Дело № 2-4980/2012 Решение Именем Российской Федерации 20 сентября 2012 года Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Щеглакова Г.Г., при секретаре судебного заседания Новиковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Амбрукова Н.А., Саглаевой Е.Л. к Администрации города Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, установил: Амбруков Н.А., Саглаева Е.Л. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома. В обоснование требований указали, что являются собственниками квартир в многоквартирном доме <адрес> и проживают по указанному адресу. Дом введен в эксплуатацию в 1966 году как общежитие, принят в муниципальную собственность в 2004 году. С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт дома не производился. В настоящее время общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме находится в неудовлетворительном состоянии, что подтверждается заключением о техническом состоянии жилого дома, составленному ЗАО «Проектный центр «Сибпроект». По срокам эксплуатации здания до капитального ремонта (замены) согласно ВСН-58-88р и согласно экспертному заключению по результатам обследования многоквартирный <адрес> требует комплексного капитального ремонта, в том числе следующих элементов здания: ремонт крыши с системой водоотведения, укрепление и утепление фасада, укрепление и восстановление фундамента, замена магистралей электроснабжения и установка приборов учета, ремонт внутридомового газопровода с заменой газовых плит и установкой приборов учета, ремонт системы канализации и системы холодного и горячего водоснабжения, ремонт мет общего пользования: коридоры, лестницы, кухни, умывальные комнаты, санузлы, ремонт системы отопления с установкой радиаторов общедомового и поквартирных приборов учета и автоматизированного теплового узла, ремонт душевых помещений, ремонт системы вентиляции, ремонт асфальтобетонного покрытия тротуаров, отмосток, благоустройство придомовой территории, в том числе детской площадки. Просят суд обязать Администрацию города Омска произвести в срок до 30 декабря 2012 года капитальный ремонт многоквартирного дома <адрес> в соответствии с требованиями приложения № 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» за счет средств бюджета города Омска. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, судом к участию в деле в качестве соответчика в порядке ст. 40 ГПК РФ привлечен Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска. Истцы Амбруков Н.А., Саглаева Е.Л. в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель истцов Хороненко И.А., действующая на основании доверенностей, исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Представитель ответчика Администрации города Омска по доверенности Бруева Е.А., в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, поддержав доводы письменных возражений, приобщенных к материалам дела. Пояснила, что капитальный ремонт многоквартирного дома должен производиться с учетом его софинансирования собственниками помещений, расположенных в нем, поскольку согласно документов, имеющихся в материалах гражданского дела, квартиры были переданы гражданам в собственность во время действия первоначальной редакции Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (в настоящее время Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»). Согласно ВСН 58-88(р) минимальные сроки эффективной эксплуатации отдельных конструктивных элементов составляет 10 лет. Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации обследованных конструктивных элементов жилых зданий до капитального ремонта при благоприятных условиях эксплуатации определена в приложении № 3 ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 и составляет: стропила и обрешетка деревянная - 50 лет, трубопроводов канализации чугунной - 40 лет. В настоящее время капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома выполняется в рамках действующего законодательства в соответствии с нормами ЖК РФ. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При наличии основных условий, необходимых для включения многоквартирного дома в адресную программу и исходя из рейтинга многоквартирных домов, составленного по сумме баллов, с учетом средств долевого финансирования за счет всех источников финансирования, многоквартирный дом <адрес> может быть включен в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых может быть предоставлена финансовая поддержки в рамках адресной программы Омской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов по Ленинскому административному округу города Омска. Представитель департамента городского хозяйства Администрации города в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна. Представитель ООО «Коммунсервис» участия в судебном заседании не принимал, извещены надлежаще. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, проанализировав собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Амбрукову Н.А. принадлежит 1/4 доля в праве общей долевой собственности на комнату <адрес> <адрес>, Саглаевой Е.Л. принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на комнату <адрес> в городе Омске (л.д. 10, 11). В материалы дела представлен протокол № 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> которым принято решение о делегировании истцам и Хороненко И.А. полномочий, как представителям собственников помещений в указанном доме, на обращение в суд с иском к органам местного самоуправления о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. Согласно сведениям Департамент имущественных отношений Администрации города Омска Администрации г. Омска, в муниципальную собственность города Омска на основании распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Омской области от 28.09.2004 года № 257-р «О передаче объектов, относящихся к государственной собственности Российской Федерации, в муниципальную собственность города Омска» было передано общежитие, расположенное по адресу: <адрес>. Распоряжением администрации Ленинского административного округа города Омска от 30.11.2007 года № 327 «Об изменении почтово-адресной нумерации объекту капитального строительства, расположенному в Ленинском административном округе» указанному домостроению присвоен адрес: <адрес> Постановлением Мэра города Омска от 22.08.2007 года № 692-п «Об исключении из муниципального специализированного жилищного фонда жилых помещений в общежитиях» с домостроения по указанному адресу снят статус общежития. В Реестре муниципального имущества города Омска по адресу: <адрес> объектом учета является жилой дом, на текущий момент инвентаризация на выявление приватизированных жилых помещений указанного домостроения не завершена. Согласно ст. 681 ГК РФ, капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01 марта 2005 г.) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 года № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21 января 2006 г. № 25. В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01 марта 2005 г.) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства РФ, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил). Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил). Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил). Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил). Мотивируя решение, суд исходит из того, что обязанность проведения капитального ремонта жилого дома, где проживают истцы, действительно возникла у его первого собственника до приватизации квартир жильцами. Вместе с тем, при смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник муниципальное образование городской округ город Омск, который не лишен возможности, с учетом того, в каком состоянии был передан дом, ставить перед бывшим собственником вопрос о принятии участия в проведении капитального ремонта. В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется право не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещение в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем. С 01 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс РФ, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса РФ. Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме. Судебным разбирательством установлено и подтверждается материалами дела, что спорный жилой дом построен в 1968 г./л.д. 49/. Как установлено ранее, дом был передан в муниципальную собственность в 1992 г., включен в состав муниципальной собственности г. Омска и в Реестр муниципального имущества г. Омска на основании Решения Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24 декабря 1992 г. № 245 «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска». Данных о том, что на момент передачи домов в муниципальную собственность составлялись какие-либо передаточные акты, проводились сверки не представлено. В 2012 году ООО «П» «Сибпроект» выполнено обследование технического состояния многоквартирного жилого дома <адрес>. Согласно заключению строительные конструкции, имеющие категорию технического состояния аварийное состояние, в соответствии с положениями ГОСТ Р 53778-2010 Правила обследования и мониторинга технического состояния, аварийное состояние, характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. К таким конструкциям относится участок наружных стен фасада первого этажа в осях А/3-5. Конструкции стен на данном участке требуют усиления за счет применения стальных обойм и бандажей. Смежные участки стен, подвергшиеся многолетним замачиваниям, нуждаются в усилении страховочного характера, которое следует объединить с элементами усиления фасада в осях А/3-5. В связи с тем, что причиной образования трещин является недостаточная прочность грунтов основания фундаментов, необходимо выполнить проект усиления грунтов. Строительные конструкции, имеющие категорию технического состояния ограниченно-работоспособное состояние, в соответствии с положениями ГОСТ Р 53778-2010 Правила обследования и мониторинга технического состояния, ограниченно-работоспособное состояние характеризуются наличием кренов, дефектов и повреждений, приведших к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций возможно либо при контроле технического состояния. К таким конструкциям относятся: наружные стены за границами вышеназванных участков. Строительные конструкции, имеющие категорию технического состояния работоспособное состояние, в соответствии с положениями ГОСТ Р 53778-2010 Правила обследования и мониторинга технического состояния, работоспособное состояние это состояние, при котором некоторые из численно оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения требований, в конкретных условиях эксплуатации, не приводят к нарушению работоспособности, с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается. К таким строительным конструкциям относятся кровля, слуховые окна. С учетом дефектов несущих и ограждающих конструкций была произведена оценка процента износа, как отдельных конструктивных элементов, так и по зданию в целом. Общий физический износ здания на момент обследования составляет 45 %. С целью восстановления прочностных характеристик строительных конструкций необходимо: произвести ремонтно-восстановительные работы в соответствии с проектом усиления конструкций стен, а так же выполнить укрепление грунтов на аварийном участке стен. При условии устранения выявленных дефектов техническое состояние здания будет соответствовать работоспособному состоянию. Проанализировав по правилам ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, представленные по делу доказательства, при том, что ни одна из сторон не ходатайствовала о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы, суд полагает, что в представленном суду сторонами объеме доказательств, материалами дела подтверждается необходимость проведения капитального ремонта спорного жилого дома. Суду стороной ответчика не представленного каких-либо контррасчетов о состоянии дома на момент первых приватизаций, не приведено доказательств проведения как текущего, так и капитального ремонтов дома с момента ввода дома в эксплуатацию, не заявлено о проведении государственной экспертизы отчета специалиста, выводы специалиста не опровергнуты, иные специалисты не приглашены, акты обследования дома не представлены, таким образом с учетом представленной совокупности доказательств суд приходит к выводу, что стороной ответчика Администрации г. Омска не приведено доказательств, опровергающих позицию стороны истцов о том, что дом требовал капитального ремонта по состоянию на 1992-1993 г.г. При этом, судом как при подготовке дела к судебному разбирательству, так и на стадии судебного разбирательства неоднократно сторонам и их представителям разъяснялась обязанность в порядке ст. 56 ГПК РФ предоставлять доказательства в обоснование требований и возражений, что стороной ответчика осуществлено не было, в связи с чем, именно на ответчика ложится бремя негативных последствий, связанных с непредоставлением доказательств и рассмотрением дела по имеющимся в деле доказательствам. Таким образом, дом нуждался в проведении капитального ремонта уже в момент передачи доказательств его в муниципальную собственность и до передачи квартир в собственность граждан. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению капитального ремонта дома <адрес> по отношению к собственникам, приватизировавшим квартиры в спорном доме, которые поддержали заявленный иск, выступает именно Администрация г. Омска, которая обязанность по производству капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнила, в связи, с чем возлагает на нее обязанность, выполнить такой ремонт. С учетом позиции ответчика, что в данной части оббьем строительных работ будет определен в процессе оценки технического состояния дома, в связи с рассмотрением в данным момент вопроса Администрацией города Омска об ремонте аварийной стены дома. Расширение круга бывших наймодателей или их правопреемников является необоснованным, поскольку при указанном толковании любой субъект, являвшийся наймодателем по отношению к истцу в период когда, истец являлся нанимателем, может ссылаться на предыдущего наймодателя и требовать замены ненадлежащего ответчика. Однако переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда, предполагает, в том числе и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Указанный вывод подтверждается позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2007 г., утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 августа 2007 года. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что возложение обязанности по проведению капитального ремонта на собственника жилого помещения возможно только в случае исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Поскольку на момент приватизации жилой дом нуждался в капитальном ремонте, а бывший наймодатель собственник дома Администрация г. Омска - муниципальное образование город Омск, обязанность по производству капитального ремонта дома не исполнил, то на Администрацию города Омска возлагается обязанность по проведению капитального ремонта. В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. В связи с чем, суд считает возможным определить срок окончания проведения капитального ремонта общего имущества указанного выше многоквартирного дома - до 30 декабря 2013 года, считая его разумным, поскольку судом установлено фактическое неудовлетворительное состояние указанного жилого дома, имеется угроза безопасности жизни и здоровья граждан, что подтверждается указанным выше техническим заключением от 2012 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования удовлетворить. Обязать Администрацию города Омска произвести за счет средств соответствующего бюджета капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с нормами содержания эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 30 декабря 2012 года. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: