Дело № 2-1748/2011. Решение от 06.04.2011 г. по иску Жунусовой Д.И. к Администрации города Омска



дело № 2-1748/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 апреля 2011 года

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Поповой Э.Н., при секретаре Моревой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жунусовой Д.И. к Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения вне очереди,

установил:

Жунусова Д.И. обратилась в суд с иском к Администрации г. Омска о предоставлении жилого помещения вне очереди по категории «ребенок-сирота». В обоснование иска указала, что является сиротой, решением исполнительного комитета Куйбышевского районного Совета народных депутатов от 15 июня 1989 года № была определена в Дом ребенка. С 30 декабря 1989 года воспитывалась в <данные изъяты> детском доме Омской области. Ее мать А. решением Колосовского районного суда Омской области от 20 декабря 2005 года признана безвестно отсутствующей. Жилое помещение за ребенком закреплено не было, своего жилья не имеет. Постановлением Администрации г. Омска от 10 февраля 2010 года № 92-п она принята на учет для получения жилого помещения во внеочередном порядке по категории «ребенок-сирота», однако до настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Ссылаясь на ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, просит обязать ответчика предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди по категории «ребенок-сирота».

Согласно определению суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены департамент жилищной политики Администрации города Омска, Правительство Омской области.

В судебном заседании истица заявленные требования поддержала на изложенных основаниях. Просит предоставить жилое помещение в установленном законом порядке.

Представитель истца по устному ходатайству Бушуева С.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала. Пояснила, что обязанность ответчика предоставить истцу жилое помещения вне очереди не обусловлена законом фактом достаточного финансирования и не предусматривает наличия очередности. Просит иск удовлетворить.

Представитель Администрации г. Омска и департамента жилищной политики Администрации г. Омска по доверенности Девайкина А.С. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что жилые помещения предоставляются гражданам по категории «дети-сироты» за счет средств субвенций Омской области, однако указанных средств не достаточно для обеспечения всех лиц указанной категории, в том числе и истца. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области финансовых средств. Кроме этого в Администрации г. Омска имеются основания для предоставления жилого помещения истцу согласно её очереди, поскольку в данном списке состоят граждане, обладающие такими же правами как истец, и в случае предоставления ей жилого помещения во внеочередном порядке будут нарушены права других очередников.

Представитель Правительства Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно решению Куйбышевского районного Совета народных депутатов от 15 июня 1989 года № в связи с тем, что мать от ребенка отказалась, а сведения об отце записаны со слов матери, Жунусова Д.И. определена на воспитание в Дом ребенка (л.д. 5).

Указанное подтверждено Актом от ноября 1986 года Детской клинической больницы № 8 (л.д. 6).

Согласно справке ГОУ <данные изъяты> от 31 августа 2009 года Жунусова Д.И. находилась на воспитании и содержании в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 30 декабря 1989 года по 01 сентября 2005 года (л.д. 20).

Согласно решению Колосовского районного суда Омской области от 20 декабря 2005 года мать Жунусовой Д.И. - А. признана безвестно отсутствующей (л.д. 8-9).

С 01 апреля 2008 года по настоящее время Жунусова Д.И. работает в ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» (л.д. 23).

Постановлением Администрации г. Омска от 10 февраля 2010 года № 92-п Жунусова Д.И. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 11).

Таким образом, на момент принятия истца на учет для предоставления жилья возраст составлял менее 23 лет.

Согласно сведениям ГП Омской области «Омский центр ТиЗ» и Росреестра по Омской области истец в числе собственников недвижимого имущества не значится (л.д. 10, 21).

Жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено, что ответчиками не отрицается.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.

Право истца на предоставление жилого помещения вне очереди по категории «ребенок-сирота» ответчиками в судебном заседании не оспаривалось и подтверждено вышеприведенными доказательствами.

Согласно ст. 5 указанного Федерального Закона указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.

При этом положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки - предоставление жилого помещения - применены быть не могут.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Законодательным Собранием Омской области 19 июня 2008 года принят Закон Омской области от 04 июля 2008 г. N 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», в связи с чем Закон Омской области № 806-ОЗ «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16 ноября 2006 года утратил свою силу.

Законом Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления Омской области отдельные государственные полномочия в соответствии с пунктом 3 статьи 35, пунктом 3 статьи 37, пунктом 4 статьи 41, пунктом 9 статьи 42, пунктом 10 статьи 43, пунктом 15 статьи 44, пунктом 2 статьи 45, пунктом 2 статьи 46 настоящего Кодекса.

Согласно п. 14 статьи 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма.

Указанный пункт Законом Омской области от 06 апреля 2010 г. N 1246-ОЗ

"О внесении изменений в отдельные законы Омской области", опубликованным 08 апреля 2010 года, дополнен абзацем следующего содержания.

При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м независимо от состава семьи.

Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-ОЗ предусмотрено, что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению № 5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Как установлено в ходе судебного заседания, истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма не предоставлено.

В соответствии с Законом Омской области от 09 декабря 2010 г. № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 г.» распределены субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2011 год.

Муниципальным районам (городскому округу) Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, субвенции установлены в сумме 22 691 083 руб., всего на муниципальные образования Омской области предусмотрено 75 000 000 руб. (приложение 10, таблица 11).

При изложенных обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению, обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Администрацию г. Омска в лице департамента жилищной политики Администрации города Омска за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Администрацию города Омска в лице Департамента жилищной политики Администрации города Омска предоставить Жунусовой Д.И. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет субвенций бюджета Омской области.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение десяти дней после изготовления решения в окончательном виде.

Судья Э.Н.Попова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200