Дело № 2-1140/2011. Решение от 09.03.2011 г. по иску прокурора Центрального административного округа города Омска в интересах Никонова А.Н. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска



№ 2-1140/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 марта 2011 года

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Башкатовой Е.Ю. при секретаре Тимофеевой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа города Омска в интересах Никонова А.Н. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,

установил:

Прокурор ЦАО города Омска обратился в суд с названным иском к Администрации города Омска в интересах Никонова А.Н., указывая, что Никонов А.Н., будучи инвалидом Великой Отечественной войны, и имея право на льготы, предусмотренные ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», 16.11.2010 года обратился в Департамент жилищной политики администрации г. Омска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, для реализации права на обеспечение жильем, как инвалид Великой Отечественной войны. С заявлением представил в Администрацию города Омска все документы, необходимые для рассмотрения данного вопроса. Постановлением Администрации города Омска от 08.12.2010 № 1195-п Никонову А.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с тем, что им не представлены документы, подтверждающие право состоять на учете. Отказ Администрации города Омска считает незаконным и нарушающим право как инвалида Великой Отечественной войны, на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Полагает, что своими действиями Администрация города Омска грубо нарушила законные права на гарантированное государством получение жилого помещения. На основании изложенного, со ссылкой на положения ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ « О ветеранах», Указ Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ЖК РФ, Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просит отказ Администрации города Омска от 10.12.2010 года в принятии Никонова А.Н. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма незаконным; признать Никонова А.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ. Обязать Администрацию города Омска принять Никонова А.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 16 ноября 2010 года. Обязать Администрацию г. Омска включить Никонова А.Н., как ветерана Великой Отечественной войны, в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

В судебном заседании представитель прокуратуры ЦАО г. Омска, представитель истца (по доверенности) требование о возложении обязанности на Администрацию города Омска включить Никонова А.Н., как ветерана Великой Отечественной войны, в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, не поддержали, поскольку с таковым заявлением Никонов А.Н. к ответчику не обращался, в настоящее время право не нарушено. В остальной части исковые требования поддержали по основаниям, изложенным выше.

В судебном заседании Никонов А.Н.участия не принимал, извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель Администрации города Омска, Департамента жилищной политики администрации города Омска участия не принимали, извещены надлежаще, представлен письменный отзыв на иск, в соответствии с которым требования не признают, по тем основаниям, что при рассмотрении документов, поступивших от Никонова А.Н. было установлено, что истец с семьей, состоящей из пяти человек, зарегистрированы по месту жительства в трехкомнатной квартире <адрес>, общей площадью 63,4 кв.м., в городе Омске. Указанная квартира принадлежит на праве общей совместной собственности Никонову А.Н. его дочери ФИО4 и зятю ФИО8 из чего следует что Никонов А.Н. обеспечен учетной нормой жилой площади, так как на одного члена семьи приходится 15,9 кв.м.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Положениями ч. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года (с изменениями от 27.07.2010 г.) установлено, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.

В соответствии с п/п 3 п. 1 ст. 15 указанного ФЗ участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (с изменениями от 09.01.2010 г.) постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, действие указанных нормативно-правовых актов направлено на обеспечение жилыми помещениями категории граждан - инвалиды и участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в указанных положениях поименованы ветераны Великой Отечественной войны и вдовы Участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Судом установлено, что истец Никонов А.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом ВОВ второй группы /л.д. 27/.

16.11.2010г. Смыслова А.Н.. в интересах Никонова А.Н. (по доверенности) обратилась в Администрацию г. Омска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. /л.д. 9/.

На основании Постановления Администрации г. Омска от 08.12.2010 г. № 1195-п Никонову А.Н. отказано в принятии на указанный учет на основании ч.4 ст. 52 ЖК РФ, о чем истец был уведомлен письмом Департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 10.12.2010 года. /л.д. 7-8/.

Свой отказ Администрация г. Омска мотивировала тем, что представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете.

Не согласившись с данным отказом, Никонов А.Н. обратилась за помощью в прокуратуру ЦАО г. Омска, которая, в свою очередь, обратилась в его интересах в суд с настоящим иском.

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Никонов А.Н. с семьей, состоящей из пяти человек: он, дочь ФИО5, правнук ФИО6, внук ФИО7, зять ФИО8 зарегистрированы по месту жительства в трехкомнатной квартире №, общей площадью 63,4 кв.м., расположенной в доме <адрес> /л.д.10/, кроме того в квартире проживает жена внука Смыслова А.Н./л.д.16/. Истец состоит на учете в указанном жилом помещении с 03.01.1975 года /л.д. 10/.

На основании регистрационного удостоверения от 03.03.1993 года № 1-3172 указанное жилое помещение принадлежало на праве собственности Никонову А.Н., ФИО9, ФИО4, ФИО8 /л.д.11/.

Из акта проверки жилищных условий от ноября 2010 года следует, что в указанной квартире №, общей площадью 63,4 кв.м., расположенной в доме <адрес> проживают 6 человек. /л.д. 16/.

Отказывая Никонову А.Н. в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении Администрация г. Омска исходила из того, что истец проживает в указанной квартире которая принадлежит на праве общей совместной собственности истцу, дочери и зятю, в связи с чем они обеспечены учетной нормой жилой площади.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Частью 2 ст. 51 ЖК РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу ч. 2, 3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является учетной нормой площади жилого помещения, размер которой устанавливается органом местного самоуправления.

Постановлением Мэра г. Омска от 06.05.2005 г. № 251-п учетная норма площади жилого помещения для принятия лиц на чет в качестве нуждающихся в жилом помещении установлена в размере 15 кв.м.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ГП ОО «Омский Центр ТИЗ» Никонов А.Н. и проживающие совместно с ним члены семьи в числе собственников иных объектов недвижимости не значатся.

С учетом изложенного, учитывая общую площадь жилого помещения по <адрес> (46,60 кв.м.), а также количество лиц, зарегистрированных в нем (5), количество лиц проживающих (6), суд приходит к выводу о том, что Никонов А.Н. не обеспечен учетной нормой жилой площади, в связи с чем, имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и быть обеспеченным жилым помещением в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а также Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов».

Кроме того, удовлетворяя заявленные требования, суд учитывает положения ФЗ № 79 от 06.05.2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», которым внесены изменения в ст. 15 ФЗ «О ветеранах», обеспечение жильём ветеранов-участников ВОВ осуществляется без учёта их имущественного положения.

Пунктом 2 указанного ФЗ закреплено, что действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 4 статьи 17, подпункта 3 пункта 1 статьи 18 и подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

При этом Федеральным законом «О ветеранах», в редакции, действующей на момент рассмотрения данного спора, установлено, что участники Великой Отечественно войны, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз.

При таких обстоятельствах, суд считает, что Никонов А.Н. имеет право на обеспечение жилым помещением, как лицо, имеющее право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз.

В связи с чем, суд считает требование истца о признании незаконным отказа Администрации города Омска в части отказа Никонову А.Н. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254 - 258 ГПК РФ, суд

решил:

Признать отказ Администрации города Омска в признании Никонова А.Н. нуждающегося в жилом помещении, представляемом по договору социального найма, принятый на основании Постановления Администрации города Омска от 08 декабря 2010 года № 1195-п «Об отказе в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» незаконным.

Признать Никонова А.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию города Омска принять Никонова А.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представляемом по договору социального найма с 16 ноября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200