дело № 2-4722/2012 решение от 05.09.2012 по иску Прокурора ЦАО города Омска в защиту интересов Кушнира Е.Н. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской



Дело № 2-4722/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 сентября 2012 года

г. Омск

Центральный районный суд города Омска в составе:

председательствующего судьи Патрушева Ю.В.,

при секретаре Рамазановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора ЦАО города Омска в защиту интересов Кушнира Е.Н. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения вне очереди,

установил:

Прокурор ЦАО города Омска обратился в суд с иском в защиту интересов Кушнира Е.Н. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения вне очереди, утверждая, что проведенной проверкой было установлено, что Кушнир Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ. относится к категории лиц из числа детей - сирот. <данные изъяты>

Постановлением Главы Администрации города Омска от 23 июня 1994 г. Кушнир Е.Н. был принят под опеку М.В.В. при этом, право пользования жилым помещением за ним не закреплялось.

В настоящее время Кушнир Е.Н. обучается в ГОУ «ОГПУ», после прекращения опеки жилое помещение ему предоставлено не было.

Постановлением и.о. Мэра г. Омска от 15.04.2011 № 346-п Кушнир Е.Н. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В настоящее время Кушнир Е.Н. вынужден проживать в жилом помещении на основании договора коммерческого найма. Таким образом, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлено.

Просит суд обязать ответчиков - Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Кушниру Е.Н. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке.

В судебном заседании Кушнир Е.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Министерства образования Омской области - по доверенности Гальцов В.В. в судебном заседание требования не признал, суду пояснил, что поскольку Кушнир Е.Н. был поставлен на учет после достижения 18 летнего возраста у него нет права на предоставление жилого помещения вне очереди по категории дети-сироты.

Представители Министерства имущественных отношений Омской области, Правительства Омской области, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска, Прокуратуры ЦАО г. Омска в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежаще.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Судом установлено, что Кушнир Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратился в прокуратуру ЦАО г. Омска с заявлением о защите его жилищных прав, указав, что относится к категории лиц из числа детей-сирот, имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, однако жилье ему не предоставлено, в связи с чем, он вынужден снимать квартиру, оплачивать которую для него крайне затруднительно, поскольку он обучается в университете по очной форме л.д.8.

В <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Постановлением главы Администрации Первомайского района г. Омка № 534 от 23.06.1994 года М.В.В. назначена опекуном несовершеннолетнего Кушнира Е.Н. л.д.15.

В соответствии с копией лицевого счета квартиросъемщика Кушнир Е.Н. зарегистрирован в квартире, расположенной по <адрес> принадлежащей на праве собственности ФИО15 л.д. 19,23.

Согласно данным Управления Росреестра по Омской области, ГПОО «Омский центр ТИиЗ» - Кушнир Е.Н. в числе собственников объектов недвижимости не значится л.д.12-13, в соответствии с уведомлением Департамента социальной политики Администрации г. Омска Кушнир Е.Н. признан малоимущим в соответствии с ЖК РФ л.д. 21.

В настоящее время Кушнир Е.Н. обучается <данные изъяты> ОГПУ по очной форме л.д. 14.

Согласно имеющейся в материалах дела копии выписки из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам ДЖП Администрации г. Омска от 01.04.2011 года в повестку дня был включен и вопрос о рассмотрении заявления Кушнира Е.Н. от 30.03.2011 года, поданного на имя Мэра г. Омска о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с пакетом необходимых документов л.д. 25-26.

Согласно копии Постановления Администрации города Омска от 15.04.2011 года № 346-п Кушнир Е.Н. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на по договора социального найма, в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на 2012 год номер его очереди по общему списку - 22474, по внеочередному - 639 (л.д.22, 24, 56).

При указанных обстоятельствах истец относится к категории дети-сироты.

Судом установлено, что до настоящего времени истцу жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, что ответчиками не оспаривается.

Право истца состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке, ответчиками также не оспаривается.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 1 указанного закона дает следующие понятия:

- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из указанных формулировок следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 вышеназванного Закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 49 ЖК РФ предусмотрены категории граждан, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, а именно: малоимущие граждане (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ) и иные, определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ). При этом применительно к «иным категориям граждан», в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ указано, что данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

К указанным «иным категориям» относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты).

Частью 4 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Омской области от 16 марта 2012 года № 56-п утвержден Порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), согласно которому уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком являются Министерство образования Омской области (далее - Министерство образования), Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Министерство строительства). Предоставление детям-сиротам жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Министерство образования ежегодно в срок до 1 апреля текущего года на основании данных, содержащихся в реестре детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями:

1) определяет количество жилых помещений, планируемых к приобретению по договорам купли-продажи в собственность Омской области, в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области;

2) формирует и направляет в Министерство строительства заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в собственность Омской области путем участия в долевом строительстве многоквартирных малоэтажных домов, в муниципальных районах Омской области.

Министерство образования и Министерство строительства организуют деятельность по оформлению права собственности Омской области на приобретенные ими жилые помещения.

Министерство строительства в течение двух рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на приобретенные жилые помещения направляет в Министерство образования информацию о количестве и месте нахождения указанных жилых помещений.

Министерство образования и Министерство строительства в течение четырех рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на приобретенные жилые помещения направляют в Министерство имущественных отношений Омской области (далее - Минимущество) заявку на их включение в жилищный фонд социального использования Омской области в установленном порядке.

Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется казенным учреждением Омской области «Центр мониторинга имущества жилищно-коммунального комплекса» (далее - учреждение) на основании решения Минимущества.

В течение трех рабочих дней со дня заключения соответствующего договора социального найма учреждение направляет в Министерство образования сведения об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями.

Таким образом, установлено, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 2011 года, имеет право на внеочередное предоставление жилья по вышеуказанной категории, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке не предоставлено.

При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке, а также, учитывая утвержденный Правительством Омской области Порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством) от 16 марта 2012 года № 56-п, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения Кушниру Е.Н. следует возложить на Министерство образования Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области в указанном выше порядке.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Министерство образования Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Кушниру Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди в порядке, предусмотренном Порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным постановлением Правительства Омской области от 16 марта 2012 года № 56-п.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200