Дело № 2-3982/2012. Решение по иску прокурора ОАО г.Омска о возложении обязаности выполнить работы по соедржанию автомобильных дорог общего пользования местного значения от 10.08.2012 г..



Дело № 2-3982/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 августа 2012 года          город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Рязановой О.А.,при секретаре Баевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского административного округа города Омска в защиту интересов РФ, неопределённого круга лиц к Администрации города Омска, департаменту дорожной деятельности Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности нанести дорожную разметку, организовать освещение автомобильной дороги,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского административного округа города Омска обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что прокуратурой округа проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения. В ходе проверки, проведенной совместно с ОГИБДД полиции УМВД России по г. Омску 25 и 31 мая 2012 года, установлено, что на дорогах общего пользования, местного значения в Октябрьском АО г. Омска:

по пр. Космический до ул. Лизы Чайкиной до окружной дороги;

по ул. П. Осминина от пр. Космический до ул. 75 Гвардейской бригады;

по ул. 75 Гвардейской бригады от ул. 50 лет ВЛКСМ до ул. П. Осминина;

по ул. 50 лет ВЛКСМ от ул. Романенко до ул. 75 Гвардейской бригады;

по ул. Романенко от пр. Космический до ул. 50 лет ВЛКСМ;

по ул. 5 Кордная от ул. Промышленная до ул. 3 Молодежная;

по ул. 3 Молодежная от ул. 4 Транспортная до окружной дороги;

по ул. 6 Шинная от ул. 5 Кордной до ул. 3 Молодежная;

по пер. Камерный от ул. 6 Шинная до дома 22;

по ул. 1 Молодежная по ул. 2 Молодежная от ул. 6 Шинная до дома 9а по ул. 6 Шинная выявлены следующие нарушения законодательства о безопасности дорожного движения: отсутствуют горизонтальные дорожные разметки; на дороге, прилегающей к ООО «Омсктехуглерод» (ул. Барабинская), на ул. Потанина отсутствует наружное освещение, установлены 9 световых опор, но линии электропередач и осветительные приборы отсутствуют. Просит обязать Администрацию г. Омска и департамент дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска, устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем нанесения горизонтальной дорожной разметки на указанных улицах, а так же обеспечить стационарное электрическое освещение улиц Барабинская и Потанина в г. Омске.

Прокурор Октябрьского АО г. Омска представил в суд уточненное исковое заявление, в котором просил обязать Администрацию г. Омска и департамент дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска, устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем нанесения горизонтальной дорожной разметки на указанных им улицах, а департамент городского хозяйства Администрации г. Омска обеспечить стационарное электрическое освещение улиц Барабинская и Потанина в г. Омске.

В судебном заседании старший помощник прокурора ОАО города Омска П.Е.С. исковые требования уточнила, представив уточненные исковые требования прокурора, где исключены требования о возложении на ответчиков обязанности по нанесению дорожной разметки по пр. Космический от ул. Лизы Чайкиной до окружной дороги, так как нарушение устранены, дорожная разметка нанесена. В остальной части уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить. Пояснила суду, что нанесение дорожной разметки и организация наружного освещения должна обеспечиваться Администрацией города Омска через свои органы. Администрация города Омска вправе решить, какое из её структурных подразделений будет заниматься непосредственной организацией освещения.

В судебном заседании представитель Администрации города Омска П.П.П, действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора не признал, пояснил суду, что проверкой, проведённой прокуратурой ОАО города Омска, а также проверками ответчиков установлено, что имеются нарушения, связанные с нанесением дорожной разметки и организацией освещения на улицах, указанных в исковом заявлении. Однако, данное обстоятельство вызвано объективными причинами - отсутствием на эти цели бюджетных денежных средств. Бюджетные денежные средства на 2012-2014 гг. распределены на нанесение дорожной разметки и строительство линий наружного освещения в г. Омске, в план объектов включены первоочередные объекты: городские магистрали, улицы с интенсивным движением пассажирского транспорта, подходы к образовательным, медицинским учреждениям и другим социально значимым объектам, а в случае выделения дополнительных бюджетных ассигнований нарушения могут быть устранены в 2012-2014 гг. Указал, что проведение работ возложено на Департамент городского хозяйства администрации города Омска и департамент дорожной деятельности Администрации г. Омска. Представил суду письменный отзыв (л.д. 98-102).

В судебном заседании представитель ответчика департамента дорожной деятельности и благоустройства Администрации г. Омска К.Р.И, действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора признал, пояснив, что ответчиком начата работа по нанесению дорожных разметок на улицах, обозначенных в иске, заключен муниципальный заказ, в текущем году все необходимые работы будут выполнены.

Представитель ответчика - департамента городского хозяйства Администрации города Омска в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Из акта обследования состояния Октябрьского АО г. Омска, составленного департаментом дорожной деятельности и благоустройства Администрации г. Омска, ОГИБДД полиции УМВД России по г. Омску от 25 мая 2012 года видно, что выявлены следующие недостатки: на улицах Проспект Космический, Петра Осминина, 75 Гвардейской бригады, 50 лет ВЛКСМ, Романенко отсутствует дорожная разметка, на ул. Барабинская отсутствует наружное освещение при наличии 9 световых опор, без линий электропередач и осветительных приборов. (л.д. 7).

Из акта обследования состояния Октябрьского АО г. Омска, составленного прокуратурой ОАО г. Омска, ОГИБДД полиции УМВД России по г. Омску от 31 мая 2012 года видно, что выявлены следующие недостатки: на улицах 5 Кордная, 3 Молодежная, 6 Шинная, Камерный переулок, Шинный переулок, 2 Молодежная отсутствует дорожная разметка, на ул. Потанина отсутствует наружное освещение. (л.д. 8).

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221.

Согласно пункту 1 указанного ГОСТа его требования являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды и должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Устава города Омска, принятого Решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 г. N 92, понятия "муниципальное образование городской округ город Омск Омской области", "муниципальное образование город Омск", "город Омск" используются как равнозначные.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Устава города Омска, принятого Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 года № 92, Администрация города Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска.

Из Положения о департаменте дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска следует, что департамент дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска (далее - департамент) является структурным подразделением Администрации города Омска. Деятельность департамента регулирует первый заместитель Мэра города Омска в соответствии с распределением обязанностей между руководителями Администрации города Омска.

Согласно п. 16 Решения Омского городского Совета от 23.07.2008 года «О департаменте дорожной деятельности и благоустройства Администрации г. Омска» к задачам департамента относится организация строительства, содержания, реконструкции и ремонта автомобильных дорог местного значения в границах города Омска, а также организация содержания и ремонта мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города Омска, за исключением мостов и иных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

Исходя из п.п. 2 п.12 Положения об управлении общественной безопасности Администрации г. Омска, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 27 июля 2011 года N 830-п к одной из основных задач управления общественной безопасности Администрации города Омска относится обеспечение безопасности дорожного движения.

В пункте 5 ст.3 ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в качестве одного из элементов обустройства автомобильных дорог указывает дорожные знаки.

В соответствии с п.1 ГОСТ 50597-93 все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Исходя из п. 4.2.1 ГОСТ 50597-93 разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами.

Наличие нарушения ГОСТа Р50597-93, выразившегося в отсутствии дорожной разметки, подтверждено материалами дела и ответчиками не оспорено.

Постановлением Мэра города Омска от 30 июня 2008 г. N 501-п утвержден реестр муниципальных услуг (работ) города Омска, по которым должен производиться учет потребности в их оказании (выполнении), согласно приложению.

Согласно приложению N 1 к постановлению Мэра города Омска от 30 июня 2008 года N 501-п Структурное подразделение Администрации города Омска, ответственное за организацию предоставления муниципальной услуг - выполнение мероприятий по безопасности дорожного движения: строительство и (или) реконструкция светофорных объектов; устройство дорожных знаков; нанесение горизонтальной и вертикальной дорожной разметки является Департамент дорожной деятельности и благоустройства Администрации г. Омска.

Таким образом, судом установлено, что на ответчика - департамент дорожной деятельности Администрации г. Омска в рамках вышеизложенных полномочий возложена обязанность по осуществлению дорожной деятельности, в частности, нанесение горизонтальной и вертикальной дорожной разметки автомобильных дорог местного значения в границах города Омска; обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.

В соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 9 Устава города Омска организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов отнесены к вопросам местного значения муниципального образования город Омск.

Согласно положениям ст. 21 вышеназванного Устава основной задачей Администрации города Омска является обеспечение функций и полномочий, предоставленных исполнительно-распорядительному органу муниципального образования город Омск действующим законодательством, муниципальными правовыми актами.

Постановлением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 603 «Об утверждении структуры администрации города Омска» утверждена структура администрации города Омска, согласно которой в структуру администрации входят соответствующие департаменты, в том числе департамент городского хозяйства Администрации города Омска и департамент дорожной деятельности.

Согласно п. 3 Положения о департаменте городского хозяйства Администрации города Омска, утверждённого Решением Омского городского Совета от 28 сентября 2011 г. N 443 "О департаменте городского хозяйства Администрации города Омска", департамент городского хозяйства Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска.

Департамент руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, законами Омской области, муниципальными правовыми актами города Омска, настоящим Положением.

Департамент наделяется правами юридического лица в соответствии с настоящим Положением, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, лицевые счета, открытые в финансовом органе, исполняющем бюджет города Омска, и иные счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, гербовую печать, простые печати и штампы, факсимиле директора департамента, бланки и другие реквизиты, может от своего имени выступать истцом, ответчиком, третьим лицом в суде.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по организации наружного освещения отнесена к ведению Администрации города Омска и должна осуществляться Администрацией города Омска через своё структурное подразделение департамент городского хозяйства Администрации города Омска.

В соответствии с п. 18 Положения, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска в сфере управления объектами коммунального хозяйства, бытового обслуживания и благоустройства контролирует содержание и ремонт муниципальных объектов банного хозяйства, наружного освещения, расположенных на территории города Омска.

Отсутствие стационарного электрического освещения по ул. Барабинская и по ул. Потанина в г. Омске, подтверждено материалами дела и ответчиками не оспорено.

Согласно п. 7.28. строительных норм и правил СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», утверждённых постановлением Минстроя РФ от 02.08.1995 года № 18-78 (с изменениями на 29.05.2003 года), освещение улиц, дорог и площадей с регулярным транспортным движением в городских поселениях следует проектировать, исходя из нормы средней яркости усовершенствованных покрытий согласно таблице 11.

Освещение улиц, дорог и площадей городских поселений, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России и севернее 66° северной широты в европейской части России, следует проектировать исходя из средней горизонтальной освещённости покрытий проезжей части согласно таблице 11.

Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с переходными и низшими типами покрытий в городских поселениях регламентируется величиной средней горизонтальной освещённости, которая для улиц, дорог и площадей категории Б должна быть 6 лк, для улиц и дорог категории В при переходном типе покрытий - 4 лк и при покрытии низшего типа - 2 лк.

В соответствии с п. 2.5. Строительных норм и правил СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», утверждённых постановлением Госстроя от 17.12.1985 года № 233 (с изменениями на 30.06.2003 года), стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населённых пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог I и II категорий между собой и с железными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м, на кольцевых пересечениях и на подъездных дорогах к промышленным предприятиям или их участках при соответствующем технико-экономическом обосновании. Если расстояние между соседними освещаемыми участками составляет менее 250 м, рекомендуется устраивать непрерывное освещение дороги, исключающее чередование освещенных и неосвещенных участков.

Как следует из материалов дела, подтверждается пояснениями представителя ответчика, на некоторых участках дороги освещение фактически отсутствует.

Доказательств, свидетельствующих о соответствии освещённости указанных в заявлении улиц и дорог требованиям вышеуказанных документов, суду не представлено.

Исполняющей обязанности Мэра г. Омска утвержден план работ по строительству линий наружного освещения в городе Омске на 2012-2014 гг. Установка освещения на улицах Потанина и Барабинская в г. Омске, данным планом не предусмотрена. (л.д. 9-12).

Постановлением Мэра города Омска от 06.09.2007 года № 725-п «Об утверждении плана мероприятий по развитию дорожно-транспортной сети города Омска «Дороги города» на период 2016 года утверждён План мероприятий по развитию дорожно-транспортной сети города Омска «Дороги города» на период до 2016 года, согласно которому указанные участки дороги также не заявлены к реконструкции.

Поэтому доводы представителей ответчика о том, что ими приняты все необходимые меры в переделах своей компетенции по решению вопроса строительства линий наружного освещения, являются несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Октябрьского административного округа города Омска в защиту интересов неопределённого круга лиц удовлетворить полностью.

Обязать Муниципальное образование - городской округ города Омска в лице департамента дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска нанести горизонтальную дорожную разметку на дорогах общего пользования, местного значения в Октябрьском АО г. Омска:

по ул. П. Осминина от пр. Космический до ул. 75 Гвардейской бригады;

по ул. 75 Гвардейской бригады от ул. 50 лет ВЛКСМ до ул. П. Осминина;

по ул. 50 лет ВЛКСМ от ул. Романенко до ул. 75 Гвардейской бригады;

по ул. Романенко от пр. Космический до ул. 50 лет ВЛКСМ;

по ул. 5 Кордная от ул. Промышленная до ул. 3 Молодежная;

по ул. 3 Молодежная от ул. 4 Транспортная до окружной дороги;

по ул. 6 Шинная от ул. 5 Кордной до ул. 3 Молодежная;

по пер. Камерный от ул. 6 Шинная до дома 22;

по ул. 1 Молодежная по ул. 2 Молодежная от ул. 6 Шинная до дома 9а по ул. 6 шинная.

Обязать Муниципальное образование - городской округ города Омска в лице департамента городского хозяйства Администрации города Омска организовать освещение улицы на улицах Барабинская и Потанина в г. Омске в соответствии с действующим законодательством о безопасности дорожного движения, строительными нормами и правилами.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья           О.А. Рязанова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200