Дело № 5-69/2011
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Омск 25 марта 2011 года
Судья Центрального районного суда г. Омска (г. Омск, ул. Тарская 25) Тарабанов С.В., с участием главного врача муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 11» - Петракова В.Н, представителя МУЗ «ГКБ № 11» - Карзаевой Г.Ю., представителя Министерства здравоохранения Омской области - Хайленко В.Х., действующей на основании доверенности, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении МУЗ «Городская клиническая больница № 11»,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу от 03.03.2011 г., в ходе проведения внеплановой проверки лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности установлено, что МУЗ «Городская клиническая больница № 11» осуществляет медицинскую деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением лицензионных требований и условий: 1) не соблюдаются требования приказа МЗ и СР № 513 от 01.08.2007 г. «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным инсультом» (п.п. 8, 9, 10, 11 стандарта), согласно которому продолжительность лечения больных с инсультом должна составлять (в зависимости от тяжести состояния) от 21 до 30 дней (график «Анализ работы неврологического отделения ГКБ № 11 за 2010 г.», карта больного З., В.., М., Л., Т.); 2) не выполняются положения приказа МЗ и СР РФ от 06.07.2009 г. № 389н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения (п.п. 7,8 Приложения к приказу МЗ и СР РФ от 06.07.2009 г. № 389н) - не все больные с признаками острого нарушения мозгового кровообращения направляются на проведение компьютерной томографии или магнито-резонансной томографии (пациенты П., О., В., И., Д. - все скончались в 2010 г.).
Таким образом, МУЗ «Городская клиническая больница № 11» нарушены лицензионные требования и условия, предусмотренные подпунктом «з» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30, за что предусмотрена ответственность ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Представитель Министерства здравоохранения Омской области в судебном заседании пояснила, что допущенные МУЗ «Городская клиническая больница № 11» нарушения лицензионных требований являются грубыми, соответственно лечебное учреждение подлежит привлечению к административной ответственности. Временный запрет деятельности к МУЗ «Городская клиническая больница № 11» реально не применялся.
Главный врач муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 11» - Петраков В.Н. в судебном заседании вину учреждения не признал и пояснил, что указанные в протоколе об административном правонарушении Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.08.2007 г. № 513 носит рекомендательный характер, приказ Министерства и социального развития РФ от 06.07.2009 г. № 389н является обязательным к исполнению на территории отдельных субъектов Российской Федерации, и не распространяется на территорию Омской области, для которой также носит рекомендательный характер, соответственно их частичное неисполнение не может быть признано нарушением.
Помимо этого, Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Омской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утверждённой Постановлением Правительства Омской области от 26 января 2011 года № 7-п, утверждены нормативы объёма стационарной помощи, государственное (муниципальное) задание медицинским учреждениям и другим медицинским организациям, участвующим в реализации программы. В соответствии с установленными нормативами, в целях организации оказания медицинской помощи и реализации программы рассчитан и утвержден коечный фонд муниципальных учреждений здравоохранения. Объём неотложной медицинской помощи определяется Приказом директора департамента здравоохранения Администрации города Омска и корректировать его самостоятельно лечебно-профилактическое учреждение не вправе. В соответствии с этим Приказом среднее пребывание больного в стационаре МУЗ «Городская клиническая больница № 11» составляет 16,3 дня. Стационар переполнен, перевыполнение плана пролеченных больных составляет 115,1 %. МУЗ «Городская клиническая больница № 11» не в состоянии обеспечить всех пациентов бесплатным исследованием на магнитно-резонансном томографе, поскольку он находится в собственности ООО «ЛДЦ Международного института биологических систем - Омск», который выделяет для бесплатного обследования пациентов МУЗ «Городская клиническая больница № 11» 12 бесплатных талонов.
Кроме того, проведение магнитно-резонансной томографии является высокотехнологичным специализированным обследованием, и не включено в гарантированный объём бесплатной медицинской помощи.
Стандарты оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, обязательные для всех ЛПУ отсутствуют. Помощь больным осуществляется на основе методических рекомендаций «Принципы диагностики и лечения больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения», утверждённых Минздравом РФ от 26 декабря 2000 года, которыми руководствуется МУЗ «Городская клиническая больница № 11» для определения тактики лечения больных. В феврале 2011 г. отделом лицензирования и контроля за медицинской и фармацевтической деятельностью Управления лицензирования и контроля за медицинской и фармацевтической деятельностью Министерства здравоохранения Омской области была проведена проверка в отношении МУЗ «Городская клиническая больница № 11», по итогам которой нарушений не выявлено.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд полагает, что в действиях МУЗ «Городская клиническая больница № 11» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательна.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для возбуждения дела в отношении МУЗ «Городская клиническая больница № 11» послужило:
во первых - неисполнение требований приказа МЗ и СР № 513 от 01.08.2007 г. «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным инсультом», согласно которому продолжительность лечения больных с инсультом должна составлять (в зависимости от тяжести состояния) от 21 до 30 дней.
В соответствии с п. 2 данного Приказа, стандарт носит рекомендательный характер, и, соответственно, его невыполнение нельзя расценивать как нарушение условий, предусмотренных лицензией. Кроме того, Директором департамента здравоохранения Администрации города Омска, до подконтрольных ЛПУ доводятся показатели оказания стационарной медицинской помощи, согласно которым длительность лечения в неврологическом отделении МУЗ «Городская клиническая больница № 11» должна составлять 16.3 дня, при этом этот же показатель указан как отвечающий требованиям Министерства здравоохранения и социального развития. Имеющаяся база также не позволяет оказывать лечение всем больным в течение 21-30 дней.
Кроме того, в протоколе не указано, в отношении каких больных, с указанием тяжести состояния, нарушен срок лечения. Со слов представителя МУЗ «Городская клиническая больница № 11», больные, в зависимости от тяжести заболевания, находятся в стационаре от пяти до тридцати дней и более. Рассматриваемый Стандарт предусматривает периоды лечения, в зависимости от тяжести, от трёх до тридцати дней.
Во вторых, неисполнение положений приказа МЗ и СР РФ от 06.07.2009 г. № 389н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения (п.п. 7,8 Приложения к приказу МЗ и СР РФ от 06.07.2009 г. № 389н) - не все больные с признаками острого нарушения мозгового кровообращения направляются на проведение компьютерной томографии или магнито-резонансной томографии.
Данный приказ (п. 3) также только рекомендован для использования, при этом в п. 2 указан перечень регионов, в которых он вводится в действие, и среди них Омская область отсутствует.
Кроме того, проведение магнитно-резонансной томографии является высокотехнологичным специализированным обследованием, и не включено в гарантированный объём бесплатной медицинской помощи.
МУЗ «Городская клиническая больница № 11» не в состоянии обеспечить всех пациентов бесплатным исследованием на магнитно-резонансном томографе, поскольку он находится в собственности ООО «ЛДЦ Международного института биологических систем - Омск», который выделяет для бесплатного обследования пациентов МУЗ «Городская клиническая больница № 11» 12 бесплатных талонов, остальные пациенты по возможности обследуются платно.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях необходимо исходить из принципа презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
С учётом вышеприведённого, суд полагает, что вина МУЗ «Городская клиническая больница № 11» в невыполнении условий, предусмотренных лицензией, не доказана, соответственно в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9 -29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении Муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 11» прекратить, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней с момента получения копии постановления.
Судья: С.В. Тарабанов