Дело № 2-4057/12 по иску прокурора г. Омска к ООО «Фирма «Жалюзи»



Дело № 2-4057/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(заочное)

27 июля 2012 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи М.М. Сафронова при секретаре судебного заседания Е.П. Москаленко, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Омска защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «Жалюзи» о признании рекламной конструкции не соответствующей требованиям законодательства, возложении обязанности произвести демонтаж рекламной конструкции,

установил:

Прокурор г. Омска обратился с иском к ООО «Фирма «Жалюзи» о признании рекламной конструкции не соответствующей требованиям законодательства, возложении обязанности произвести демонтаж рекламной конструкции.

В обоснование указано, что прокуратурой г. Омска проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении наружной рекламы на территории г. Омска. Проведенной проверкой установлено, что организациями, размещающими рекламные конструкции на мостовых сооружениях, не в полной мере исполняются требования федерального законодательства по организации дорожного движения в указанной части.

В ходе проверки установлено, что Администрацией г. Омска 01 июля 1996 года ООО «Фирма «Жалюзи» предоставлены в аренду рекламные места площадью 2,4 кв.м. на двух опорах контактной транспортной сети для размещения рекламных конструкций, расположенных с правой стороны проезжей части подхода к мосту «Юбилейный» со стороны ул. Лермонтова на расстоянии 29 метров от начала пролетного строения данного моста, и с правой стороны проезжей части на выезде с моста «Юбилейный» в сторону ул. Лермонтова на расстоянии 29 метров от начала пролетного строения данного моста. Кроме того Администрацией г. Омска 01 марта 2001 года ООО «Фирма «Жалюзи» предоставлено в аренду рекламное место на опоре контактной транспортной сети, расположенной на мосту «Юбилейный». Впоследствии ООО «Фирма «Жалюзи» на вышеназванных рекламных местах размещены рекламные конструкции. Указанные рекламные конструкции в количестве трех штук ООО «Фирма «Жалюзи» используется по целевому назначению, т.е. для размещения рекламы.

На момент проверки на данных рекламных конструкциях размещены надписи: «Омские окна, Жалюзи». Данные факты подтверждаются актом обследования улично-дорожной сети, подготовленным с участием представителя уполномоченного органа – УГИБДД полиции УМВД России по Омской области от 23 апреля 2012 года.

На основании п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены, в том числе, на мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 50 м от них – в населенных пунктах.

Просит признать размещение ООО «Фирма «Жалюзи» рекламных конструкций, расположенных на опорах контактной транспортной сети с правой стороны проезжей части подхода к мосту «Юбилейный» со стороны улицы Лермонтова на расстоянии 29 метров от начала пролетного строения данного моста, непосредственно на мостовом сооружении (следующая опора контактной транспортной сети) и с правой стороны проезжей части на выезде с моста «Юбилейный» в сторону улицы Лермонтова на расстоянии 29 метров от начала пролетного строения данного моста, не соответствующими требованиям законодательства. Обязать ответчика осуществить демонтаж указанных трех рекламных конструкций. Взыскать с ответчика государственную пошлину в установленном законном порядке.

В судебном заседании представитель прокурора г. Омска Нефедов Е.С. требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик ООО «Фирма «Жалюзи» своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Третьи лица УМВД России по Омской области, Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

На основании ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства

Заслушал представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что Администрацией г. Омска 01 июля 1996 года ООО «Фирма «Жалюзи» предоставлены в аренду рекламные места площадью 2,4 кв.м. на двух опорах контактной транспортной сети для размещения рекламных конструкций, расположенных с правой стороны проезжей части подхода к мосту «Юбилейный» со стороны ул. Лермонтова на расстоянии 29 метров от начала пролетного строения данного моста, и с правой стороны проезжей части на выезде с моста «Юбилейный» в сторону ул. Лермонтова на расстоянии 29 метров от начала пролетного строения данного моста (л.д. 38-39,42-43).

01 марта 2001 года заключен договор аренды муниципального рекламного места между Администрацией г. Омска в лице департамента недвижимости Администрации г. Омска и ООО «Фирма «Жалюзи», в соответствии с которых последнему передано в аренду рекламное место на опоре контактной транспортной сети, расположенной на мосту «Юбилейный» (л.д. 35-36).

В отношении рекламной конструкции, указанной в договоре от 01.07.1996, в последующем заключены дополнительные соглашения о продлении сроков действия договора (л.д. 40, 44).

Согласно ответа Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 24 апреля 2012 года в собственности Муниципального образования городской округ город Омск Омской области находится, в том числе, мост «Октябрьский», мост «Юбилейный», мост «Фрунзенский», мост «Ленинградский» (л.д. 19-20).

Установлено, что 23 апреля 2012 года в результате совместной проверки, проведенной представителем прокуратуры г. Омска, сотрудником УГИБДД полиции УМВД России по Омской области выявлен ряд нарушений при установке рекламных конструкций требованиям ГОСТ Р 52044-2003 (л.д. 26-27).

В частности, в акте указано, что рекламная конструкция, расположенная с правой стороны проезжей части подхода к мосту со стороны ул. Лермонтова на расстоянии 29 метров от начала пролетного строения моста на опоре наружного освещения размещена рекламная конструкция с надписью «Омские окна, Жалюзи», а также с правой стороны проезжей части на выезде с моста в сторону ул. Лермонтова на расстоянии 29 метров от начала пролетного строения моста на опоре наружного освещения размещена рекламная конструкция с надписью «Омские окна, Жалюзи» (л.д. 27 оборот).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 18 июля 1995 года N 108-ФЗ "О рекламе", действующего на момент выдачи ООО «Фирма «Жалюзи» разрешения на размещение рекламной конструкции, распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения (наружная реклама) в порядке, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Пункт 2 данной статьи устанавливал, что распространение наружной рекламы допускается при наличии разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления поселения или городского округа.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением положений данной статьи.

Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента и не должны нарушать требования нормативных актов по безопасности движения транспорта. Это вытекает из текста ч. 4 и 15 вышеуказанной статьи Закона.

Согласно ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 января 2004 года № 4 признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01 июля 2003 года, в том числе ГОСТ Р 52044-2003, и установлены требования по обязательности их применения. Указанное постановление Госстандарта зарегистрировано в Минюсте РФ 13 февраля 2004 года за № 5546.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" принят постановлением Госстандарта РФ от 22 апреля 2003 года N 124-ст).

В п. 3.10 ГОСТ Р 52044-2003 под средствами наружной рекламы понимаются технические средства стабильного территориального размещения рекламы.

Согласно Разделу 1 (область применения) настоящий стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещенные на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения (раздел 6).

Разделом 6 ГОСТ Р 52044-2003 предусмотрены требования к способам установки средств наружной рекламы, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.

В соответствии с п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны быть размещены, в частности: на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и 50 м - в населенных пунктах, непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 м от них; сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м* от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м* - в населенных пунктах.

Из представленного истцом Акта от 123 апреля 2012 года следует, что требования указанного ГОСТа при размещении спорной рекламы нарушены: расстояние от начала пролетного строения моста на опоре наружного освещения до рекламной конструкции составляет 29 метров.

На указанных основаниях размещение ООО «Фирма «Жалюзи» рекламных конструкций с правой стороны проезжей части подхода к мосту со стороны ул. Лермонтова и с правой стороны проезжей части на выезде с моста в сторону ул. Лермонтова, не соответствует требованиям ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». В указанной части иск подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 5 данного закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Таким образом, технические регламенты, правила, стандарты (к которым относится и указанный ранее ГОСТ) разрабатываются и вводятся прежде всего в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Оценив представленные доказательства в совокупности, учитывая факт нарушения указанного ранее ГОСТа при размещении рекламной конструкции, суд полагает, что установленные судом нарушения технических норм при размещении рекламной конструкции безусловно влекут опасность для жизни и здоровья людей. Так, ГОСТ Р 520044-2003 разработан техническим комитетом по стандартизации и принят в целях предотвращения безопасности дорожного движения. Данный стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим непосредственно безопасность участников дорожного движения и населения.

Суд полагает, что прокурор в соответствии со тс. 45 ГПК РФ имеет право на обращение с заявленными исковыми требованиями в суд, так как они направлены на защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – участников дорожного движения и иных лиц.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Прокурор в силу п. 9. ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины. Поскольку заявлен неимущественный спор, учитывая требования ст. 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ООО «Фирма «Жалюзи» в доход бюджета города Омска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Омска удовлетворить.

Признать размещение обществом с ограниченной ответственностью «Фирма «Жалюзи» рекламных конструкций, расположенных на опорах контактной транспортной сети с правой стороны проезжей части подхода к мосту «Юбилейный» со стороны улицы Лермонтова на расстоянии 29 метров от начала пролетного строения данного моста, непосредственно на мостовом сооружении (следующая опора контактной транспортной сети) и с правой стороны проезжей части на выезде с моста «Юбилейный» в сторону улицы Лермонтова на расстоянии 29 метров от начала пролетного строения данного моста, не соответствующими требованиям ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Жалюзи» осуществить демонтаж трех рекламных конструкций, расположенных на опорах контактной транспортной сети с правой стороны проезжей части подхода к мосту «Юбилейный» со стороны улицы Лермонтова на расстоянии 29 метров от начала пролетного строения данного моста, непосредственно на мостовом сооружении (следующая опора контактной транспортной сети) и с правой стороны проезжей части на выезде с моста «Юбилейный» в сторону улицы Лермонтова на расстоянии 29 метров от начала пролетного строения данного моста.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Жалюзи» государственную пошлину в доход бюджета города Омска в сумме 4 000 рублей.

Ответчик вправе подать в Центральный районный суд г. Омска заявление об отмене данного заочного решения в течение семи дней со дня получения копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке посредством подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде, по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200