№ 2-4918/2012 Решение Именем Российской Федерации 11 сентября 2012 года Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Щеглакова Г.Г. при секретаре судебного заседания Новиковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского административного округа города Омска в интересах Ковтун А.З. к Администрации города Омска о признании недействительным постановления, принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, установил: Прокурор САО города Омска обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику в интересах Ковтун А.З., в обоснование требований, указав, что Ковтун А.З. является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, в том числе на улучшение жилищных условий. 11.03.2012 года Ковтун А.З., как вдова ветерана ВОВ, обратилась в Администрацию города Омска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Ковтун А.З. также была предоставлена копия лицевого счета на занимаемое ею жилое помещение по адресу: <адрес>, из которой следует, что Ковтун А.З., её дочь Д.Н.Н., муж дочери Д.В.А., внучки Д.А.В., Б.С.В., правнучка Б.Д.С. проживают в жилом помещении, общей площадью 57,90 кв.м. Также Ковтун А.З. были представлены документы об отчуждении ею 23.10.2007 года жилого помещения по адресу: <адрес>. Факт отчуждения 23.10.2007 года Ковтун А.З. вышеуказанной квартиры Администрацией города Омска был признан фактом ухудшения заявителем своих жилищных условий, в связи с чем, 10.04.2012 года постановлением Администрации города Омска № 538-п «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Ковтун А.З. отказано в постановке на учет в виду не истечения пятилетнего срока с момента отчуждения жилого помещения, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ (последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий). Однако, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, отчуждено Ковтун А.З. до издания Указа Президента РФ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Кроме того, Администрацией города Омска не принят во внимание тот факт, что в жилом помещении в <адрес> Ковтун А.З. проживала одна. Ковтун А.З. является инвалидом второй группы, нуждается в постоянном постороннем уходе. В настоящее время Ковтун А.З. проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> совместно с дочерью и её семьей. Поскольку в указанной квартире зарегистрировано 6 человек, на каждого проживающего приходится 9,65 кв.м., что не соответствует учетной норме. Необоснованным отказом Ковтун А.З. в приеме на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Администрацией города Омска было нарушено право члена семьи участника Великой Отечественной войны на включение в списки граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, и как следствие, было нарушено право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714. Просит суд признать п. 2 Постановления администрации г. Омска от 10.04.2012 года № 538-п «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» в части отказа в принятии на учет Ковтун А.З., незаконным; признать Ковтун А.З. нуждающейся в улучшении жилищных условий; обязать Администрацию города Омска принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с момента фактического обращения с соответствующим заявлением с 11.03.2012 года. Представитель прокуратуры Советского административного округа города Омска в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.. Истец Ковтун А.З. участия в судебном заседании не принимала, извещена надлежаще, представила заявление о рассмотрении дела без её участия. Представитель истца Долганова Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании, требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика Администрации города Омска в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просил дело рассмотреть без их участия.. Выслушав представителя истца, исследовав и проанализировав представленные доказательства в их совокупности с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно справке отдела Военного комиссариата Омской области по Кировскому и Советскому административным округам города Омска № 48 от 09.02.2012 года К.Н.С.., ДД.ММ.ГГГГ., являлся участником (инвалидом) Великой Отечественной войны, имел право на льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» ст. 15 (л.д. 20). Супругой К.Н.С.. является Ковтун А.З., что следует из копии свидетельства о заключении брака (л.д. 18) К.Н.С.. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19). Согласно копии удостоверения серии В №, выданного отделом Советского административного округа Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску Ковтун А.З. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих (л.д. 17). Постановлением Администрации города Омска от 10.04.2012 года № 538-п «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Ковтун А.З. отказано в принятии на учет в связи с тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок (пять лет со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях) (л.д. 35). В судебном заседании установлено, что Ковтун А.З. зарегистрирована по месту жительства в квартире <адрес>. Из копии лицевого счета следует, что в квартире постоянно зарегистрированы Ковтун А.З., её дочь Д.Н.Н., муж дочери Д.В.А., внучки Д.А.В., Б.С.В., правнучка Б.Д.С. (л.д. 39). Указанное жилое помещение, общей площадью 57,9 кв.м., принадлежит на праве общей долевой собственности дочери - Д.Н.Н., зятю - Д.В.А., что подтверждается регистрационным удостоверением № от 18.05.1993 года. До 2007 года Ковтун А.З. была зарегистрирована по месту жительства в квартире <адрес> <адрес>. Вышеуказанная квартира, общей площадью 41,5 кв.м., принадлежала на праве собственности Ковтун А.З., которая была продана 23.10.2007 году (л.д. 51-52). Ковтун А.З. продала принадлежащую ей на праве собственности указанную квартиру в связи с тем, что проживание в деревне, вдали от родственников составляет для истца определенные трудности, связанные с возрастом и состоянием здоровья. Переезд был вызван объективными причинами и необходимостью ухода за Ковтун А.З., находящейся в престарелом возрасте (85 лет), являющейся инвалидом второй группы и нуждающейся в постороннем бытовом уходе. Как следует из медицинской документации, Ковтун А.З. наблюдается в БУЗОО «МСЧ №» с 2008 года (ранее наблюдалась в МУЗ Русско-Полянская ЦРБ). Является инвалидом 2 группы по кардиопрофилю, а также относится к категории льгот как вдова погибшего в ВОВ. Состоит на диспансерном учете у врача-терапевта, кардиолога, невролога, онколога. Отказывая Ковтун А.З. в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, Администрация города Омска исходила из того, что не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ (пять лет со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях). Отчуждение жилого помещения Ковтун А.З. произошло до издания указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», соответственно не может рассматриваться в качестве намеренного ухудшения жилищных условий. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Учитывая обстоятельства дела, суд считает, что основания для вывода о намеренном ухудшении жилищных условий Ковтун А.З. отсутствуют. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Частью 2 ст. 51 ЖК РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В силу ч. 2, 3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является учетной нормой площади жилого помещения, размер которой устанавливается органом местного самоуправления. Постановлением Мэра города Омска от 06.05.2005 года № 251-п учетная норма площади жилого помещения для принятия лиц на чет в качестве нуждающихся в жилом помещении установлена в размере 15 кв.м. Проанализировав представленные доказательства, учитывая общую площадь жилого помещения по <адрес> (57,9 кв.м.), а также количество лиц, проживающих в нем (5), суд приходит к выводу о том, что Ковтун А.З. не обеспечена учетной нормой жилой площади, в связи с чем, имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и быть обеспеченной жилым помещением в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а также Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов». Таким образом, Ковтун А.З. является лицом, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Удовлетворяя заявленные требования, суд учитывает положения ФЗ № 79 от 06.05.2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», которым внесены изменения в ст. 15 ФЗ «О ветеранах», обеспечение жильём ветеранов-участников ВОВ осуществляется без учёта их имущественного положения. Пунктом 2 указанного ФЗ закреплено, что действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 4 статьи 17, подпункта 3 пункта 1 статьи 18 и подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах», Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. «а, ж, и» подпункта 1 пункта 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Согласно ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 1). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 3). Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (п/п 2 п. 3). Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п/п 2 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11). Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в п/п 3 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11.1). Каких-либо исключений из указанных категорий граждан закон не предусматривает. Пунктом 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (с изменениями от 9 января 2010 г.) постановлено, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». Во исполнение п. 11, 11.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 г. № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее по тексту - Порядок). Согласно п. 2 Порядка право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области: 1) нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года категории граждан, установленные статьями 14, 16, 21 ФЗ «О ветеранах», а также инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов; 2) нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 ФЗ «О ветеранах». Кроме того, согласно п. 9 Порядка, основаниями для отказа во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат, являются: представление документов лицом, не имеющим права на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком; представление заявителем неполного перечня документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, либо наличие в данных документах недостоверных сведений. Формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения. Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области. Органы местного самоуправления Омской области формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», а также до 1 января текущего года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Ковтун А.З. относится к категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства Омской области № 99-п. Собранные по делу доказательства, позволяют суду сделать вывод о том, что Ковтун А.З. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, должна быть принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, с момента обращения к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Суд считает исковые требования о признании незаконным постановления Мэра города Омска от 10 апреля 2012 года № 538-п в части отказа Ковтун А.З. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Советского административного округа города Омска в интересах Ковтун А.З. удовлетворить. Постановление Мэра города Омска от 10 апреля 2012 года № 538-п «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» в части исключения Ковтун А.З. признать недействительным. Обязать Администрацию города Омска принять Ковтун А.З. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ с момента фактического обращения в Администрацию г. Омска - 11.03.2012 года. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия судьей решения в окончательной форме. Судья