Дело № 12-340/2011 Р Е Ш Е Н И Е по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении г. Омск 26 декабря 2011 года Судья Центрального районного суда г. Омска Тарабанов С.В., с участием Подхалюзина С.А., представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Баймухамбетовой А.Х., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Подхалюзина С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., работающего <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, на постановление и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области, У С Т А Н О В И Л: Постановлением и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 28.09.2011 г. по делу № АП-25-2011/04 должностное лицо - начальник юридического отдела ОАО «Омскоблгаз» Подхалюзин С.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях - совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. Как следует из названного постановления, ОАО «Омскоблгаз», в нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», технологически необоснованно отказал (уклонился) от заключения с собственниками (жителями) жилых домов, расположенных в границах улиц 2-я, 3-я Челюскинцев, 22 Партсъезда, Авангардная, договоров о подключении к сетям газоснабжения ОАО «Омскоблгаз», что не соответствует положениям, установленным «Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры», утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 г. № 360, и ущемляет интересы собственников (жителей) данных индивидуальных домов. Начальник юридического отдела ОАО «Омскоблгаз» Подхалюзин С.А. обратился в Центральный районный суд г. Омска с жалобой на вышеназванное постановление и просит его отменить по следующим основаниям. При рассмотрении дела не был привлечён специалист, имеющий специальные познания в области газоснабжения. Комиссией не было удовлетворено его ходатайство о приостановлении производства по делу, поскольку решение УФАС и предписание было обжаловано в Арбитражный суд. В соответствии с п. 7 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, а также с учётом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а для сетей газоснабжения - на основании программ газификации, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти. В органы местного самоуправления граждане указанных улиц не обращались, этого не было сделано и УФАС. Территориально в границах данных улиц не имеется сетей инженерно-технического обеспечения ОАО «Омскоблгаз», к которым планировалось бы присоединить обратившихся граждан. Кроме того, в месте расположения объектов капитального строительства обратившихся граждан, на таком же удалении находятся сети других газораспределительных организаций, в частности ОАО «Омскгоргаз». Заявлений граждан для выдачи технических условий на объекты капитального строительства. В ОАО «Омскоблгаз» не поступало. ОАО «Омскоблгаз» выполнило требование о выдаче технических условий на расширение системы газоснабжения, но это не технические условия для подключения объектов капитального строительства (жилых домов) граждан. ОАО «Омскоблгаз» предприняло все необходимые меры к соблюдению требований действующего законодательства, подтверждением чего является ответ ОАО «Омскоблгаз», подготовленный Подхалюзиным С.А., в котором было разъяснено, что до заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ Заказчику необходимо оформить разрешительные документы на строительство. Ввиду того, что в месте расположения объектов капитального строительства граждан ОАО «Омскоблгаз» не имеет сети газоснабжения, из-за отсутствия инвестиционной программы развития сетей газоснабжения, граждане решили построить за свой счёт уличный газопровод, на котором впоследствии при заключении договора будет указана точка подключения. В судебном заседании Подхалюзин С.А. доводы жалобы поддержал в полном объёме. Представитель УФАС по Омской области в судебном заседании возразила против доводов жалобы. Считает постановление соответствующим закону. Постановление принято на основании решения УФАС. Комиссией УФАС было возбуждено дело в отношении ОАО «Омскоблгаз», установлена вина по факту нарушения антимонопольного законодательства. Установлено, что правонарушение совершено по вине Подхалюзина С.А. Несоблюдение Подхалюзиным С.А. норм законодательства повлекло совершение административного правонарушения, были нарушены права и законные интересы граждан, которые обратились за получением разрешения и проведения мероприятий по получению газоснабжения. ОАО «Омскоблгаз» были выданы технические условия, без договора на подключение к сетям газоснабжения граждане не могут совершить другие мероприятия, в том числе по строительству газопровода. В соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденными постановлением Правительства от 13.02.2006 года ОАО «Омскоблгаз» были выданы технические условия, после чего должен был быть заключен договор подключения объекта к сетям газоснабжения. Жители ул. 2, 3 Челюскинцев-22 Партсъезда- Авангардная обратились в ОАО «Омскоблгаз» с запросом о заключении договора на подключение к сетям газоснабжением, однако «Омскоблгаз» отказало в заключении договора, мотивируя тем, что у заказчика отсутствуют технические условия. Письмо «Омскоблгаза» было подготовлено начальником юридического отдела Подхалюзиным С.А. Данный ответ УФАС посчитало необоснованным. При принятии УФАС решения были учтены смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Сведений об имущественном положении заявлено не было, назначен минимальный размер штрафа. Вопрос о признании правонарушения малозначительным не рассматривался, так как были нарушены права и законные интересы граждан. Изучив дело об административном правонарушении, заслушав доводы заявителя, суд не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления. Доводы жалобы о том, что для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения граждане должны обратиться вначале в орган местного самоуправления, который определяет организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, суд находит необоснованными. В соответствии со ст. 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. № 83 (далее Правила № 1), правообладатель земельного участка, намеренный подключить построенный объект капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объекта капитального строительства. В орган местного самоуправления правообладатель земельного участка обращается в том случае, если он не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, и в этом случае орган местного самоуправления в течение 2 рабочих дней сообщает сведения о соответствующих организациях. В данном случае правообладателям земельных участков была известна организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и они правомерно обратились в ОАО «Омскоблгаз». При этом, как следует из материалов дела, именно ОАО «Омскоблгаз» предложило гражданам газифицировать свои дома. Действия на получение технических условий, установленные Правилами № 1, жителями улиц 2-я, 3-я Челюскинцев - 22 Партсъезда - Авангардная были выполнены. На основании поданного заявления ОАО «Омскоблгаз» выдало представителю правообладателей земельных участков Репиной с.И. технические условия № 03-23-5640 от 18.08.2010 г. и изготовило проект «Расширение сети газоснабжения города Омска. В выданных Обществом технических условиях содержатся сведения о максимальной нагрузке в возможных точках подключения (п. 4 ТУ № 03-23-5640), о точке подключения, сроке действия технических условий (п. 13 ТУ № 03-23-5640), таким образом, данные технические условия соответствуют по содержанию требованиям, установленным Правилам № 1. На основании изложенного, суд полагает, что отказ ОАО «Омскоблгаз» в заключении договора о подключении на основании отсутствия у заказчика технических условий, является необоснованным, не соответствующим обстоятельствам дела, и ущемляющим интересы граждан в нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о конкуренции. Отсутствие у заказчика газопровода низкого давления также не может являться основанием для отказа заказчику в подключении к газопроводу высокого и среднего давления, которые принадлежат Обществу, поскольку такое основание не предусмотрено п. 17 «Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры», утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 г. № 360, В рассматриваемой ситуации, при заключении договора о подключении, в такой договор необходимо было включить в качестве мероприятия, выполняемого заказчиком - строительство газопровода низкого давления со сдачей его в эксплуатацию. При этом, в выданных Обществом технических условиях установлено, что проект и строительно-монтажные работы должны быть выполнены ОАО «Омскоблгаз». Выдав технические условия, ОАО «Омскоблгаз» разработало и проектную документацию (проект «Расширение сети газоснабжения города Омска). Действия, совершённые ОАО «Омскоблгаз», выразившиеся в технологически необоснованном отказе (уклонении) от заключения с собственниками (жителями) жилых домов, расположенных в границах в границах улиц 2-я, 3-я Челюскинцев, 22 Партсъезда, Авангардная, договоров о подключении к сетям газоснабжения ОАО «Омскоблгаз», правомерно расценены как злоупотребление доминирующим положением, запрещённое п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции». ОАО «Омскоблгаз», как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по транспортированию и распределению газообразного топлива по распределительным сетям газоснабжения среди потребителей в географических границах Омской области имеет реальную возможность оказания решающего влияния на общие условия обращения товара на указанном товарном рынке. Суд отказывает в заявленном ходатайстве о приостановлении производства по делу до рассмотрения жалобы ОАО «Омскоблгаз» в Арбитражном суде, поскольку КоАП РФ не предусматривает возможность приостановления производства по делу до рассмотрения жалобы другим судом, при этом определяет срок рассмотрения жалобы двумя месяцами. Вина Подхалюзина С.А. подтверждена доказательствами, исследованными при рассмотрении дела об административном правонарушении и дополнительно изученными при рассмотрении жалобы. Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления, не установлено. Наказание Подхалюзину С.А. назначено в пределах санкции статьи, и соответствует тяжести совершённого правонарушения. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Р Е Ш И Л: Постановление и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 28.09.2011 г. по делу № АП-25-2011/04 в отношении должностного лица - начальника юридического отдела ОАО «Омскоблгаз» Подхалюзина С.А. по ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, а его жалобу без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Центральный районный суд г. Омска. Судья С.В. Тарабанов