоящего времени не приняты. Установленные Государственным стандартом Российской Федерации «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения. ГОСТ Р 52044-2003», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 № 124-ст, ГОСТ Р 52044-2003, правила размещения рекламных конструкций, направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, поэтому соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Согласно статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. В судебном заседании установлено, что 13 июля 2012 года в результате совместной проверки, проведенной помощником прокурора Ленинского АО г. Омска, госинспектором ОГИБДД полиции УМВД России по г. Омску, отделом муниципального земельного контроля Управления земельных отношений Департамента имущественных отношений Администрации города Омска выявлен ряд нарушений установки рекламных конструкций. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением положений данной статьи. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента и не должны нарушать требования нормативных актов по безопасности движения транспорта. Это вытекает из текста ч. 4 и 15 вышеуказанной статьи Закона. Пунктом 9 статьи 19 Федерального закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (п. 10 ст. 19 закона о рекламе). В случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней (п. 21 ст. 19 закона о рекламе). Согласно ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.01.2004 № 4 признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003, в том числе ГОСТ Р 52044-2003, и установлены требования по обязательности их применения. Указанное постановление Госстандарта зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2004 № 5546. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» принят постановлением Госстандарта РФ от 22.04.2003 № 124-ст. Согласно Разделу 1 (область применения) настоящий стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещенные на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения (раздел 6). Разделом 6 ГОСТ Р 52044-2003 предусмотрены требования к способам установки средств наружной рекламы, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения. В соответствии с п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны быть размещены, в частности: на аварийно-опасных участках дорог и улиц, над проезжей частью и обочинами дорог. Из представленной истцом справки от 13 июля 2012 года следует, что требования указанного ГОСТа при размещении спорной рекламы нарушены: рекламная конструкция № ООО «Новые технологии» по адресу <адрес> нарушение требований размещена сбоку от бордюрного камня автомобильной дороги на расстоянии 0,7 м до ближайшего края рекламной конструкции, 2,2 м до опоры рекламной конструкции и 9 м от наземного нерегулируемого пешеходного перехода обозначенного дорожными знаками 5.19.1/2 «Пешеходный переход». Рекламная конструкция № ООО «Новые технологии» по адресу <адрес> нарушение требований размещена на проезжей части парковки для транспортных средств и на расстоянии 16 м от наземного нерегулируемого пешеходного перехода обозначенного дорожными знаками 5.19.1/2 «Пешеходный переход». Рекламная конструкция № ООО «Технология-К» по адресу <адрес> нарушение требований размещена на пересечении автомобильных дорог в одном уровне, сбоку от бордюрного камня автомобильной дороги на расстоянии 0,1 м до ближайшего края рекламной конструкции, 1,4 м до опоры рекламной конструкции и 9 м от наземного нерегулируемого пешеходного перехода обозначенного дорожными знаками 5.19.1/2 «Пешеходный переход». В этой связи размещение ООО «Новые технологии», Технология-К» вышеуказанных рекламных конструкций не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии со ст. 5 данного закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов. Таким образом, технические регламенты, правила, стандарты (к которым относится и указанный ранее ГОСТ) разрабатываются и вводятся прежде всего в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Оценив представленные доказательства в совокупности, учитывая факт нарушения ГОСТ Р 520044-2003 при размещении рекламной конструкции, суд полагает, что установленные судом нарушения технических норм при размещении рекламной конструкции безусловно влекут опасность для жизни и здоровья людей. ГОСТ Р 520044-2003 разработан техническим комитетом по стандартизации и принят в целях предотвращения безопасности дорожного движения. Данный стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим непосредственно безопасность участников дорожного движения и населения. В соответствии с п. 10 ст. 19 Закона «О рекламе» разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае, в частности: обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов; несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта. Суд полагает, что прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ имеет право на обращение с заявленными исковыми требованиями в суд, так как они направлены на защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения и иных лиц. Учитывая, что в настоящее время спорные рекламные конструкции размещены с нарушением действующих технических норм, что создает опасность для участников дорожного движения и населения, снижает степень защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, требования прокурора о признании незаконными распоряжений первого заместителя директора Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 17.10.2006 года № 4213-р, от 28.04.2008 года № 3665-р о предоставлении ООО «Арт-Мастер» прав на размещение наружных отдельно стоящих рекламных конструкций по <адрес>, а также обязании ООО «Новые технологии» демонтировать рекламные конструкции, расположенные в районе домов №, № по <адрес>, ООО «Технологии-К» демонтировать рекламную конструкцию, расположенную в районе домов № по <адрес> на расстояния, предусмотренные Разделом 6 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» подлежат удовлетворению. При этом, ходатайство ответчиков о применении судом срока исковой давности по требованию о признании незаконными распоряжений первого заместителя директора Департамента от 17.10.2006 года № 4213-р, от 28.04.2008 года № 3665-р суд находит необоснованным исходя из следующего. Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии искового заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Учитывая, что о нарушении установки рекламных конструкций прокурору стало известно в результате совместной проверки, проведенной помощником прокурора Ленинского АО г. Омска, госинспектором ОГИБДД полиции УМВД России по г. Омску 26 апреля 2012 года, исковое заявление поступило в суд 25 мая 2012 года, то срок обращения в суд с требованиями о признании незаконными распоряжений первого заместителя директора Департамента о выдаче разрешений на установку рекламной конструкции истцом не пропущен. Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В силу п. 9. ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины. Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска в силу положений НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины. Доказательств того, что ООО «Новые технологии», ООО «Технологии-К» имеет льготы по уплате государственной пошлины, суду не представлено. Учитывая требования п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ООО «Новые технологии», ООО «Технологии-К» в доход бюджета города Омска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей с каждого. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконными распоряжения первого заместителя директора Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 17.10.2006 года №, от 28.04.2008 года № о предоставлении ООО «Арт-Мастер» прав на размещение наружных отдельно стоящих рекламных конструкций по <адрес>. Обязать ООО «Новые технологии» демонтировать рекламные конструкции, расположенные в районе домов №, № по <адрес> в Ленинском административном округе г. Омска на расстояние, предусмотренное Разделом 6 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Обязать ООО «Технологии-К» демонтировать рекламную конструкцию, расположенную в районе домов № по <адрес> в Ленинском административном округе г. Омска на расстояние, предусмотренное Разделом 6 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Взыскать с ООО «Новые технологии» госпошлину в доход бюджета города Омска в сумме 4 000 (Четыре тысячи) рублей. Взыскать с ООО «Технологии-К» госпошлину в доход бюджета города Омска в сумме 4 000 (Четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Л.И. Сальникова