Дело №2-4689/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 03.09.2012 года г. Омск, ул. Тарская, 25 Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А. при секретаре судебного заседания Люличкиной Т.В. при участии старшего помощника прокурора Казанник Е.В. с участием соистицы Оспановой А.Д. представителя Минимущества Омской области Сулейманова К.И. представителя Минобразования Омской области Гальцова В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа города Омска в интересах Оспановой А.Д. к Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству образования Омской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, УСТАНОВИЛ: Прокурор Центрального Административного округа города Омска обратился в суд в интересах Оспановой А.Д. с указанным иском. В обоснование исковых требований указал, что Оспанова А.Д. (после заключения брака Амировой А.Д. присвоена фамилия Оспанова) является ребенком-сиротой. Ее отец ФИО8 решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав, мать ФИО9 лишена родительских прав <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. Приказом начальника управления образования Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №од над Оспановой А.Д. установлена опека, опекуном назначена ее тетя ФИО10, закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Приказом исполняющей обязанности директора департамента образования Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-о отменено закрепление права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, за несовершеннолетней Оспановой А.Д., данный пункт исключен из приказа управления образования Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением исполняющего обязанности Мэра г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ Оспанова А.Д. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. 08.04.2011 г. решением комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации г. Омска Оспанова А.Д. включена во внеочередной список по категории «дети - сироты». С учетом того, что в результате принятия незаконного решения в 2007 году Оспанова А.Д. поставлена на очередь в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по общему списку, и в последующем данное незаконное решение отменено после исполнения Оспановой А.Д. 23-х летнего возраста, истец считает данное обстоятельство не может влечь нарушений, установленных законом ее прав как ребенка - сироты. Просит обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке. В судебном заседании предстатель прокуратуры Центрального административного округа города Омска Казанник Е.В. требования поддержала в полном объеме. Истец Оспанова А.Д. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснила, что первоначально обращалась в администрацию с намерением быть поставленной на учет, как ребенок-сирота, однако, в связи с тем, что за ней ошибочно, без оснований была закреплена жилая площадь принадлежащая ее опекуну, притязаний на которою у нее быть не может, то администрацией истица была поставлена на общий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; впоследствии ошибку орган опеки устранил, отменив закрепеление, считает, что право на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого лицам из числа детей-сирот, у нее возникло с момента совершеннолетия. Представитель Министерства имущественных отношений Омской области Сулейманов К.И., действующий на основании доверенности, считает заявление не подлежащими удовлетворению, полагая, что мин.имущество является не надлежащим ответчиком по делу, т.к. не является распорядителем бюджетных средств, представлен отзыв (л.д.105-106). Представитель Министерства образования Омской области, действующий на основании доверенности - Гальцов В.В., в судебном заседании заявленные требования не признал в полном объеме, сославшись на отсутствие у Оспановой А.Д. права, как у лица из числа детей-сирот на внеочередное получение жилого помещения, ввиду пропуска срока обращения за постановкой на соответствующий учет. Кроме этого, обратил внимание суда, что Оспанова А.Д. состоит в браке, сведения об имущественном положении ее супруга полуторагодичной давности, что не может явно указывать на отсутствие у супругов Оспановых жилых помещений. Представитель департамента жилищной политики Администрации города Омска в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 115). Возражений не представил. Представитель Правительства Омской области в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 116). Представил отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в их отсутствие, с исковым требованиями не согласился, по основаниям, аналогичным позиции ответчиков. Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке. Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствие со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Итак, обращение прокурора с настоящими требованиями обусловлено обращением Оспановой А.Д. ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.10). Судом установлено, Оспанова А.Д,, ДД.ММ.ГГГГг.р., уроженка <адрес> ФИО3 <адрес> (л.д.11). Отец истицы ФИО8 решением <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав (л.д.16-17), мать ФИО9 лишена родительских прав <данные изъяты> ФИО3 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54-55). ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника управления образования Администрации города Омска над несовершеннолетней Амировой (Оспановой) А.Д. установлена опека, опекуном назначена Исакова Б.Р. (после расторжения брака ФИО19 - л.д.39), закреплено за несовершеннолетней право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> (л.д.14). Приказом исполняющей обязанности директора департамента образования Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № отменено закрепление права за истцом пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, за несовершеннолетней Амировой (Оспановой) А.Д., данный пункт исключен из приказа управления образования Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №од (л.д. 32). Пунктом 3 названного приказа, его действие распространено на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ Постановлением исполняющего обязанности Мэра г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ Амировой (Оспановой) А.Д. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.29-31). ДД.ММ.ГГГГ Амирова А.Д. вступила в брак с ФИО14, приняв фамилию мужа - Оспанова (л.д.13). ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации г. Омска Оспанова (Амирова) А.Д. включена во внеочередной список по категории «дети - сироты» (л.д. 34). Согласно сведениям государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» и Управления Росреестра по Омской области истица и ее супруг ФИО14 в числе собственников объектов недвижимого имущества не значатся (л.д.47,48, 50,51), имеет адрес преимущественного пребывания по адресу: <адрес>, (л.д. 25). Из представленных документов следует, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения Оспанова (Амирова) А.Д. обратилась 18.07.2007г. (л.д.28). Как следует из текста заявления и перечня документов приложенных к нему, Оспановой А.Д. предоставлялись как документы, требуемые по общему правилу постановки на учет, так и документы подтверждающие ее статус лица, из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Таким образом, из представленных документов усматривается, что на момент принятия истицы, на учет для предоставления жилья (18.07.2007г.) ее возраст составлял менее 23 лет (л.д.64-93 - материалы учетного дела). Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени Оспанова А.Д. жилое помещение по договору социального найма не получила. Установив, что закрепление жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащее опекуну, было произведено за Оспановой (Амировой) А.Д. без правовых оснований (л.д.38 - копия договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ), решением Комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ Оспанова (Амирова) А.Д. включена во внеочередной список по категории «дети - сироты» (л.д. 32, 34). При изложенных основаниях суд приходит к выводу, что закрепление за истицей жилого помещения вне правовых оснований, а также последующее ее принятие на учет не по льготному списку (как лицо из числа детей оставшихся без попечения родителей), а на общих основаниях, как нуждающейся (малоимущей), не может умалить право истицы на получение во внеочередном порядке жилого помещения в соответствии с действующим гарантиями, установленными законом. Из представленной суду копии Диплома, выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя истицы следует, что она ДД.ММ.ГГГГ окончила обучение в <данные изъяты> Итак. Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляет следующие понятия: - дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; - дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей. В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, суд считает, что истица имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с позицией Верховного Суда РФ, такое право у него возникло с момента окончания учебного учреждения. Поскольку до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке истцу не предоставлено, суд полагает, что иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению. Далее. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 № 56-п утвержден Порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), согласно которому уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком являются Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Предоставление детям-сиротам жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством. Министерство образования ежегодно в срок до 1 апреля текущего года на основании данных, содержащихся в реестре детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями: 1) определяет количество жилых помещений, планируемых к приобретению по договорам купли-продажи в собственность Омской области, в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области; 2) формирует и направляет в Министерство строительства заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в собственность Омской области путем участия в долевом строительстве многоквартирных малоэтажных домов, в муниципальных районах Омской области. Министерство образования и Министерство строительства организуют деятельность по оформлению права собственности Омской области на приобретенные ими жилые помещения. Министерство строительства в течение двух рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на приобретенные жилые помещения направляет в Министерство образования информацию о количестве и месте нахождения указанных жилых помещений. Министерство образования и Министерство строительства в течение четырех рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на приобретенные жилые помещения направляют в Министерство имущественных отношений Омской области заявку на их включение в жилищный фонд социального использования Омской области в установленном порядке. Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется казенным учреждением Омской области «Центр мониторинга имущества жилищно-коммунального комплекса» (далее - учреждение) на основании решения Министерства имущества Омской области. В течение трех рабочих дней со дня заключения соответствующего договора социального найма учреждение направляет в Министерство образования сведения об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями. При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право Оспановой А.Д. на получение жилого помещения во внеочередном порядке, а так же, учитывая Порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденный постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает, что надлежащими ответчиками по настоящему делу будут Министерство образования Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области. При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м. независимо от состава семьи. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Центрального административного округа г. Омска - удовлетворить. Обязать Министерство образования Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Оспанова А.Д, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке в соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № №. Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд посредством подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья (подпись) Верно. Судья: Т.А. Васильева