Дело № 2-4238/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 августа 2012 года г. Омск Центральный районный суд города Омска в составе: председательствующего судьи Патрушева Ю.В., при секретаре Рамазановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кошелевой Н.А. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения вне очереди, установил: Кошелева Н.А. обратилась в суд с иском, утверждая, что являлась воспитанницей «Детского дома №» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях состоит в Администрации САО г. Омска с 2002 года, что подтверждаю карточкой очередника №. На основании постановления главы Администрации Советского АО г. № от ДД.ММ.ГГГГ ей была предоставлена комната гостиного типа общей площадью 17 кв.м., жилой площадью 11,4 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается ордером на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время в указанной комнате проживает истец и её несовершеннолетние дети - К.И.В.. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.К.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (жилая площадь предоставленного помещения 11,4 кв.м.). Согласно карточке очередника в 2002 году номер очереди истца в общем списке очередников - 4248, во внеочередном списке - 173. В 2012 году при очередной перерегистрации истца поставили в общем списке за номером 13390, а во внеочередном списке за № 197, объяснив это тем, что в связи с многочисленными обращениями граждан в суды создана «новая очередь» среди детей сирот, по которым имеются решения судов о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. Просит суд обязать ответчика предоставить ей жилое помещение на территории города Омска по договору социального найма во внеочередном порядке в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения. Согласно определению судьи от 25.06.2012 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство образования Омской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство Омской области. В судебном заседании истец участия не принимала, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования поддержала, извещена надлежаще. Представитель ответчиков - Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска по доверенностям - Балашова О.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что истец встала на учет нуждающихся до достижения возраста 23 лет, в настоящее время вопросами обеспечения жилыми помещениями лиц данной категории занимаются Министерство имущественных отношений Омской области и Министерство образования Омской области, а потому Администрация города является ненадлежащим ответчиком по делу. Представители ответчиков - Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства образования Омской области в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежаще. Представитель третьего лица - Правительства Омской области в судебном заседание участия не принимал, извещен надлежаще, представил письменный отзыв на иск, в котором изложил доводы, по которым находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Судом установлено, что Кошелева Н.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. являлась воспитанницей «Детского дома №» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ л.д. 5. На учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях состоит в Администрации САО г. Омска с 2002 года, что подтверждаю карточкой очередника № л.д.6. Согласно ордеру на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному на основании постановления главы Администрации Советского АО г. № от ДД.ММ.ГГГГ, Кошелевой Н.А. предоставлена комната гостиного типа общей площадью 17 кв.м., жилой площадью 11,4 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, на семью составом 1 человек л.д. 7. В настоящее время в указанной комнате проживает истец и её несовершеннолетние дети - К.И.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.К.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения л.д.8-10. Согласно карточке очередника в 2002 году номер очереди истца в общем списке очередников - 4248, во внеочередном списке - 173. В 2012 году при очередной перерегистрации номер очереди истца в общем списке - 13390, во внеочередном списке - 197 л.д.6. При указанных обстоятельствах истец относится к категории дети-сироты. Судом установлено, что до настоящего времени истцу жилое помещение по договору социального найма не предоставлено. Право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке, ответчиками не оспаривается. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статья 1 указанного закона дает следующие понятия: - дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; - дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Из указанных формулировок следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей. В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Положениями статьи 8 вышеназванного Закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статьей 49 ЖК РФ предусмотрены категории граждан, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, а именно: малоимущие граждане (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ) и иные, определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ). При этом применительно к «иным категориям граждан», в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ указано, что данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. К указанным «иным категориям» относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты). Частью 4 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Омской области от 16 марта 2012 года № 56-п утвержден Порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), согласно которому уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком являются Министерство образования Омской области (далее - Министерство образования), Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Министерство строительства). Предоставление детям-сиротам жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством. Министерство образования ежегодно в срок до 1 апреля текущего года на основании данных, содержащихся в реестре детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями: 1) определяет количество жилых помещений, планируемых к приобретению по договорам купли-продажи в собственность Омской области, в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области; 2) формирует и направляет в Министерство строительства заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в собственность Омской области путем участия в долевом строительстве многоквартирных малоэтажных домов, в муниципальных районах Омской области. Министерство образования и Министерство строительства организуют деятельность по оформлению права собственности Омской области на приобретенные ими жилые помещения. Министерство строительства в течение двух рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на приобретенные жилые помещения направляет в Министерство образования информацию о количестве и месте нахождения указанных жилых помещений. Министерство образования и Министерство строительства в течение четырех рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на приобретенные жилые помещения направляют в Министерство имущественных отношений Омской области (далее - Минимущество) заявку на их включение в жилищный фонд социального использования Омской области в установленном порядке. Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется казенным учреждением Омской области «Центр мониторинга имущества жилищно-коммунального комплекса» (далее - учреждение) на основании решения Минимущества. В течение трех рабочих дней со дня заключения соответствующего договора социального найма учреждение направляет в Министерство образования сведения об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями. Таким образом, установлено, что истец состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 2002 года, имеет право на внеочередное предоставление жилья по вышеуказанной категории, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке не предоставлено. При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке, а также, учитывая утвержденный Правительством Омской области Порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством) от 16 марта 2012 года № 56-п, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения Кошелевой Н.А. следует возложить на Министерство образования Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области в указанном выше порядке. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Обязать Министерство образования Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Кошелевой Н.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение по договору социального найма вне очереди в порядке, предусмотренном Порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным постановлением Правительства Омской области от 16 марта 2012 года № 56-п. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: