Дело № 2-3676/2012 Р е ш е н и е Именем Российской Федерации 28 августа 2012 года Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Щеглакова Г.Г. при секретаре судебного заседания Новиковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шуленкова С.Ю., Шуленковой Г.Х. к Администрации города Омска о признании сделки приватизации жилого помещения недействительной, установил: Шуленков С.Ю., Шуленкова Г.Х. обратились в суд с иском к Администрации города Омска о признании договора безвозмездной передачи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ недействительным. В обоснование требования указали, что на момент заключения договора приватизации, <адрес> находился в аварийном состоянии и подлежал расселению. В 1997 году Администрацией города Омска в адрес Винодельческого завода было направлено письмо с просьбой о расселении аварийного дома. Завод не смог принять меры к расселению дома в связи с тяжелым экономическим положением. Впоследствии дом был передан в собственность муниципального образования. Просят признать договор о приватизации жилого помещения недействительным, привести стороны в первоначальное положение, восстановить право собственности на квартиру <адрес> за Муниципальным образованием. В судебном заседании истцы Шуленков С.Ю., Шуленкова Г.Х. участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель истцов Закурдаева М.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным основаниям, просила удовлетворить. Представители ответчиков Администрации города Омска, Департамента жилищной политики Администрации города Омска, Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представители третьих лиц Управления Росреестра по Омской области, ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства». Третье лицо Хасанов Р.Х. в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежаще, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Выслушав представителя истцов, исследовав и проанализировав представленные доказательства в их совокупности с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона в судебном заседании должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе, занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. Статья 2 указанного закона устанавливает, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В силу ст. 7 передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В соответствии со ст. 4 закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Исходя из приведенных норм, право на приобретение в собственность в порядке приватизации бесплатно жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации своего права. В случае нарушения при приватизации жилого помещения приведенных выше положений закона сделка приватизации может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным ст.ст. 167, 168 ГК РФ. В соответствии ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Сделки, не соответствующие закону или иным правовым актам (ст. 168 ГК РФ), являются недействительными независимо от признания их таковыми судом в силу положений ст. 166 ГК РФ. Согласно выписке из Реестра муниципального имущества города Омска от 27.05.2009 года право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> зарегистрировано за Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска на основании решения городского Совета «О приеме в муниципальную собственность объектов ЗАО «Винодельческий завод «Омский» № от 19.01.2005 года (том 2, л.д. 35, 38-39). В Реестре муниципального имущества города Омска по адресу: <адрес> учитывался жилой дом, 1957 года постройки, включенный в состав муниципальной собственности города Омска на основании Решения Омского городского Совета от 19.01.2005 года № «О приеме в муниципальную собственность объектов ЗАО «Винодельческий завод «Омский». Полное наименование предприятие, на балансе которого находилось домостроение до передачи в муниципальную собственность города Омска - ЗАО «Винодельческий завод «Омский». По данным Управления Росреестра по Омской области и ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» проведена инвентаризация на выявление приватизированных жилых помещений. В результате инвентаризации жилой дом исключен из Реестра, в Реестр включены неприватизированные жилые помещения, на текущий момент объектами учета в Реестре являются 5 квартир (том 1, л.д. 24). Как установлено в судебном заседании, Шуленковы обратились в департамент жилищной политики Администрации города Омска с заявлением о предоставлении спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации (том 2, л.д. 22, 31). 20.10.2009 года между Муницапальным образованием городской округ город Омск и Шеленковой Г.Х., Шуленковым С.Ю. был заключен договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан, по условиям которого департамент передал, а граждане приняли в долевую собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (том 2, л.д. 24-25). Согласие на приватизацию подтверждается подписанием гражданином договора передачи жилого помещения в собственность, отказ от участия в приватизации должен быть нотариально удостоверен. Право собственности Шуленковой Г.Х. и Шуленкова С.Ю. на указанное жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке (том 2, л.д. 64, 65). В силу п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. На основании заключения межведомственной комиссии города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 28.10.2009 года № №, от 15.12.2009 года № многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (том 1, л.д. 241-243). Постановлением Администрации города Омска от 31.12.2009 года № 1012-п «О сносе и расселении многоквартирных домов» указанный дом признан подлежащим сносу, собственникам жилых помещений данного дома рекомендовано до 30.01.2012 года принять меры к сносу жилого дома, департаменту жилищной политики Администрации города Омска в срок до 30.01.2012 года поручено предложить гражданам, проживающим в данном жилом доме, жилые помещения для расселения (том 1, л.д. 7-8) Постановлением Администрации города Омска № 716-п от 22.05.2012 года «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 31.12.2009 года № 1012-п», срок расселения дома <адрес> перенесен до 30 января 2013 года. Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации). В соответствии с ч. 4 Федерального закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 г. (в редакции Федеральных законов от 23 декабря 1992 г., от 11 августа 1994 г., от 4 марта 1998 г. и от 31 марта 1999 г.) не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненным. Более того, из приведенной статьи Федерального закона от 4 июля 1991 г. Федеральным законом от 23 декабря 1992 г. исключено положение о запрете приватизации жилых помещений, не отвечающих санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам, что по содержанию соответствует понятию "ветхое жилое помещение". Мотивируя решение, суд исходит из того, что на момент заключения договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 21.10.2009 года, дом <адрес> не был признан аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, из материалов дела следует, что волеизъявление на приватизацию Шуленковы выразили задолго до заключения указанного договора, в то время, когда им было известно о необходимости проведения ремонтных работ для улучшения проживания. При таких обстоятельствах суд полагает несостоятельными доводы стороны истцов о необходимости признания сделки ничтожной по основаниям, установленным положениями статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку оспариваемая сделка соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода сделкам положениями действующего законодательства, акт приема и договор подписан непосредственно истцами, следовательно, условия сделки были согласованы с ними. Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения. Поскольку истцами в ходе рассмотрения спора по существу не было представлено никаких доказательств, свидетельствующих о том, что сделка приватизации была совершена ими под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, из материалов дела с достоверностью усматривается, что истцы были ознакомлены с условиями сделки, которые были разъяснены, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании сделки недействительной по основаниям, предусмотренным положениями статьи 178 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований считать приватизацию спорной квартиры противоречащей требованиям закона, оснований для признания сделки приватизации недействительной, не имеется. Другие требования по делу не заявлялись. Спорная квартира была приватизирована в соответствии с требованиями Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении требований Шуленкова С.Ю., Шуленковой Г.Х. к Администрации города Омска о признании сделки приватизации жилого помещения недействительной отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия судьей решения в окончательной форме. Судья: