№2-1265/2010 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3 августа 2010 года г. Красноярск Центральный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Дуниной О.А., при секретаре Брюховой О.В., с участием истицы Петровой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Л.Г. к ООО «С.» о взыскании компенсации средней заработной платы за третий месяц при увольнении по сокращению штатов, У С Т А Н О В И Л: Петрова Л.Г. обратилась в суд с указанным иском, мотивировав свои требования тем, что в период с 2 ноября 2007 года по 2 февраля 2009 года работала в ООО «С.» в должности сметчика в службе по строительству. 02 февраля 2009 года была уволена по сокращению штатов согласно ст.81 ТК РФ. При увольнении было выплачено пособие только за два месяца, за третий месяц выплатить пособие в ООО «С.» отказались. Просила суд взыскать с ООО «С.» компенсацию средней заработной платы за третий месяц при увольнении по сокращению штатов в размере 29000 руб. В судебном заседании Петрова Л.Г. поддержала исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика ООО «С.» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть в его отсутствие. В письменных возражениях против исковых требований представитель ответчика Захаров А.М. полагал, что средний месячный заработок за третий месяц при увольнении истце, получающей пенсию по возрасту, не должен выплачиваться, поскольку государственная защита пенсионеров осуществляется посредством назначения пенсии. Кроме того, истица Петрова Л.Г. обратилась в суд за разрешением индивидуального трудового спора с пропуском срока без уважительных причин. Выслушав истицу, исследовав представленные материалы дела, заслушав свидетеля Тихомирову Т.В., суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению. Согласно ст. 14 «Конвенции Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека» каждый человек имеет право на труд и защиту от безработицы, а также на равное вознаграждение за равнозначную работу, включая получение льгот, на одинаковые условия в отношении труда равной ценности и на равный подход к оценке качества работы. В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст.178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Исходя из действующего законодательства, основанием для сохранения среднего месячного заработка в указанных случаях является сам факт потери работы( увольнение из организации) по названным законом причинам и фактическая незанятость в течение определенного периода после увольнения. Каких-либо ограничений права на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства (в порядке исключения) в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости в отношении увольняемых по причине ликвидации организации, сокращения численности или штата (п. 1, 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) работников пенсионного возраста действующее законодательство не содержит. Данные граждане не лишены права вновь трудоустроиться как самостоятельно, так и с помощью службы занятости. Они не претендуют на регистрацию в качестве безработных и могут быть зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы. В соответствии с положениями Закона о занятости и Порядка регистрации безработных граждан, не каждое обращение граждан в органы службы занятости должно заканчиваться принятием решения о регистрации в качестве безработного или об отказе в такой регистрации. Нет оснований также утверждать, что органы службы занятости могут и должны оказывать содействие в трудоустройстве только гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными. Так, в соответствии со ст. 12 Закона о занятости государство гарантирует гражданам РФ бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Следовательно, период, в течение которого органы службы занятости оказывают содействие гражданам в поиске подходящей работы, не ограничивается 10 днями. Таким образом, органы службы занятости вправе выносить решение о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в отношении граждан, которые не могут быть зарегистрированы в качестве безработных. В силу ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом. Согласно п.17 Постановления Правительства РФ от 22.04.1997 года № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет; Судом установлено, что в период с 2 ноября 2007 года по 2 февраля 2009 года Петрова Л.Г. работала в ООО «С.» в должности сметчика в службе по строительству. Согласно п.п.7.1, 7.2 трудового договора (л.д.4-5) за выполнение должностных обязанностей ей был установлен должностной оклад по штатному расписанию в размере 12 830 руб. в месяц, районный коэффициент 30% в месяц и процентная надбавка 30%, а также выплачились иные надбавки и доплаты, регулируемые локальными актами предприятия. 02 февраля 2009 года Петрова Л.Г. была уволена по сокращению численности и штата работников согласно п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ. При увольнении истице было выплачено пособие на период трудоустройства за два месяца. Письмом генеральный директор ООО «С.» (л.д.7) отказал Петровой Л.Г. в предоставлении средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения в связи с тем, что действие положения ч.2 ст.178 ТК РФ на нее не распространяется, она является пенсионером и указанная в данной статье выплата является мерой социальной защиты безработных, к которым истица не относится. Согласно сообщению КГБУ "ЦЗН г. Красноярска" от 09 марта 2010 года (л.д.32) Петрова Л.Г. была зарегистрирована в качестве ищущей работу 11 февраля 2009 года в отделе занятости населения по Советскому району г. Красноярска. Петрова Л.Г. не была трудоустроена в течение третьего месяца со дня увольнения, поэтому 29 апреля 2009 года было принято решение о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения по последнему месту работы, о чем была выдана справка №21004В17/0649 (л.д.41). В соответствии со справкой ООО «С.» (л.д.34) средний заработок за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу увольнения Петровой Л.Г. составил 27484,79 руб. В ходе рассмотрения дела суду не представлено доказательств того, что ответчиком произведена оплата средней заработной платы за третий месяц при увольнении по сокращению штатов. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у ответчика не имелось законных оснований для отказа Петровой Л.Г. в выплате средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения, поскольку Службой занятости в отношении истицы было принято решение о сохранении среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения. То обстоятельство, что Петрова Л.Г. является пенсионером и не может быть зарегистрирована в качестве безработной, в силу действующего законодательства не препятствует сохранению средней заработной платы в течение третьего месяца со дня увольнения, т.к. такое решение может быть принято и в отношении граждан, которые не могут быть зарегистрированы в качестве безработного, а зарегистрированы в качестве ищущего работу и не трудоустроенного. Довод ответчика о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, также ввиду пропуска срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора без уважительных причин, суд не принимает во внимание, поскольку, по мнению суда, срок пропущен по уважительным причинам. Из материалов дела следует, что Петрова Л.Г. была уволена 02 февраля 2009 года, в период с 07 мая 2009 года по 22 мая 2009 года находилась на стационарном лечении, к терапевту обращалась с жалобами 08 июня 2009 года,11 июня 2009 года, 20 июля 2009 года,17 ноября 2009 года. Допрошенная в качестве свидетеля Тихомирова Т.В. пояснила, что в связи с серьезным заболеванием Петрова Л.Г., являющаяся ее сестрой, с августа 2009 года по конец октября 2009 года проживала у нее в г. Канске и она осуществляла за ней уход. Таким образом, согласно справке ответчика средняя заработная плата Петровой Л.Г. составила 27484,79 руб., которая в силу вышеизложенного подлежит взысканию с ООО «С.» в пользу Петровой Л.Г. в качестве средней заработной платы за третий месяц при увольнении по сокращению штатов. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Петровой Л. Г. удовлетворить. Взыскать с ООО «С.» в пользу Петровой Л.Г. среднюю заработную плату за третий месяц при увольнении по сокращению штатов в размере 27484,79 руб. Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение десяти дней с даты составления мотивированного решения суда- 10 августа 2010 года. Председательствующий О.А.Дунина
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.