Дело №2-4672/2012 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 августа 2012 года г. Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А. при секретаре судебного заседания Люличкиной Т.В. с участием помощника прокурора Бегляровой Е.Г. соистца Крылова С.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа города Омска в интересах Крылова Станислава Валерьевича к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, УСТАНОВИЛ: Прокурор Центрального Административного округа города Омска обратился в суд в интересах Крылова С.В. с указанным иском. В обоснование исковых требований указал, что Крылов С.В. является ребенком - сиротой, оставшимся без попечения родителей. Его мать Крылова А.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце в актовой записи о рождении ребенка отсутствуют. 23.08.1999 года по договору о передаче детей на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства департамента образования администрации города Омска передал Крылова С.В. в приемную семью супругов ФИО10. Постановлением Администрации города Омска № 1327-п от 30.12.2010 года Крылов С.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В собственности истца жилых помещений нет. До настоящего времени истцу жилое помещение не представлено. Просит обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке. В судебном заседании предстатель прокуратуры Центрального административного округа города Омска помощник прокурора Беглярова Е.Г. требования поддержала в полном объеме. Соистец Крылов С.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что 30.06.2012г. окончил обучение в БОУ ОО СПО «Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий». Представитель Министерства имущественных отношений Омской области, участия в судебном заседании не принимал, предоставил отзыв на заявленные требования в котором иск не признал (л.д. 58-59). Представитель Министерства образования Омской области в судебном заседании не участвовал. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины не явки не указал, о рассмотрении дела их отсутствие не просил (л.д.65). Представитель департамента жилищной политики Администрации города Омска в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений не представил, причины неявки не указал (л.д. 62). Представитель Правительства Омской области участия в судебном заседании не принимал, просил о рассмотрении дела в их отсутствие, представил пояснения (отзыв), в котором полагал заявление не подлежащими удовлетворению (л.д.69-70). Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу. В ст. 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возложение обязанности совершить определенные действия. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствие со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Итак, обращение прокурора с настоящими требованиями обусловлено обращением Крылова С.В. 29.03.2012г. (л.д.9). Судом установлено, Крылов Станислав Валерьевич, ДД.ММ.ГГГГг.р., уроженец г. Омска (л.д.32). 08.01.1999 года мать истца Крылова А.С., ДД.ММ.ГГГГг.р. умерла (л.д.18), сведения об отце в актовой записи о рождении ребенка отсутствуют (л.д.32). 23.08.1999 года по договору о передаче детей на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства департамента образования администрации города Омска передал Крылова С.В. в приемную семью супругов ФИО11 (л.д.25-28). Постановлением Администрации города Омска № 1327-п от 13.12.2010 года Крылов был принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 10). Согласно сведениям государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» и Управления Росреестра по Омской области истец в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится (20,21), имеет адрес преимущественного пребывания по адресу: <адрес>, (л.д. 22). Из представленных документов следует, что на момент принятия истца, на учет для предоставления жилья его возраст составлял менее 23 лет (л.д.41-57 - материалы учетного дела). Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени Крылов С.В. жилое помещение по договору социального найма не получил. Не оспаривалось ответчиками и право истца состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке. Из представленной суду копии Диплома, выданного 28.06.2012г. на имя истца Крылова С.В. следует, что он 30.06.2012г. окончил обучение в БОУ ОО СПО «Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий» (л.д.71). Итак. Статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляет следующие понятия: - дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; - дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей. В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, суд считает, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с позицией Верховного Суда РФ, такое право у него возникло с момента окончания учебного учреждения. Поскольку до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке истцу не предоставлено, суд полагает, что иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению. Далее. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 № 56-п утвержден Порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), согласно которому уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком являются Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Предоставление детям-сиротам жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством. Министерство образования ежегодно в срок до 1 апреля текущего года на основании данных, содержащихся в реестре детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями: 1)определяет количество жилых помещений, планируемых к приобретению по договорам купли-продажи в собственность Омской области, в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области; 2)формирует и направляет в Министерство строительства заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в собственность Омской области путем участия в долевом строительстве многоквартирных малоэтажных домов, в муниципальных районах Омской области. Министерство образования и Министерство строительства организуют деятельность по оформлению права собственности Омской области на приобретенные ими жилые помещения. Министерство строительства в течение двух рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на приобретенные жилые помещения направляет в Министерство образования информацию о количестве и месте нахождения указанных жилых помещений. Министерство образования и Министерство строительства в течение четырех рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на приобретенные жилые помещения направляют в Министерство имущественных отношений Омской области заявку на их включение в жилищный фонд социального использования Омской области в установленном порядке. Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется казенным учреждением Омской области «Центр мониторинга имущества жилищно-коммунального комплекса» (далее - учреждение) на основании решения Министерства имущества Омской области. В течение трех рабочих дней со дня заключения соответствующего договора социального найма учреждение направляет в Министерство образования сведения об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями. При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке, а так же, учитывая Порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденный постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 № 56-п, суд полагает, что надлежащими ответчиками по настоящему делу будут Министерство образования Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области. При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м. независимо от состава семьи. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Центрального административного округа г. Омска - удовлетворить. Обязать Министерство образования Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Крылову Станиславу Валерьевичу, родившемуся ДД.ММ.ГГГГ в г. Омске, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке в соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 № 56-п. Ответчики вправе подать в Центральный районный суд г. Омска заявление об отмене данного заочного решения в течение семи дней со дня получения копии решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке посредством подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде, по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья: подпись. Верно. Судья: Т.А. Васильева