Дело № 2-4101/12 по иску Осиповой О.А., Ямшанова А.В. к Администрации г. Омска



Дело № 2-4101/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2012 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи М.М. Сафронова, при секретаре Е.П. Москаленко, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осиповой О.А., Ямшанова А.В. к Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, взыскании судебных расходов,

установил:

Истцы Осипова О.А., Ямшанов А.В. обратились в суд с иском к Администрации г. Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, взыскании судебных расходов.

В обоснование указали, что являются собственниками квартир в доме а по ул. 50 лет Профсоюзов в г. Омске. Указанный дом введен в эксплуатацию в 1958 году. Срок эксплуатации в настоящее время составляет 54 года.

С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт не проводился.

Согласно заключения о техническом состоянии жилого проведенного ЗАО «Строительно-монтажным трестом № 4» техническое состояние инженерных сетей: системы холодного, горячего водоснабжения, отопления, водоотведения, системы электроснабжения, оценивается как неудовлетворительное. Фактическое состояние штукатурки оценивается как неудовлетворительное. Практически все элементы конструкций инженерных сетей и фасадов исчерпали нормативные сроки эксплуатации и требуют замены и капитального ремонта.

Считают, что у муниципального образования г. Омск сохраняется обязанность произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, что вследствие несполнения обязательств нарушены права собственников помещений многоквартирного дома, что нарушает их права и законные интересы, а также создает угрозу аварийных ситуаций в связи с утратой элементами конструкций инженерных сетей многоквартирного дома первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности).

Просят обязать ответчика Администрацию г. Омска в срок до 31 декабря 2013 года за счет средств соответствующего бюджета без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома № 63 а по ул. 50 лет Профсоюзов в г. Омске, а именно: выполнить замену трубопроводов холодного водоснабжения с заменой запорной и регулирующей аппаратуры, заменой стояков, домовых магистралей; выполнить замену трубопроводов горячего водоснабжения с заменой запорной и регулирующей аппаратуры, заменой стояков, домовых магистралей, заменой изоляции и установкой общедомовых приборов учета потребления; выполнить замену трубопроводов отопления с заменой запорной и регулирующей аппаратуры, заменой стояков, домовых магистралей, заменой изоляции и установкой автоматизированного теплового узла учета тепловой энергии; выполнить замену системы электроснабжения с заменой вводно-распределительного устройства, заменой внутридомовых магистралей, распределительных щитков, с заменой сетей дежурного освещения в местах общего пользования; выполнить замену и восстановление асфальтового покрытия отмостки; выполнить ремонт фасада с восстановлением штукатурного и окрасочного слоя стен с заменой козырьков над подъездами. Также просит взыскать с ответчика расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 рублей.

Впоследствии истцы заявленные требования в порядке положений ст. 39 ГПК РФ изменили, просили установить срок для проведения ремонта до 01 июля 2014 года.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, судом к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены: Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска.

В судебном заседании истцы Осипова О.А., Ямшанов А.В. уточненные исковые требования поддержали полностью.

Представитель ответчика Администрации г. Омска, Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска Баланов О.Ю. № 02-24/5751 от 10 ноября 2011 года и № 32 от 06 октября 2010 года (л.д. 46, 47) в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Указал, что единственным и правомерным способом проведения капитального ремонта многоквартирных домов является порядок, определенный Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», то есть с участием всех собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме. Кроме того, указал, что в приложении № 3 ВСН 58-88(р) «Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденным Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года № 312, определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации обследованных конструктивных элементов жилых зданий до капитального ремонта при благоприятных условиях эксплуатации. Жилой дом построен в 1958 году. Истцами не представлено подтверждающих документов о том, что на момент приватизации первой и последующих квартир имущество спорного дома требовало проведения капитального ремонта. Пояснил, что не располагает сведениями о том, что в спорном многоквартирном жилом доме когда-либо производился капитальный ремонт. Не отрицал, что в соответствии с ВСН 58-88 (р) срок эксплуатации отдельных указанных в тексте иска элементов уже истек. Просил отказать в удовлетворении иска.

Третье лицо ООО «ЖКХ «Сервис», Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска в судебное заседание своего представителя не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01 марта 2005 года) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25 сентября 1985 года № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21 января 2006 года № 25.

В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01 марта 2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).

Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил).

Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил).

В судебном заседании установлено, что истцы являются собственниками квартир расположенных в доме № 63 а по улице 50 лет Профсоюзов в городе Омске и проживают в них (л.д. 9,11). Указанный дом находится на обслуживании ООО «ЖКХ «Сервис».

Суду представлен протокол № 2 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 63 а по ул. 50 лет Профсоюзов в г. Омске, из которого следует, что истцам по настоящему делу делегированы полномочия на обращение в суд с иском к органам местного самоуправления о проведения капитального ремонта общего имущества жилого дома (л.д. 22-28).

В 2009 году ЗАО «Строительно-монтажный трест № 4» произвело обследование жилого дома № 63 а по ул. 50 лет Профсоюзов в г. Омске. В результате проведенного обследования конструктивов здания считаем необходимым произвести капитальный ремонт по следующим конструктивам: Для обеспечения полноценного функционирования здания и исключения опасности повреждения общего и личного имущества необходимо произвести утепление перекрытия 3-го этажа с устройством пароизоляции, восстановление вентиляционных каналов, произвести капитальный ремонт лежаков систем холодного и горячего водоснабжения, отопления с установкой автоматизированной системы учета тепла и канализования сточных вод, выполнить капитальный ремонт системы электроснабжения с заменой ВРУ, магистральный внутридомовых кабельных разводок с учетом новых нормативных требований, капитальный ремонт фасадов здания (л.д. 13-20).

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем.

С 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.

Судом также установлено, что спорный жилой дом построен в 1958 году. Срок эксплуатации в настоящее время составляет 54 года. Приватизация жилых помещений в доме началась в 1992 году (л.д. 52-58), то есть на указанный момент период эксплуатации дома составлял 34 года (л.д. 57-85). С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт не проводился.

Из ответа Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска № Исх-ДИО/9936 от 02 июля 2012 года видно, что жилой дом, расположенный по адресу: г. Омск, ул. 50 лет Профсоюзов, д. 63 а, включен в состав муниципальной собственности города Омска и в Реестр муниципального имущества г. Омска на основании Решения Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24 декабря 1992 года № 245 «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска» До передачи в муниципальную собственность указанный жилой дом числился за ПЖРУ № 1, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Магистральная, д. 56 (л.д. 48).

Суду стороной ответчика не представленного каких-либо иных сведений о состоянии дома на момент первых приватизаций, не приведено доказательств проведения как текущего, так и капитального ремонтов дома с момента ввода дома в эксплуатацию, не заявлено о проведении государственной экспертизы отчета специалиста, выводы специалиста не опровергнуты, иные специалисты не приглашены, акты обследования дома не представлены, таким образом с учетом представленной совокупности доказательств суд приходит к выводу, что стороной ответчика Администрации г. Омска не приведено доказательств, опровергающих позицию стороны истца о том, что дом требовал выборочного капитального ремонта по состоянию на 1992-1993 года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению выборочного капитального ремонта дома № 63 а по ул. 50 лет Профсоюзов в г. Омске, по отношению к собственникам приватизировавшим квартиры в спорном доме, которые поддержали заявленный иск, выступает именно Администрация г. Омска, которая обязанность по производству капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнила, в связи, с чем возлагает на нее обязанность, выполнить такой ремонт.

Согласно Приложению № 1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года № 312 (далее по тексту - ВСН 58-88 (р)), капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью, восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

В силу п. 5.1, 5.2., 5.8. ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.

Из Приложения № 3 ВСН 58-88 (р) следует, что продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) трубопроводов горячей и холодной воды (газовых черных труб) -15 лет, отопление радиаторы чугунные при открытой схеме -15 лет, вводно-распределительные устройства - 20 лет, кровля из асбестоцементных листов и волнистого шифера - 30 лет, стропила и обрешетка деревянная - 50 лет, трубопроводов канализации чугунной - 40 лет и.т.д.

С учетом года возведения здания – 1958 год, периода возникновения долевой собственности – 1992-1993 года, приема дома в муниципальную собственность, параметров, указанных в Приложении № 3 к Положению ВСН 58-88 (р), предусматривающих минимальную продолжительность эксплуатации элементов здания, используемых в заключении, суд приходит к выводу, что на ответчика необходимо возложить обязанность по капитальному ремонту в объеме тех элементов здания, фактический срок эксплуатации которых превысил предусмотренные ВСН 58-88 (р) периоды эксплуатации на момент первой приватизации квартир, то есть, в данном случае превысил 34 года.

Отсюда, суд возлагает обязанность на Администрацию г. Омска произвести ремонт общего имущества спорного жилого дома в части, а именно: выполнить замену трубопроводов холодного водоснабжения с заменой запорной и регулирующей аппаратуры, заменой стояков, домовых магистралей; выполнить замену трубопроводов горячего водоснабжения с заменой запорной и регулирующей аппаратуры, заменой стояков, домовых магистралей; выполнить замену трубопроводов отопления с заменой запорной и регулирующей аппаратуры, заменой стояков, домовых магистралей, заменой изоляции; выполнить замену системы электроснабжения с заменой вводно-распределительного устройства, заменой внутридомовых магистралей, распределительных щитков, с заменой сетей дежурного освещения в местах общего пользования; выполнить замену и восстановление асфальтового покрытия отмостки; выполнить ремонт фасада с восстановлением штукатурного и окрасочного слоя стен.

Требование о выполнении ремонта фасада с восстановлением штукатурного и окрасочного слоя, по смыслу ВСН 58-88 (р) относится к работам по наружней отделке (приложение № 3) и подлежит удовлетворению.

В остальных требования суд считает необходимо отказать, поскольку требования истцов не основаны на указанных выше ВСН.58-88(р).

В части требований об установлении срока для проведения капитального ремонта вышеуказанного дома, суд с учетом позиции истцов, а также состояния технических элементов дома, полагает, что разумным сроком для ремонта в данном случае является срок до 01 июля 2014 года. Возражений относительно ремонта дома в указанный срок от ответчика не поступило.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Истец Осипова О.А. при подаче искового заявления оплатила государственную пошлину в размере 200 рублей, что подтверждается квитанцией от 06 июня 2012 года (л.д. 3). Размер государственной пошлины исчислен, верно, учитывая, что иск удовлетворен в части, потому указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца также в части – в размере 150 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Осиповой О.А., Ямшанова А.В. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Омска произвести выборочный капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома № 63 а по улице 50 лет Профсоюзов в городе Омске за счет соответствующего бюджета в срок до 01 июля 2014 года, а именно: выполнить замену трубопроводов холодного водоснабжения с заменой запорной и регулирующей аппаратуры, заменой стояков, домовых магистралей; выполнить замену трубопроводов горячего водоснабжения с заменой запорной и регулирующей аппаратуры, заменой стояков, домовых магистралей; выполнить замену трубопроводов отопления с заменой запорной и регулирующей аппаратуры, заменой стояков, домовых магистралей; произвести замену системы электроснабжения с заменой вводно-распределительного устройства, заменой внутридомовых магистралей, распределительных щитков, с заменой сетей дежурного освещения в местах общего пользования; выполнить замену и восстановление асфальтового покрытия отмостки; выполнить ремонт фасада с восстановлением штукатурного и окрасочного слоя стен.

Взыскать с Администрации города Омска в пользу Осиповой О.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200