Дело № 2-4247/2012 Решение именем Российской Федерации 11 октября 2012 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Рязановой О.А., при секретаре Ташмагамбетовой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского административного округа города Омска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Омска о понуждении установить тротуар по ул. 1-ая Казахстанская в городе Омске, Установил: Прокурор Кировского административного округа города Омска обратился в суд с названным иском, в обоснование которого указал, что улица 1-ая Казахстанская в Кировском административном округе города Омска в нарушение требований СНиП 2.07.01-89 «Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» не оборудована тротуарами для движения пешеходов. Ссылаясь на положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ «О безопасности дорожного движения», просит суд обязать Администрацию города Омска, администрацию Кировского административного округа г. Омска устранить нарушения путем установки тротуара по ул. 1-ая Казахстанская в соответствии с нормами СНиП 2.07.01-89. В ходе судебного разбирательства прокурор КАО г. Омска заявленные исковые требования уточнил, просит суд обязать Администрацию г. Омска установить тротуар на улице 1-ая Казахстанская в городе Омске. Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены департамент дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска и департамент строительства Администрации города Омска. В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора КАО г. Омска Щербаков В.А. уточненные исковые требования прокурора округа поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Суду пояснил, что улица 1-ая Казахстанская находится в пределах городского поселения - городской округ город Омск, отнесена к автомобильным дорогам местного значения, расположена в секторе застройки частными малоэтажными домами. Согласно данным органа соцзащиты, на ул. 1-ая Казахстанская проживают инвалиды, ветераны труда, многодетные семьи. Жители улицы и другие лица вынуждены передвигаться по проезжей части дороги из-за отсутствия пешеходных тротуаров. На этой улице также находится остановка общественного транспорта. Пояснил, что проведенной прокуратурой проверкой было установлено, что для установки тротуара на ул. 1-ая Казахстанская не требуется реконструкция автомобильной дороги, ширина улицы и плотность застройки позволяют со стороны частного жилого сектора оборудовать улицу тротуаром. Также пояснил, что предъявление настоящего иска обусловлено необходимостью создания безопасных условий для движения пешеходов. Движение по обочине дороги возможно только при отсутствии осадков, в дождливую погоду грунтовую обочину размывает и передвижение людей, особенно преклонного возраста и с ограниченными возможностями, по ней невозможно. Представитель ответчика - Администрации города Омска по доверенности Яковлев К.А. исковые требования прокурора КАО г. Омска не признал в полном объеме, пояснив, что улица 1-ая Казахстанская, как любая автомобильная дорога, имеет грунтовую обочину. В соответствии с Правилами дорожного движения в РФ, при отсутствии тротуаров пешеходы обязаны передвигаться по обочине. Полагает, что истец не представил в материалы дела доказательства отсутствия условий для безопасного движения пешеходов по ул. 1-ая Казахстанская. Пояснил, что со стороны сектора индивидуальной жилой застройки на улице протоптана неасфальтированная пешеходная дорожка, по которой свободно могут передвигаться пешеходы. Установка тротуара возможна только в рамках реконструкции автомобильной дороги, план мероприятий по реконструкции автомобильных дорог города Омска утвержден до 2016 года, улица 1-ая Казахстанская в данный план не включена. Полагает, что предъявление прокурором настоящего иска является вмешательством в деятельность органов местного самоуправления, удовлетворение исковых требований прокурора повлечет нарушение принципа сбалансированности бюджета города Омска. Пояснил, что все улицы города будут оборудованы тротуарами, однако из-за ограниченности средств местного бюджета города Омска данные работы проводятся поэтапно, согласно утвержденным планам и при наличии соответствующего финансирования. Полагает, что Администрация города Омска является ненадлежащим ответчиком по делу, работы по капитальному ремонту и реконструкции автомобильных дорог осуществляются структурным подразделением Администрации - департаментом дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска. Просит прокурору Кировского округа г. Омска в иске отказать. Представитель ответчика - департамента дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска по доверенности Кудрявцев Р.И. исковые требования прокурора Кировского административного округа города Омска не признал в полном объеме. Пояснил, что департамент дорожной деятельности и благоустройства, являющийся структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляет работы по капитальному ремонту и реконструкции автомобильных дорог при наличии финансирования из местного бюджета. В бюджет департамента на 2012 год Администрацией города не включены расходы на реконструкцию автомобильной дороги ул. 1-ая Казахстанская, в связи с чем данные работы не производились. Ссылаясь на нормативные акты, указал, что оборудование автомобильной дороги недостающим тротуаром или пешеходной дорожкой возможно только в рамках реконструкции дороги, для осуществления которой требуются значительные денежные средства. Пояснил, что при поступлении денежных средств из бюджета города департамент выполнит работы по оборудованию улицы 1-ая Казахстанская в городе Омске тротуаром согласно действующим нормам СНиП. Представитель ответчика - департамента строительства Администрации города Омска, надлежаще уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно п. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Представители третьих лиц - ОГИБДД полиции УМВД по городу Омску, департамента городского хозяйства администрации города Омска, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Заслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 4 ст. 1 Устава города Омска, принятого Решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 года N 92, понятия "муниципальное образование городской округ город Омск Омской области", "муниципальное образование город Омск", "город Омск" используются как равнозначные. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. Статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Кроме того, в силу п. 7 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится принятие решений о развитии застроенных территорий. Согласно ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) в силу ч. 1 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 8 Устава города Омска, принятого Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 года № 92, Администрация города Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска. Согласно положениям ст. 21 Устава города Омска основной задачей Администрации города Омска является обеспечение функций и полномочий, предоставленных исполнительно-распорядительному органу муниципального образования город Омск действующим законодательством, муниципальными правовыми актами. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава города Омска к вопросам местного значения муниципального образования город Омск относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Омска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Омска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Омского городского Совета от 22 июля 2009 года № 828 «О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области», автомобильная дорога ул. 1-ая Казахстанская относится к автомобильным дорогам местного значения города Омска (п. 36 Перечня). Данной автомобильной дороге присвоен идентификационный номер 52-401-364 ОП МГ 036, начало дороги - ул. Мельничная, конец - остановка «Автоколонна 1251». Судом из имеющихся в деле фотографий (л.д. 66-70, 109-123, 207-220 т.1), информации Администрации КАО г. Омска (л.д. 63 т.1), пояснений сторон, свидетеля К.В.Ю., сотрудника ГИБДД, установлено, что данная автомобильная дорога находится в районе индивидуальной жилой застройки, не оборудована тротуарами, имеет грунтовую обочину, движение по которой после выпадения осадков затруднительно. В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров- Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. Согласно п. 4.1 Правил дорожного движения РФ пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Таким образом, данная норма устанавливает обязанность пешеходов передвигаться по обочине в исключительных случаях - при отсутствии тротуаров. Положения п. 4.1. ППД РФ не содержат условий, позволяющих органам местного самоуправления не выполнять работы по оборудованию автомобильных дорог тротуарами, в связи с чем ссылку представителей ответчиков на п. 4.1. ПДД РФ, устанавливающий правила движения пешеходов, суд находит немотивированной. Как достоверно установлено судом из пояснений сторон, материалов дела, улица 1-ая Казахстанская находится в районе частной жилой застройки города Омска, в связи с чем, согласно п. 11.5 СП 42.133330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», для данной категории местной дороги обязательно наличие тротуара шириной 1, 5 м. Свод правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденный приказом Министерства регионального развития РФ от 28 декабря 2010 года № 820, распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке. Настоящий свод правил направлен на обеспечение градостроительными средствами безопасности и устойчивости развития поселений, охрану здоровья населения, рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды, сохранение памятников истории и культуры, защиту территорий поселений от неблагоприятных воздействий природного и техногенного характера, а также на создание условий для реализации определенных законодательством Российской Федерации социальных гарантий граждан, включая маломобильные группы населения, в части обеспечения объектами социального и культурно-бытового обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры и благоустройства. Требования настоящего документа с момента его ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания. Исходя из изложенного, требования СНиП 2.07.01-89. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» распространяются в том числе и на реконструкцию существующей застройки улицы 1-ая Казахстанская в г. Омске. Согласно сведениям филиала Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения Кировского административного округа города Омска», на улице 1-ая Казахстанская в г. Омске зарегистрированы: 10 ветеранов труда, 9 ветеранов Омской области, 6 инвалидов, 4 многодетные семьи (л.д. 108 т.1). При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами прокурора Кировского округа города Омска о необходимости создания условий для безопасного передвижения по данной улице пешеходов, относящихся к маломобильным группам населения. Оценивая доводы представителей ответчиков об отсутствии в бюджете города Омска запланированных денежных средств на реконструкцию автомобильной дороги ул. 1-ая Казахстанская, поскольку в силу положений закона оборудование тротуаров возможно только в рамках реконструкции дороги, а план реконструкции дорог города утвержден до 2016 года, вмешательстве прокурора Кировского округа г. Омска в функции органов местного самоуправления, суд отмечает, что согласно действующему законодательству Российской Федерации отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от исполнения установленных законом обязанностей. Недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию работ по оборудованию автомобильной дороги тротуаром не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального образования. Как следует из сообщения ОАО «Омскгражданпроект», на улице 1-ая Казахстанская возможно устройство тротуара с северо-западной стороны улицы, со стороны жилой застройки (л.д. 44 т.2). Поскольку в соответствии с уставной деятельностью ОАО «Омскгражданпроект» основной деятельностью общества является архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства и линейных объектов капитального строительства, включающего в себя инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства и линейных объектов капитального строительства, у суда не имеется оснований не доверять сведениям, представленным ОАО «Омскгражданпроект». Данная организация также имеет свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность (л.д. 31-34 т. 2). При таких обстоятельствах суд с сомнением относится к утверждениям стороны ответчика о необходимости проведения работ по строительству пешеходного тротуара на ул. 1-ая Казахстанская только в рамках реконструкции автомобильной дороги в границах полосы отвода, а также к акту комиссионного обследования от 18 сентября 2012 года, составленному доцентом кафедры строительства и эксплуатации автомобильных дорог СибАДИ П.И.Н, главного специалиста отдела капитального ремонта, реконструкции и строительства объектов дорожного хозяйства, благоустройства департамента дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска А.А. Глебова, специалиста первой категории отдела по контролю за качеством выполнения работ по благоустройству территории города департамента дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска В.В. Кривоног. С учетом сведений специализированной организации - ОАО «Омскгражданпроект», исходя из имеющихся в деле доказательств, суд находит доказанным обстоятельство необходимости устройства на улице 1-ая Казахстанская тротуара, оборудовать который возможно с северо-западной стороны улицы, со стороны жилой застройки. Постановлением Омского городского Совета от 25 июля 2012 года № 169 «Об утверждении структуры администрации города Омска» утверждена структура администрации города Омска, согласно которой в структуру администрации входят соответствующие департаменты, в том числе департамент дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска. Согласно п. 1 Положения о департаменте дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска, утверждённого Решением Омского городского Совета от 23 июля 2008 года N 170 «О департаменте дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска», департамент дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска. Департамент руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, законами Омской области, муниципальными правовыми актами города Омска, настоящим Положением. Департамент наделяется правами юридического лица в соответствии с настоящим Положением, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, лицевые счета, открытые в финансовом органе, исполняющем бюджет города Омска, и иные счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, гербовую печать, простые печати и штампы, факсимиле директора департамента, бланки и другие реквизиты, может от своего имени выступать истцом, ответчиком, третьим лицом в суде. В силу п. 16 Положения о департаменте дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска, основными задачами департамента являются, в том числе, организация строительства, реконструкции, ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог местного значения в границах города Омска, а также организация содержания и ремонта мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города Омска, за исключением мостов и иных инженерных сооружений федерального и регионального значения; контроль за ремонтом и содержанием автомобильных дорог местного значения в пределахкомпетенции департамента; развитие дорожной сети города Омска. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по оборудованию автомобильных дорог тротуарами отнесена к ведению Администрации города Омска и должна осуществляться Администрацией города Омска через своё структурное подразделение - департамент дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска. Доказательств, свидетельствующих о соответствии автомобильной дороги ул. 1-ая Казахстанская требованиям СНиП и иных документов, суду не представлено. Постановлением Мэра города Омска от 06.09.2007 года № 725-п «Об утверждении плана мероприятий по развитию дорожно-транспортной сети города Омска «Дороги города» на период 2016 года утверждён План мероприятий по развитию дорожно-транспортной сети города Омска «Дороги города» на период до 2016 года, согласно которому автомобильная дорога ул. 1-ая Казахстанская не заявлена к реконструкции. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Движение по ул. 1-ая Казахстанская г. Омске осуществляется неограниченным кругом пешеходов, в связи с чем предъявление настоящего иска прокурором Кировского округа г. Омска направлено в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в соответствии с требованиями закона. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Кировского административного округа города Омска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Омска о понуждении установить тротуар по ул. 1-ая Казахстанская в городе Омске удовлетворить. Обязать Администрацию города Омска в лице департамента дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска выполнить работы по оборудованию улицы 1-ая Казахстанская в городе Омске тротуаром согласно действующим нормам СНиП. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде. Судья О.А. Рязанова