Дело № 2-5371/12 решение от 16.10.12 по иску Бевзова Д.С. к ТУ Росимущества в Омской области, Министерству обороны РФ



Дело № 2-5371/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

заочное

город Омск 16 октября 2012 года

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Эннс Т.Н. при секретаре судебного заседания Царёвой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бевзова Д.С., Бевзовой В.Д., Бевзовой Г.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Омской области, Федеральному государственному учреждению «Омская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Бевзов Д.С., Бевзова Г.В., Бевзова В.Д. обратились в Центральный районный суд города Омска с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Омской области, Федеральному государственному учреждению «Омская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование исковых требований указано, что в 1995 году Бевзов Д.С. заключил контракт с Министерством обороны Российской Федерации. В 2010 году Министерство обороны Российской Федерации расторгло с ним контракт в связи с организационно-штатными мероприятиями. Выслуга лет по военной службе составляет 12 лет и 6 месяцев. Согласно протоколу заседания жилищной комиссии войсковой части № 55026 от 23 июня 2009 года № 7 ему на состав семьи из трех человек распределена квартира <адрес>. 26 мая 2010 года между ним и Омской КЭЧ заключен договор социального найма жилого помещения. Омской КЭЧ 22.04.2011 года дано разрешение на приватизацию указанной квартиры. Спорное жилое помещение находится в собственности Российской Федерации. 13 мая 2011 года ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Омской области ему отказано в переде жилого помещения в собственность. Ранее право приватизации ни он, ни члены его семьи не использовали. Отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области нарушает его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Просят признать за ними право собственности на квартиру <адрес> в городе Омске в порядке приватизации по 1/3 доли за Бевзовым Д.С., Бевзовой Г.В. и Бевзовой В.Д.

Истцы Бевзов Д.С., Бевзова Г.В., действующие также в интересах несовершеннолетней дочери Бевзовой В.Д. в судебном заседании исковые требования поддержали по вышеизложенным основаниям, против рассмотрения гражданского дела в порядке заочного производства не возражали.

Истец Бевзов Д.С. дополнительно в судебном заседании объяснил, что в период с 1995 года по 2010 год проходил военную службу в Министерстве обороны Российской Федерации, выслуга лет у него составила 12 лет 6 месяцев. Жильем не был обеспечен до 2009 года, во время службы проживал с семьей в квартирах по договорам найма. В июне 2009 года жилищная комиссия войсковой части по последнему месту службы приняла решение выделить ему двухкомнатную квартиру <адрес> со снятием из списков очередности. После решения комиссии он длительное время собирал необходимые документы и 26 мая 2010 года с ним заключен договор социального найма жилого помещения. По вопросу приватизации обращался в Омскую квартирно-эксплуатационную часть, с которой заключен договор социального найма, приватизация ему была разрешена. Оформить договор приватизации его направили в Росимущество, которое ответило ему о том, что не наделено полномочиями по передаче права собственности гражданами жилых помещений в порядке приватизации и рекомендовало обратиться в суд. Право приватизации он не использовал ни в Омской области, ни в других регионах, что подтверждает полученной им справкой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21.09.2012 года. Считает, что он и его семья имеют право на приватизацию спорной квартиры и просит удовлетворить исковые требования.

Представители ответчиков Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного учреждения «Омская квартирно-эксплуатационная часть района», Департамента жилищной политики Администрации г. Омска, Министерства обороны Российской Федерации, третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - Управления Росреестра по Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Представители ответчиков ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, третьего лица не заявляющего самостоятельных требований ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, привлеченные судом к участию в рассмотрении гражданского дела в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

С учетом мнения истцов и в соответствии со ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено судом в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в представленном суду письменном отзыве возражает против удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям. ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства Обороны РФ не является надлежащим ответчиком по данному делу и не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. В настоящее время не создано соответствующей организации, которая была бы наделена полномочиями Министерства обороны Российской Федерации по решению вопросов, связанных с приватизацией жилых помещений в порядке, установленном Законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Уполномоченным органом по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Данный уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, на территории Омской области - через ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, ссылается на то, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда. В соответствии с указаниями Министра обороны РФ № 205/2/709 от 15 октября 2009 г., запрещено исключать помещения из специализированного жилищного фонда. Таким образом, служебные помещения не подлежат приватизации. Так же считает недостаточным предоставление истцами справок о том, что они не использовали право приватизации на территории Омской области, так как не исключается наличие у истцов жилых помещений, приобретенных в порядке приватизации, в других субъектах. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны РФ, не является обязанностью Министерства обороны РФ и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил РФ. Полагает, что у истцов отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации, расположенную по адресу <адрес>.

Выслушав истцов, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности.

Согласно ст. 1, 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями) приватизацией жилых помещений является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность, либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе, несовершеннолетних.

Исходя из приведенных норм, право на приобретение в собственность в порядке приватизации бесплатно жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации своего права.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В судебном заседании установлено, что 26 мая 2010 года между Омской квартирно-эксплуатационная частью в лице начальника Павлова Н.Е., действующего от имени собственника жилого помещения: Российской Федерации на основании Указа Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082, доверенности № 77-1 от 28.07.2009 года, выданной командующим войсками Сибирского военного округа генерал-полковником Постниковым-Стрельцовым А.Н. (наймодатель) и Бевзовым Д.С. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения № 131, согласно которого, наймодатель передает нанимателю и членам его семьи (жене - Бевзовой Г.В. и дочери Бевзовой В.Д.) в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности: квартиру <адрес>, состоящую из 2-х комнат общей площадью 52,5 кв.м. (л.д. 15-19).

Из копии лицевого счета № 026142 от 25.07.2012 года следует, что в квартире <адрес> с 16.07.2010 года постоянно зарегистрированы и проживают: Бевзов Д.С., его дочь Бевзова В.Д. и жена Бевзова Г.В. (л.д. 8).

Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22 августа 2012 года № 01/205/2012-1446 (л.д.51) право собственности на квартиру по адресу <адрес> зарегистрировано за Российской Федерацией. За ФГУ Омская квартирно-эксплуатационная часть района Министерства обороны Российской Федерации зарегистрировано право оперативного управления.

Следовательно, данная квартира относится к государственному жилищному фонду и согласно положениям ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» может быть объектом приватизации.

Согласно ст. 217 ГК РФ при приватизации государственного и муниципального имущества применяются положения Гражданского кодекса РФ, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Приватизация жилых помещений относится к сделкам, оформляемым в простой письменной форме, без нотариального удостоверения.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемом органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Согласно ст. 6 данного закона определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» полномочия по распоряжению жилищного фонда Вооруженных Сил РФ переданы Министерству обороны РФ и подведомственных ему организаций.

Таким образом, наделить необходимыми полномочиями орган или физическое лицо по оформлению перехода (прекращения) права от имени Российской Федерации может только Министерство обороны РФ.

Как следует из справки от 06 апреля 2011 года № 505/ж (л.д.11) Министерство обороны РФ в лице ФГУ «Омская квартирно-эксплуатационная часть района» разрешает приватизацию квартиры <адрес> Бевзову Д.С..

То есть, уполномоченное собственником лицо разрешило истцу приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения. Однако, истец не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им на основании договора социального найма жилого помещения по независящим от него обстоятельствам.

Согласно справке ФГУ «Омская КЭЧ района» Минобороны РФ от 06.04.2011 года в вышеуказанной квартире действительно проживают Бевзов Д.С. и члены его семьи: Бевзова Г.В. и Бевзова В.Д., в приватизации жилья на территории РФ с 1991 года по 2011 года не участвовали (л.д. 12).

Согласно ответу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Омской области о выдаче разрешения на приватизацию жилого помещения от 13.05.2011 года ТУ Росимущества в Омской области действует в рамках Положения, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 года № 278. Согласно указанному положению не наделено полномочиями по согласованию передачи права собственности гражданам жилых помещений в порядке приватизации (л.д. 14).

Согласно справкам ГП Омской области «Омский Центр ТИЗ» от 23.08.2012 года на территории г. Омска истцы Бевзов Д.С., Бевзова Г.В., и Бевзова В.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р. не использовали право бесплатной приватизации жилого помещения (л.д. 52,53,54).

В судебном заседании истцом представлено дополнительно Уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 21.09.2012 года № 55-00-4001/5001/2012-2342 (л.д.97). Согласно информации, представленной всеми территориальными органами Росреестра, на территории Российской Федерации Бевзов Д.С. не зарегистрирован как правообладатель объектов недвижимого имущества.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1514-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (с изменениями) каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Принимая во внимание положения ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», суд полагает, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, он может признать право собственности в порядке приватизации в судебном порядке.

Ссылка представителя ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ в отзыве на исковое заявление на то, что спорное жилое помещение может являться служебным, судом отклоняется, как необоснованная.

Статьей 92 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

При рассмотрении данного гражданского дела судом привлечены все заинтересованные лица, но суду не представлено доказательств, что спорная квартира имеет статус служебного жилого помещения, при том, что в отношении спорной квартиры заключен договор социального найма, а не договор найма специализированного жилого помещения. Распоряжение о включении спорной квартиры в специализированный жилищный фонд в материалах дела отсутствует, однако, имеется договор социального найма от 26 мая 2010 года № 131.(л.д.15-19). Представленная истцом выписка из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 55026 № 7 от 23.06.2009 года так же подтверждает, что рассматривался вопрос об обеспечении военнослужащих, нуждающихся в жилье и подлежащих увольнению (уволенных) с военной службы. При этом указано, что военнослужащему Бевзову Д.С. выделяется двухкомнатная квартира <адрес> на состав семьи из 3 человек, со снятием из списков очередности. Таким образом, суд приходит к выводу, что жилое помещение истцу Бевзову и членам его семьи распределено именно по договору социального найма.

Доводы представителя ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в отзыве на то, что уполномоченным органом для обеспечения жильем военнослужащих является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации, в частности, на территории Омской области - через ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и в уполномоченные органы истец по вопросу приватизации не обращался, судом отклоняются. Истцом получено разрешение на приватизацию, Министерство обороны РФ и ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ привлечены к участию в данном гражданском деле в качестве соответчиков, возражений и доказательств в обоснование имеющихся возражений ответчиками не представлено.

Отклоняются судом и доводы возражения в отзыве о том, что у истцов отсутствуют основания для признания права собственности в порядке приватизации, так как жилой фонд Вооруженных Сил Российской Федерации предназначен исключительно для обеспечения жильем (служебным или постоянным - по избранному месту жительства) только военнослужащих.

Как подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии (л.д.98-99), жилищная комиссия войсковой части спорную квартиру выделила Бевзову Д.С. как военнослужащему войсковой части 55026 на состав семьи со снятием из списков очередности.

В соответствии с п.13 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с данным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Выслуга лет Бевзова Д.С. по военной службе составляет более 10 лет, уволен истец в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, что подтверждается представленной истцом копией трудовой книжки (20-23).

Согласно п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на обеспечение жилым помещением на безвозмездной основе от Министерства обороны Российской Федерации предоставляется указанным в законе гражданам один раз.

Таким образом, у истца как у военнослужащего имелись законные основания для предоставления жилого помещения на безвозмездной основе от Министерства обороны РФ.

Статьей 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1514-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (с изменениями) предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно данным техпаспорта указанная квартира состоит из двух комнат общей площадью 52,5 кв.м., жилой 32,9 кв.м. Сведений о том, что занимаемое истцами жилое помещение находится в аварийном состоянии, не имеется (д. 13).

Таким образом, суд приходит к выводу, что, исходя из установленных фактических обстоятельств данного гражданского дела, на основании приведенных норм права, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, ст.ст. 233-244 суд

РЕШИЛ:

Признать за Бевзовым Д.С., Бевзовой В.Д., Бевзовой Г.В. право собственности в равных долях - по 1/3 доли за каждым в порядке приватизации на квартиру <адрес>, общей площадью 52,5 кв.м.

Ответчики вправе подать в Центральный районный суд города Омска заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Т.Н. Эннс

-32300: transport error - HTTP status code was not 200