Дело № 12-157/12. Решение от 02.08.2012 года по жалобе Долгушина В.В. на постановление УФАС по Омской области по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ



Дело № 12-157/2012

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Омск 02 августа 2012 года

Судья Центрального районного суда г. Омска Тарабанов С.В., с участием защитника Долгушина В.В. - Ткаченко О.С., действующей на основании доверенности, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области Лаптевой Г.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу первого заместителя Министра здравоохранения Омской области Долгушина В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированного по адресу: <адрес>, на постановление исполняющего обязанности руководителя УФАС по Омской области от 03.05.2012 года о назначении административного наказания,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением исполняющего обязанности руководителя УФАС по Омской области от 03.05.2012 года по делу № АП-03-2012/05 первый заместитель Министра здравоохранения Омской области Долгушин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Как следует из названного постановления, Долгушин В.В., являясь должностным лицом, выполняя в Министерстве здравоохранения Омской области организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, включил в аукционную документацию, в последующем утвердив её, на поставку антибактериальных препаратов II (№ 123069) и на поставку лекарственных препаратов (№ 123091) требования об исполнении поставщиком обязанности направлять документы по качеству и образцы лекарственных средств в БУ «Территориальный центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств Омской области» для осуществления мониторинга качества поставляемых лекарственных средств.

Правилами оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, предусмотренными ст. 54 ФЗ «Об обращении лекарственных средств и утверждёнными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.12.2010 г. № 122н, дополнительная регистрация лекарственных средств в субъекте Российской Федерации не предусмотрена.

Письмом Росздравнадзора от 28.12.2004 г. № 10942/04 «О контроле качества лекарственных средств» даны разъяснения, согласно которым поставки лекарственных средств оптовыми фармацевтическими организациями осуществляются по прямым контрактам и договорам с предприятиями-производителями под контролем Федеральной службы. Росздравнадзор считает целесообразным проводить дополнительный контроль качества лекарственных средств только в случаях возникновения обоснованных сомнений в их качестве по согласованию с Федеральной службой или её территориальным органом.

В соответствии с п.п. 2,3 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путём установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.

Таким образом, неправомерно установив требования об исполнении поставщиком обязанности направлять документы по качеству и образцы лекарственных средств в БУ «Территориальный центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств Омской области» для осуществления мониторинга качества поставляемых лекарственных средств, Долгушин В.В. нарушил требования антимонопольного законодательства.

Не согласившись с данным постановлением, Долгушин В.В. обратился с жалобой в Центральный районный суд г. Омска и просит его отменить по следующим основаниям.

БУ «Территориальный центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств Омской области» осуществляет мониторинг качества лекарственных средств для определения соответствия государственным стандартам качества поставляемых лекарственных препаратов, предполагающий анализ лекарственных средств по показателям «Описание», «Упаковка», «Маркировка» и анализ документов, подтверждающих качество этих лекарственных средств.

Мониторинг осуществляется с целью создания и поддержания информационных баз данных о посерийном поступлении лекарственных средств на территорию Омской области с целью последующего оперативного изъятия в случае поступления информации о фактах фальсификации лекарственных препаратов, выявления недоброкачественных лекарственных средств. В процессе мониторинга лекарственные препараты не расходуются.

Вместе с тем, если признать эти действия правонарушением, то оно является малозначительным, какого-либо ущерба интересам государства либо вреда физическим лицам не причинено, как и отсутствовала угроза наступления неблагоприятных последствий для общественных отношений.

В судебном заседании защитник Долгушина В.В. - Ткаченко О.С. доводы жалобы поддержала в полном объёме.

Представитель УФАС по Омской области Лаптева Г.В. в судебном заседании просила постановление УФАС оставить без изменения. На поставщика необоснованно возложена обязанность подтверждать качество поставляемых лекарственных средств, требования к которому уже установлены аукционной документацией и подтверждены в установленном порядке. При этом поставщик несёт неоговоренные расходы на представление образцов поставляемых лекарственных средств. В действиях Долгушина В.В. был установлен состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 т. 14.9 КоАП РФ. Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.

Изучив дело об административном правонарушении, заслушав доводы заявителя, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы, суд не находит оснований для отмены постановления.

В соответствии с п.п. 2,3 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путём установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.

Правилами оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, предусмотренными ст. 54 ФЗ «Об обращении лекарственных средств и утверждёнными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.12.2010 г. № 122н, дополнительная регистрация лекарственных средств в субъекте Российской Федерации не предусмотрена.

Неправомерно установив требования об исполнении поставщиком обязанности направлять документы по качеству и образцы лекарственных средств в БУ «Территориальный центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств Омской области» для осуществления мониторинга качества поставляемых лекарственных средств, Долгушин В.В. нарушил требования антимонопольного законодательства.

Соответственно в его действиях установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ - действия (бездействие) должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса.

Также суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным.

В рассматриваемом случае нарушение антимонопольного законодательства носило распространённый характер. Поставщики несли неоправданные дополнительные расходы. Так, согласно данным, представленным участником аукционов на поставку лекарственных средств - ООО «МК «Фармэкс», в БУ «Территориальный центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств Омской области» было направлено для осуществления мониторинга: в 2009 году 611 реестров лекарственных средств, в 2010 году - 893 реестра, в 2011 году - 501 реестр. При этом один реестр лекарственных средств, в среднем, содержит от 10 до 40 наименований лекарственных средств. Эта практика сложилась как при поставках по государственным контрактам, так и при поставках лекарственных средств в собственную аптечную сеть.

Наказание Долгушину В.В. назначено в пределах санкции статьи и соответствует тяжести совершённого правонарушения.

Существенных нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении, не установлено.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление исполняющего обязанности руководителя УФАС по Омской области от 03.05.2012 года по делу № АП-03-2012/05 в отношении первого заместителя Министра здравоохранения Омской области Долгушина В.В. по ч. 1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, а его жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья С.В. Тарабанов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200