Дело № 2-4342/2012. Решение от 26.09.2012 г. по иску Заболотной Т.П. к Администрации города Омска, Администрации ЛАО города Омска, др. об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления, возложении обязанности



дело № 2-4342/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2012 года

Центрального районного суда города Омска в составе председательствующего Щеглакова Г.Г. при секретаре судебного заседание Новиковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заболотной Т.П. к Администрации города Омска, Администрации Ленинского административного округа города Омска, департаменту жилищной политики Администрации города Омска, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления, возложении обязанности,

установил:

Заболотная Т.П. обратилась в суд с иском к департаменту жилищной политики Администрации города Омска, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о возложении обязанности по восстановлению очередности, отмене распоряжения от 06.02.2006 года в части снятия с учета, признании членом семьи. В обоснование требования указывает, что состояла на учете для улучшения жилищных условий с 1999 года. Обратившись в Администрацию Ленинского административного округа города Омска в 2009 году с целью получения сведений о движении очереди, была осведомлена о снятии с учета в 2006 году по причине отсутствия регистрации по месту жительства. С ноября 2006 года у Заболотной Т.П. действительно отсутствовала регистрация по месту жительства, однако место её пребывания не менялось. С 21.12.2009 года повторно состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Совместно с ней проживает Заболотная Е.В. - супруга сына. Просит обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и департамент жилищной политики Администрации города Омска установить очередность с учетом принятия в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 1999 года; отменить распоряжение Администрации Ленинского административного округа города Омска от 06.02.2006 года «О внесении изменений в учетные дела граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации округа» в части снятия ее с учета; признать членом семьи Заболотную Е.В., и обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и департамент жилищной политики Администрации города Омска изменить сведения о составе семьи на количество - с четырех человек на пять человек.

В судебном заседании от 03.09.2012 года истец Заболотная Т.П. требования о признании членом её семьи Заболотной Е.В. и внесении изменений в сведения о составе семьи просила не рассматривать.

В судебном заседании истец Заболотная Т.П. и её представитель Заболотная Е.В., допущенная к участию в деле по устному ходатайству, исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме, пояснив, что регистрация по месту жительства у Заболотной Т.П. отсутствовала с сентября 2005 года по август 2006 года, однако проживала она в городе Омске и длительное время не выезжала на территорию других регионов. Поскольку Заболотная Т.П. преимущественно проживала на территории города Омска, основания для снятия её с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, отсутствуют.

Представитель ответчиков Администрации города Омска, департамента жилищной политики Администрации города Омска по доверенности Гончарова Е.Ю. в судебном заседании требования не признала, просила в иске отказать. Дополнительно пояснила, что Распоряжением администрации Ленинского административного округа города Омска от 06.02.2006 года Заболотная Т.П. была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку по информации Управления Федеральной миграционной службы России по Омской области выехала на постоянное место жительства в другое муниципальное образование. Полагала, что основания для отмены распоряжения Администрации Ленинского административного округа города Омска от 06.02.2006 года «О внесении изменений в учетные дела граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации округа» отсутствуют, поскольку до 2012 года Заболотная Т.П. за восстановлением нарушенного права не обращалась. Заявила о пропуске истцом трехмесячного срока на обжалование распоряжения органов местного самоуправления.

Представители Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Администрации Ленинского административного округа города Омска в судебное заседание не явились, о времени месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представителем Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Трейян С.Э. направлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя Минстроя Омской области.

Выслушав участников процесса, исследовав и проанализировав представленные доказательства в их совокупности с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему.

Статья 40 Конституции РФ гарантирует возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем.

Порядок и условия реализации конституционного права на жилье регламентированы жилищным законодательством.

Для предоставления жилого помещения по договору социального найма, в частности из муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам, рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи, с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст. 55 и 57 ЖК РФ). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В силу ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в случае подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на постоянное место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также не правомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Постановка граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления Омской области на основании положений Жилищного кодекса РФ. Граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, имеют право на получение жилого помещения по договору социального найма или на участие в реализации федеральных и региональных программах государственной поддержки граждан в строительстве и приобретении жилья в порядке продвижения очередности исходя из даты постановки на соответствующий учет.

Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета социальными выплатами, предоставляемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Полномочия по реализации Федерального закона в части постановки на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, изъявивших желание получить социальную выплату, и обеспечения их государственными жилищными сертификатами на территории Омской области возложены на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879.

В судебном заседании установлено, что на основании постановления Администрации Ленинского административного округа города Омска от 12.04.1999 года «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Заболотная Т.П. принята на учет.

Распоряжением администрации Ленинского административного округа города Омска от 06.02.2006 года «О внесении изменений в учетные дела граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации округа» Заболотная Т.П. снята с учета в соответствии с информацией, представленной Управлением Федеральной миграционной службы России по Омской области о выезде из города Омска на постоянное место жительства в другое муниципальное образование (<адрес>).

На основании заявления Заболотной Т.П. от 02.12.2009 года постановлением Администрации города Омска от 21.12.2009 года «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» истец принята на учет составом семьи четыре человека (она, сын - З.П.В., ДД.ММ.ГГГГ, дочь - З.А.В., ДД.ММ.ГГГГ, отец - Ш.П.И., ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 29-30).

По сведениям ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства», Управления Росреестра по Омской области З.А.В., З.П.В., Ш.П.И. по состоянию на октябрь 2009 года в числе собственников недвижимости на территории Омской области не значатся, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на имеющиеся у них объекты недвижимости (л.д. 45, 46, 47, 50, 51, 52).

Из свидетельства о государственной регистрации права от 02.05.2007 года следует, что Заболотной Т.П. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.05.2007 года сделана запись о регистрации (л.д. 36, 48).

Правовые основания для предоставления Заболотной Т.П. жилого помещения по договору социального найма вне очереди отсутствуют.

Кроме того, Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявления от 15.02.2010 года Заболотная Т.П. поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера.

В списке граждан, состоящих на учете, утвержденном постановлением Администрации города Омска от 10.01.2012 года «Об утверждении списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на 2012 год» номер очереди Заболотной Т.П. - 21249 (л.д. 8).

Номер очереди Заболотной Т.П. в сводном списке граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы на 2011 год по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним остей»-48 (л.д. 58).

В связи с чем, оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области об изменении очередности суд не усматривает.

Оснований для возложения на ответчиков обязанности предоставить истцу в первоочередном порядке жилую площадь по договору социального найма с учётом льгот по категории «граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера» суда не имеется, поскольку в порядке ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. Между тем, истец не относится к категории указанной в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ подлежащей обеспечению жилой площади во внеочередном порядке.

По информации Управления Федеральной миграционной службы России по Омской области от 14.11.2005 года Заболотная Т.П. выехала на постоянное место жительства в <адрес> (л.д. 8).

В материалы дела истцом представлена справка СОАО «ВСК» от 25.09.2012 года о том, что с 01.01.2005 года по 31.12.2006 года Заболотная Т.П. работала в Омской филиале СОАО «ВСК» по Агентскому договору от 09.01.2004 года, справка МУЗ «Городская поликлиника № 9» от 25.07.2006 года о прививках 08.06.2006 года и 25.07.2006 года, а также адресная справка от 25.09.2012 года о том, что по имеющимся сведениям отделения адресно-справочной работы отдела УФМС России по ХМАО-Югре в городе Нижневартовске гражданка Заболотная Т.П. по учетам не значится.

Суд критически относится к представленным доказательствам, поскольку они не опровергают сведений о снятии Заболотной Т.П. с регистрационного учета.

В соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 года, граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае выезда на другое постоянное место жительства.

Частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

В свою очередь частями 3 и 7 этой же статьи определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании Заболотной Т.П. не опровергался факт неуведомления органа, осуществляющего учет нуждающихся в жилых помещениях, об отсутствии регистрации в городе Омске, так как, по мнению истца о необходимости предоставления такой информации ей не было известно.

Указанный довод противоречит пояснениям истца данными в судебном заседании о том, что она знала о необходимости прохождения переучета, и до 2006 года, проходила отметки один раз в год. Обосновать, почему на протяжении периода времени около трех лет она не обращалась по месту ведения учетного дела сторона в судебном заседании отказалась.

Кроме того, указанная позиция истца противоречит представленным материалам учетного дела, из которых следует, что при повторном обращении для постановки на учет в 2009 году Заболотная Т.П. не указывала в заявлениях о необходимости учета её очереди с даты первоначального обращения и не представляла доказательств необходимости совершения указанного действия.

Поскольку истец Заболотная Т.П. по собственной инициативе снялась с регистрационного учета в связи с выездом в другое муниципальное образование, не представила в Администрацию Ленинского административного округа города Омска, которая вела учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, сведения о снятии с учета, требования истца об установлении очередности с 1999 года, удовлетворению не подлежат.

Кроме того, согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.

В подтверждение наличия уважительных причин пропуска срока обжалования Распоряжения администрации Ленинского административного округа города Омска от 06.02.2006 года истцом представлены документы о прохождении лечения в медицинских учреждениях, документы о доходах, о наличии задолженности по договору об ипотеке. Указывая на перечисленные доказательства, истец ссылается на отсутствие времени для обращения в Администрацию Ленинского административного округа города Омска для получения информации об очередности.

Данные доводы истца об уважительности причин пропуска срока исковой давности суд находит несостоятельными, поскольку с даты повторного обращения Заболотной Т.П. с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до подачи настоящего иска в суд прошло более двух лет.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Заболотной Т.П. о возложении на ответчиков возложении обязанности по восстановлению очередности учетом принятия в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 1999 года, отмене распоряжения Администрации Ленинского административного округа города Омска от 06.02.2006 года «О внесении изменений в учетные дела граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации округа» в части снятия с учета.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

решил:

Требования Заболотной Т.П. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления, возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия судьей решения в окончательной форме

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200