Дело № 2-664/2012 Решение Именем Российской Федерации 17 февраля 2012 года г. Омск Центральный районный суд г. Омска в составе судьи Илларионова А.В. при секретаре Березине К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к Администрации города Омска, администрации Центрального административного округа города Омска о признании незаконным бездействия по недопущению (предупреждению) несанкционированных свалок отходов, возложении обязанности организовать сбор, вывоз отходов, установил: Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обратилось в суд с иском к Администрации города Омска о признании незаконным бездействия по исполнению законодательства об обращении с отходами производства и потребления, указав, что в ходе обследования, проведенного Министерством природных ресурсов и экологии Омской области, выявлены свалки твердых коммунальных отходов, строительного мусора с местоположением: - район лесопосадки ул. Коттеджная, Кировский административный округ г. Омска, площадь свалки 550 кв.м; - пересечение ул. Кондратюка и ул. Волгоградская (район АЗС), Кировский административный округ г. Омска, площадь свалки 480 кв.м; - перекресток дороги на пос. Степной и дороги на карьер глинистого сырья ООО «Омскстройматериалы-2», Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 6 га; - 20 м восточнее пересечения ул. 33-я Северная и ул. 5-я Амурская, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 80 кв.м; - пересечение ул. 25-я Северная и ул. Осоавиахимовская, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 350 кв.м; - пересечение ул. Тарская и ул. 9-я Северная, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 300 кв.м; - пересечение ул. Тарская и ул. 17-я Северная, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 280 кв.м; - пересечение ул. Тарская и ул. 20-я Северная, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 200 кв.м; - пересечение просп. Королева и ул. 3-я Дунайская, площадь свалки 75 кв.м; - возле жилого дома 158 по ул. Долгирева, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 280 кв.м; - овраг западнее 40 м от ул. 14-я Судоремонтная, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 2000 кв.м; - пересечение ул. Орджоникидзе и ул. 22-я Северная, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 70 кв.м; - пересечение ул. 27-я Северная и 7-я Амурская, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 350 кв.м; - пересечение ул. 8-я Восточная и ул. Барнаульская, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 240 кв.м; - юго-западнее 80 м от пересечения ул. 5-я Северная и ул. Красный Пахарь, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 150 кв.м. Факты несанкционированного размещения отходов подтверждаются актами обследованиями территорий от 20.07.2011, 25.07.2011 и фотоматериалами. Полагает, что систематическое складирование населением в определенных (указанных) местах является результатом бездействия Администрации города Омска и ее структурных подразделений по организации сбора и вывоза отходов, которую органы местного самоуправления городского округа обязаны осуществлять в силу п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Администрацией города Омска не принимаются меры по совершенствованию системы сбора и вывоза отходов, не регулируется и не контролируется график движения специального автомобильного транспорта, осуществляющего сбор и вывоз отходов. При должной (соответствующей законодательству) организации сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов свалки на названных территориях не должны образовываться. Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей Администрацией города Омска по очистке территории муниципального образования от отходов приводит к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования и создает угрозу причинения вреда окружающей среде. В этой связи Министерство природных ресурсов и экологии Омской области просило признать незаконным бездействием Администрации города Омска по недопущению (предупреждению) несанкционированного размещения свалок твердых коммунальных отходов, строительного мусора с указанным выше местоположением; обязать Администрацию города Омска организовать сбор, вывоз, отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями; обязать Администрации города Омска ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, строительного мусора на названных территориях. В ходе подготовки дела к судебном разбирательству определением суда от 26.08.2011 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Центрального административного округа города Омска, администрация Советского административного округа города Омска, администрация Кировского административного округа города Омска. 5 сентября 2011 года Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обратилось в суд с иском к Администрации города Омска о признании незаконным бездействия по исполнению законодательства об обращении с отходами производства и потребления, указав на то, что 31.08.2011 в ходе обследования выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов с местоположением: вдоль южной обочины автомобильной дороги по ул. 27-я Амурская (юго-западнее 15 м) и ул. 9-я Амурская, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 150 кв.м. Ссылаясь на систематический характер образования несанкционированной свалки отходов на данной территории, Министерство природных ресурсов и экологии Омской области просило признать незаконным бездействием Администрации города Омска по недопущению (предупреждению) несанкционированного размещения свалок твердых коммунальных отходов, строительного мусора с указанным местоположением; обязать Администрацию города Омска организовать сбор, вывоз, отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями; обязать Администрации города Омска ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, строительного мусора на названной территории. Определением суда от 17.02.2012 объединены в одно производство гражданские дела, возбужденные по вышеуказанным искам. Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Азамаева О.Н. в судебном заседании требования поддержала частично, просила признать незаконным бездействие ответчиков по недопущению (предупреждению) несанкционированного размещения свалок отходов с местоположением: - пересечение ул. 27-я Северная и 7-я Амурская, Центральный административный округ г. Омска; - перекресток дороги на пос. Степной и дороги на карьер глинистого сырья ООО «Омскстройматериалы-2», Центральный административный округ г. Омска; - пересечение ул. Тарская и ул. 9-я Северная, Центральный административный округ г. Омска; - пересечение ул. Тарская и ул. 17-я Северная, Центральный административный округ г. Омска; - юго-западнее 80 м от пересечения ул. 5-я Северная и ул. Красный Пахарь, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 150 кв.м. Также просила обязать ответчиков - Администрацию города Омска, администрацию Центрального административного округа города Омска - организовать сбор отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Указала, что образование на указанных территориях несанкционированных свалок отходов носит систематический, а не разовый, характер и является следствием бездействия по недопущению (предупреждению) возникновения данных свалок. Представитель Администрации города Омска в судебном заседании не участвовал, Администрация города Омска извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. В письменном отзыве на первое из указанных выше исковых заявлений представитель Администрации города Омска ААА требования не признала, указала, что Администрация города Омска реализует свои полномочия через свои структурные подразделения. Отраслевые (функциональные) и территориальные органы местного самоуправления (структурные подразделения Администрации города Омска), реализуя полномочия местной администрации, являются самостоятельными юридическими лицами. В соответствии с подп. 15 п. 17 Положения об администрации Центрального административного округа города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 423, данная администрация организует на территории округа сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов, содействует организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Администрация Центрального административного округа города Омска, является территориальным структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим решение вопросов местного значения на территории указанного округа, наделена правами юридического лица, в частности, может от своего имени выступать истцом, ответчиком, третьим лицом в суде (пункты 1, 2 Положения). В этой связи Администрация города Омска является ненадлежащим ответчиком по делу. Также сослалась на то, что в соответствии с постановлением Администрации города Омска от 29.04.2011 № 409-п «О создании бюджетного учреждения города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» (пункты 1, 2, 3) создано бюджетное учреждение города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа», муниципальные задания для которого формирует администрация Центрального административного округа города Омска. На основании муниципальных заданий названное бюджетное учреждение ежедневно осуществляет деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории округа. В этой связи полагает, что утверждение Министерства природных ресурсов и экологии Омской области об имеющемся бездействии Администрации города Омска в части организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов являются несостоятельными. Доводы истца о том, что ликвидация несанкционированных свалок носит эпизодический характер не подтверждаются какими-либо доказательствами. Администрацией города Омска не было допущено неправомерного бездействия по недопущению (предупреждению) несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, выразившегося в образовании несанкционированных свалок. Возникновение несанкционированных свалок явилось следствием не неправомерного бездействия органа местного самоуправления, а конкретных действий граждан, осуществляющих сброс мусора в непредназначенных для этого местах. Органом местного самоуправления при этом осуществляется комплекс мер по организации на территории административных округов города Омска своевременного сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов. Представитель администрации Центрального административного округа города Омска, привлеченной судом к участию в деле в качестве соответчика, Ляшко Е.В. в судебном заседании требования не признал, указал на ликвидацию в настоящее время свалок отходов на всех тех территориях, которые указаны истцом, что подтверждается представленными в материалы дела актами комиссионного обследования. Администрации Центрального административного округа города Омска для бюджетного учреждения города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» формируется муниципальное задание, в рамках которого производится необходимый комплекс мероприятий по собору и вывозу отходов на территории округа. Те территории, которые указаны в исковых заявлениях обследуются постоянно, и в случае образования на них несанкционированных свалок выполняются работы по очистке территорий, что подтверждается актами выполненных работ, представленными в материалы дела. Пояснил также, что на пересечении ул. 27-я Северная и 7-я Амурская свалка образовывалась неоднократно и в этой связи территория, на которой граждане складировали отходы, огорожена, установлена таблица на стойке с указанием на то, что свалка мусора запрещена, проводятся работы по ликвидации свалок в случае их образования. На перекрестке дороги на пос. Степной и дороги на карьер глинистого сырья ООО «Омскстройматериалы-2» работы по ликвидации свалки выполнены, что подтверждается актом комиссионного обследования от 16.02.2012. На пересечении ул. Тарская и ул. 9-я Северная, на пересечении ул. Тарская и ул. 17-я Северная, на пересечении ул. 5-я Северная и ул. Совхозная работы по ликвидации также проводятся по мере выявления несанкционированных свалок, что подтверждается представленными в материалы дела актами выполненных работ. Локализация свалок, как правило, - это сектор индивидуальной жилой застройки. Сбор твердых бытовых отходов в данном секторе осуществляется специальным автотранспортом по установленному графику. При этом применяется бестарная форма вывоза твердых бытовых отходов, при которой граждане должны собирать отходы в мешки и затем мешки с отходами вывозятся специальным автотранспортом. Кроме того, полагал, что Администрация города Омская является ненадлежащим ответчиком по делу. Представитель бюджетного учреждения города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» Худоян Т.Р. в судебном заседании требования не признала, указала, что все несанкционированные свалки отходов, указанные истцом, ликвидированы; бюджетным учреждением города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» ежедневно осуществляется деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории административного округа. Из тех территорий, которые указаны в исковых заявлениях, бункер установлен лишь на одной территории (возле пересечения ул. 14-я Судоремонтная и ул. 27-я Северная). На других территориях, в том числе на тех пяти территориях, в отношении которых представитель истца поддерживает свои требования в судебном заседании, специально оборудованные места отсутствуют, так как применяется бестарная форма вывоза твердых бытовых отходов, кроме того, на отдельных территориях, на которых образовываются свалки, невозможно установить бункеры в связи с близостью этих территорий к автомобильным дорогам или иным объектам. Представитель администрации Кировского административного округа города Омска, привлеченной судом к участию в деле в качестве соответчика, Куртенков В.В. в судебном заседании указал, что несанкционированные свалки на территории Кировского административного округа г. Омска с местоположением: район лесопосадки по ул. Коттеджная; пересечение ул. Кондратюка и ул. Волгоградская (район АЗС) ликвидированы, что подтверждается актами комиссионного обследования от 31.08.2011. Поскольку представитель истца в судебном заседании не поддержала требования в части признания незаконным бездействия по недопущению (предупреждению) возникновения несанкционированны свалок на указанных территориях, не настаивал на принятии решения в данной части. Представитель администрации Советского административного округа города Омска, привлеченной судом к участию в деле в качестве соответчика, в судебном заседании не участвовал. В письменном отзыве представитель указанной администрации ВВВ указала, что в исковом заявлении ошибочно указано, что пересечение ул. 3-я Дунайская и просп. Королева, где была выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов относится к Советскому административному округу г. Омска. Пересечение указанных улиц расположена на территории Центрального административного округа г. Омска. Просила рассмотреть дела в отсутствие представителя администрации Советского административного округа города Омска. Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования в той части, в которой они поддержаны представителем истца в судебном заседании, подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с посл. изм. и доп.) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.11.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные положения содержатся в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с посл. изм. и доп.). Исходя из п. 3 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В силу ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1). Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2). Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (п. 3). Из материалов дела следует, что в ходе обследования территории Центрального административного округа города Омска, проведенного должностными лицами Министерства природных ресурсов и экологии Омской области 25.07.2011, выявлены несанкционированные места размещения твердых бытовых отходов, расположенные в частности: - на пересечении ул. 27-я Северная и 7-я Амурская, площадь свалки 350 кв.м; - возле перекрестка дороги на пос. Степной и дороги на карьер глинистого сырья ООО «Омскстройматериалы-2», площадь свалки 6 га; - на пересечении ул. Тарская и ул. 9-я Северная, площадь свалки 300 кв.м; - на пересечении ул. Тарская и ул. 17-я Северная, площадь свалки 280 кв.м; - юго-западнее 80 м от пересечения ул. 5-я Северная и ул. Красный Пахарь, площадь свалки 150 кв.м. Факты несанкционированного размещения отходов подтверждаются актом обследования территорий от 25.07.2011 и фотоматериалами. Согласно акту, фотосъемка произведена 25.07.2011 с 09.30 по 13.50 (т. 2, л.д. 17-25). 31.08.2011 должностными лицами Министерства природных ресурсов и экологии Омской области вновь осуществлено обследование одной из указанных выше территорий - на пересечении ул. 27-я Северная и 7-я Амурская. Из акта обследования территории от 31.08.2011 следует, что на территории с местоположением: вдоль южной обочины автомобильной дороги по ул. 27-я Северная, между улицами 7-я Амурская (юго-западнее 15 м) и ул. 9 Амурская, имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов объемом 35 куб.м. Прилегающие площади к свалке в направлении ул. 9 Амурская равномерно покрыты остатками отходов от свалки, которые разнесены ветром, площадь 250 кв.м. Вокруг свалки ощущается стойкий запах гниения отходов. В ходе обследования произведена фотосъемка места размещения твердых бытовых отходов вдоль указанной автомобильной дороги (т. 1, л.д. 8-12). Кроме того, 30.10.2011 должностными лицами названного Министерства, с участием начальника отдела по контролю за качеством выполнения работ по благоустройству территории города департамента дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска, проведено повторное обследование указанных выше пяти территорий, в ходе которого вновь установлены факты несанкционированного размещения отходов (т. 3, л.д. 24-35). В материалах дела имеются также акты бюджетного учреждения города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» о ликвидации несанкционированных свалок. Из данных актов усматривается, что: - на пересечении ул. 27-я Северная и 7-я Амурская несанкционированные свалки твердых бытовых отходов ликвидировались 16.07.2010 (объем вывезенного мусора 60 куб.м), 27.07.2010 (объем вывезенного мусора 30 куб.м), 20.08.2010 (объем вывезенного мусора 40 куб.м), 24.08.2010 (объем вывезенного мусора 19 куб.м), 25.12.2010 (объем вывезенного мусора 120 куб.м), 21.09.2010 (объем вывезенного мусора 60 куб.м), 30.09.2010 (объем вывезенного мусора 70 куб.м), 15.10.2010 (объем вывезенного мусора 120 куб.м), 28.10.2010 (объем вывезенного мусора 30 куб.м), 02.11.2010 (объем вывезенного мусора 12 куб.м), 08.11.2010 (объем вывезенного мусора 30 куб.м), а также 29.04.2011, 06.05.2011, 18.05.2011, 27.05.2011, 30.05.2011, 16.06.2011, 25.06.2011, 11.07.2011, 16.07.2011, 27.07.2011, 13.08.2011, 17.08.2011, 23.08.2011, 27.08.2011, 03.09.2011, 17.09.2011, 06.10.2011, 12.10.2011, 21.10.2011, 25.10.2011, 31.10.2011, 15.11.2011(т. 1, л.д.89-142, 221-244); - на ул. Тарская и ул. 9-я Северная несанкционированные свалки ликвидировались 30.04.2011, 18.05.2011, 28.05.2011, 28.06.2011, 20.08.2011, 24.09.2011, 12.10.2011, 20.10.2011, 29.10.2011, 31.10.2011, 04.11.2011, 07.11.2011, 11.11.2011, 14.11.2011, 15.11.2011, 18.11.2011, 12.12.2011, 27.01.2012 (т. 3, л.д. 165-184); - на ул. Тарская и ул. 18-я Северная (17-я Северная) несанкционированные свалки ликвидировались 18.05.2011, 28.05.2011, 30.07.2011, 26.09.2011, 12.10.2011, 31.10.2011, 04.11.2011, 07.11.2011, 14.11.2011, 15.11.2011, 18.11.2011, 12.12.2011, 17.12.2011, 19.12.2011, 27.01.2012 (т. 3, л.д. 185-200); - на пересечении ул. 5 Северная и ул. Совхозная (юго-западнее 80 м от пересечения ул. 5-я Северная и ул. Красный Пахарь) несанкционированные свалки твердых бытовых отходов ликвидировались 28.04.2011, 03.05.2011, 19.05.2011, 23.05.2011, 30.05.2011, 08.06.2011, 16.06.2011, 25.06.2011, 29.06.2011, 11.07.2011, 16.07.2011, 22.06.2011, 02.08.2011, 05.08.2011, 17.08.2011, 31.08.2011, 15.09.2011, 12.10.2011, 15.10.2011, 18.10.2011, 25.10.2011, 28.10.2011, 31.10.2011, 16.11.2011, 19.11.2011, 23.11.2011, 05.12.2011, 14.12.2011, 27.01.2012 (т. 4, л.д. 50-79). Указанные доказательства, имеющиеся в материалах дела, свидетельствуют о том, что возникновение на названных территориях несанкционированных свалок отходов носит систематический, а не эпизодический (разовый), характер. О систематическом характере складирования отходов в соответствующих местах свидетельствуют и площади свалок, а также объем отходов, особенно значительной является площадь несанкционированной свалки в карьере возле перекрестка дороги на пос. Степной и дороги на карьер глинистого сырья ООО «Омскстройматериалы-2», обследованной должностными лицами Министерства природных ресурсов и экологии Омской области 25.07.2011 (6 га). Согласно статье 11 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденных Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45, сбор бытового мусора и других отходов производится в закрытые мусоросборники и контейнеры, установленные на специально оборудованных площадках с твердым покрытием, размещенных в соответствии с санитарными правилами и нормами. Санитарные правила сбора твердых, жидких и бытовых отходов регламентированы главой 2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Согласно п. 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта (пункт 2.1.3). Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования (пункт 2.1.4). Правила сбора твердых бытовых отходов, в том числе правила размещения площадок для установки контейнеров, регламентированы пунктами 2.2.1 - 2.2.11 СанПиН 42-128-4690-88. Согласно объяснениям представителя администрации Центрального административного округа города Омска Ляшко Е.В., представителя бюджетного учреждения города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» Худоян Т.Р., данным в судебном заседании, из тех территорий, которые указаны в исковых заявлениях, бункер установлен лишь возле пересечения ул. 14-я Судоремонтная и ул. 27-я Северная, на других же территориях, в том числе на тех территориях, в отношении которых представитель истца поддержал требования в судебном заседании, специально оборудованные места отсутствуют. Суд предлагал в ходе судебного разбирательства представить схемы дислокации бункеров, контейнеров; из представленных представителем бюджетного учреждения города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» схем следует, что в местах размещения несанкционированных свалок или на прилегающих к данным местам территориях бункеры или контейнеры не установлены, специально оборудованные места не определены. Поскольку изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о систематическом возникновении несанкционированных свалок в одних и тех же местах и на протяжении длительного времени, значительности площади этих свалок и объемов складируемых на них отходов, непринятии Администрацией города Омска и ее территориальным структурным подразделением - администрацией Центрального административного округа города Омска исчерпывающих мер по недопущению (предупреждению) возникновения несанкционированных свалок отходов (путем выделения специальных площадок для контейнеров с соблюдением установленных санитарных и иных правил размещения этих площадок в местах возникновения несанкционированных свалок или прилегающих территориях, либо путем регулирования графика движения специального автотранспорта, осуществляющего сбор и вывоз отходов от населения, либо путем принятия других организационных мер) суд признает доводы Министерства природных ресурсов и экологии Омской области о неправомерном бездействии органа местного самоуправления обоснованными. Ссылки на применение бестарной формы вывоза твердых бытовых отходов в секторе индивидуальной застройки при том, что возникновение несанкционированных свалок на спорных территориях носит систематический характер и в течение длительного времени, а объем складируемых на данных свалках отходов является значительным, не могут быть приняты во внимание и повлечь отказ в удовлетворении заявленных требований. Не могут быть приняты во внимание и ссылки на представленные акты о ликвидации несанкционированных свалок, так как данные акты свидетельствуют лишь о принятии мер по вывозу отходов с несанкционированных свалок, но не о принятии мер по недопущению (предупреждению) возникновения этих свалок путем организации эффективной системы сбора отходов на территориях систематического несанкционированного складирования населением отходов. В соответствии с подп. 15 п. 17 Положения об администрации Центрального административного округа города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 423, администрация указанного округа организует на территории округа сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов, содействует организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Суд считает, что с учетом характера спорных правоотношений и указанных правил Положения об администрации Центрального административного округа города Омска требования о признании незаконным бездействия по недопущению (предупреждению) несанкционированных свалок отходов, возложении обязанности организовать сбор отходов подлежат удовлетворению в отношении не только Администрации города Омска, но и администрации Центрального административного округа города Омска. При этом суд принимает во внимание, что определением суда от 26.08.2011 по делу по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, поступившему 05.08.2011, администрация названного округа была привлечена в качестве соответчика, определением суда от 16.01.2012 дело принято с одновременным указанием в качестве соответчика, в частности, администрации Центрального административного округа города Омска и в последующем данное дело определением суда от 17.02.2012 объединено в одно производство с делом по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, поступившему 05.09.2011 (с учетом, в частности, того что предметом спора по первому из указанных дел являлись требования, касающиеся непринятия мер по недопущению (предупреждению) несанкционированных свалок отходов вдоль автомобильной дороги возле пересечения ул. 27-я Северная и 7-я Амурская, предметом же спора по второму из указанных дел являлись требования, касающиеся ряда территорий города Омска, на которых образовываются несанкционированные свалки, в том числе территория с местоположением: пересечение ул. 27-я Северная и 7-я Амурская). В судебном заседании 17.02.2012 представитель истца просила признать незаконным бездействие ответчиков - Администрации города Омска и администрации Центрального административного округа города Омска. Доводы о том, что Администрация города Омска является ненадлежащим ответчиком по делу, не могут быть приняты во внимание. Администрация города Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска (ч. 3 ст. 8 Устава города Омска, принятого Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92). Администрацию города Омска возглавляет Мэр города Омска (ч. 2 ст. 8 Устава города Омска). Согласно ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является вопросом местного значения городского округа (п. 24 ч. 1 ст. 16 названного Федерального закона) и, соответственно, относится к компетенции местной администрации. Согласно п. 3 ч. 6.1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. В соответствии с п. 1 Положения об администрации Центрального административного округа города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 423, администрация Центрального административного округа города Омска подчинена и подотчетна Мэру города Омска. В этой связи ссылки на подп. 15 п. 17 Положения об администрации Центрального административного округа города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 423, в соответствии с которым администрация указанного округа как территориальное структурное подразделении Администрации города Омска организует на территории округа сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов, не свидетельствуют о том, что Администрация города Омска является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Принимая во внимание, что в соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей среды и здоровья человека, суд, признавая незаконным бездействие Администрации города Омска, администрации Центрального административного округа города Омска по недопущению (предупреждению) несанкционированных свалок отходов на указанных выше территориях, одновременно исходит из того, что на Администрацию города Омска, администрацию Центрального административного округа города Омска следует возложить обязанность организовать сбор отходов на соответствующих территориях в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В части возложения названной обязанности требования Министерства природных ресурсов и экологии Омской области суд также признает обоснованными. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд решил: Признать незаконным бездействие Администрации города Омска, администрации Центрального административного округа города Омска по недопущению (предупреждению) несанкционированных свалок отходов с местоположением: - пересечение ул. 27-я Северная и ул. 7-я Амурская, Центральный административный округ г. Омска; - перекресток дороги на пос. Степной и дороги на карьер глинистого сырья ООО «Омскстройматериалы-2», Центральный административный округ г. Омска; - пересечение ул. Тарская и ул. 9-я Северная, Центральный административный округ г. Омска; - пересечение ул. Тарская и ул. 17-я Северная, Центральный административный округ г. Омска; - юго-западнее 80 м пересечения ул. 5-я Северная и ул. Красный Пахарь, Центральный административный округ г. Омска. Обязать Администрацию города Омска, администрацию Центрального административного округа города Омска организовать на указанных территориях сбор отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья А.В. Илларионов