о возложении обязанности



Гражданское дело № 2-2834/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2010 года г. Красноярск

Федеральный суд Центрального района г. Красноярска

В составе председательствующего судьи Поляковой ТП

При секретаре Сидоровой ИГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горчаковской ЛБ, Виленкского ВМ к ОАО «К» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Горчаковская ЛБ, Виленский ВМ обратились в суд с иском к ОАО «К» о возложении обязанности. Свои требования мотивировали тем, что Горчаковская ЛБ является собственником приватизированной однокомнатной квартиры по <адрес>. Она является инвалидом 2 группы, ее муж Виленский ВМ является инвалидом 1 группы. До 2005г. расчет за потребленную электрическую энергию производился по расчетным книжкам, выдаваемым ОАО «К». Квитанции в расчетных книжках они заполняли сами, указывая показания электросчетчика. Оплату производят ежемесячно. С марта 2005г. ответчик в одностороннем порядке перешел на систему выставления счетов и их доставку. В нарушение Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 ответчик присылает им плановые счета, не предусмотренные никакими законодательными актами РФ. Для выяснения непонятных им действий, они обратились к ответчику с письмом. На заявление получили ответ, который противоречит действующему законодательству. За разъяснениями они обратились к главе городской администрации. Письмом от 15.08.2005г. им было сообщено, что норматив потребления электроэнергии составляет 120 кВт/ч на одного члена семьи ил 240 кВт/ч на двух членов семьи. В соответствии с этим нормативом потребления они и производят расчет с ответчиком. Просят суд обязать ответчика привести платежные документы в соответствие с существующими законодательными актами – аннулировать в счетах запись о долге. Обязать ответчика прекратить практику выставления плановых счетов, не предусмотренных законодательством. В соответствии со ст. 38 п. «г» Постановления Правительства РФ от 23.05.2006. № 307 предоставлять бланки счетов для расчета за потребленную электроэнергию.

В судебном заседании истец Горчаковская ЛБ, Виленский ВМ заявленные требования поддержали в полном объеме по вышеизложенным обстоятельствам.

Представитель ответчика ОАО «К» - Дашкова ОБ (доверенность в деле) заявленные исковые требования не признала, суду пояснила, что истцы не правильного производят расчет за потребленную электроэнергию и неверно применяют размер установленной социальной нормы. В настоящее время социальная норма составляет 75 кВт/ч на человека в месяц, но не менее 110 кВт/ч на абонента в месяц., а истцы исходят их норматива потребления электроэнергии 120 кВт/ч. на одного члена семьи или 240 кВт/ч на двух членов семьи. Просит в иске отказать.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединительную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно ч. 2 ст. 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ч. 2 ст. 546 ГК РФ энергоснабжающая организация не вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор.

В ходе судебного исследования по делу установлено, что Горчаковская ЛБ является собственником приватизированной однокомнатной квартиры по <адрес>. Она является инвалидом 2 группы, ее муж Виленский ВМ является инвалидом 1 группы. До 2005г. расчет за потребленную электрическую энергию производился по расчетным книжкам, выдаваемым ОАО «Красноярскэнергосбыт». Квитанции в расчетных книжках они заполняли сами, указывая показания электросчетчика. Оплату производят ежемесячно. С марта 2005г. ответчик в одностороннем порядке перешел на систему выставления счетов и их доставку. Истцы обращались к ответчику за разъяснениями и в другие организации. Письмом от 15.08.2005г. им было сообщено, что норматив потребления электроэнергии составляет 120 кВт/ч на одного члена семьи или 240 кВт/ч на двух членов семьи. В соответствии с этим нормативом потребления истцы и производят расчет с ответчиком.

Согласно ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Поставляя электроэнергию бытовым потребителям, ОАО «К» обязан руководствоваться, кроме ГК РФ, иными нормативными актами, такими как ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства от 23.05.2006 г. № 307, Постановлениями РЭК Красноярского края об установлении тарифов на электроэнергию, об установлении социальной нормы потребления электроэнергии и другими.

Согласно п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 г. № 307 (далее - Правила), плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата.

Согласно п. 37 Правил, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата.

Во исполнение указанных пунктов ОАО «К» ежемесячно направляет потребителям счет-квитанции для оплаты электроэнергии. Всего за 3 месяца абоненту предъявляются одна фактическая счет-квитанция и две плановые. При этом расчеты с абонентами производятся на основании показаний приборов учета. На основании снятых контрольных показаний потребителям предъявляется фактическая счет-квитанция, в которой указаны показания приборов учета и учтены: состояние финансово-лицевого счета на предыдущую дату снятия показания счетчика, начисления с предыдущей даты снятия показаний на текущую, а также оплаты, которые абонент произвел за расчетный период, указанный в счет-квитанции.

В плановых квитанциях абоненту предлагается оплатить начисления за расход, определенный расчетным методом. В случае, если абонент не согласен с предъявленными в плановой квитанции начислениями, он может записать показания прибора учета и произвести оплату по снятым показаниям. Для этого в плановой счет-квитанции специально предусмотрены пустые графы. По итогам трех месяцев после снятия контролером ОАО «К» контрольных показаний приборов учета, производится перерасчет, при этом учитываются платежи, внесенные абонентом по плановым счет-квитанциям.

Пункт 38 Правил регламентирует содержание платежного документа. Истцы ссылаются на пп. «г» данного пункта, однако неверно толкует его содержание. Согласно пп. «г» в платежном документе указывается объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, который при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа.

Согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития РФ в Письме от 13.02.207 г. № 2478-РМ/07, при применении пп. «г» п. 38 Правил необходимо учитывать, что положения указанного пункта не регулируют порядок расчета платы за коммунальные услуги, а устанавливают требования к содержанию платежного документа. Толкование данного пункта как допускающего ограничение возможности применения для определения размера платы за коммунальные услуги показаний имеющихся в многоквартирном доме приборов учета, неверно.

Таким образом, ОАО «К» ежемесячно производит выставление счет-квитанций, в том числе плановых, во исполнение п. 35, 36, 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Следовательно, требование истцов прекратить выставление плановых счет-квитанций неправомерно и удовлетворению не подлежит.

Возникновение у истцов задолженности по оплате электроэнергии, не связано с практикой выставления плановых счет-квитанций. В данном случае истцы неправильно истолковали действующие нормы законодательства, в частности, не разделяют понятий «норматив потребления» и «социальная норма», неверно применяют размер установленной социальной нормы, вследствие чего производят неправильный расчет за электроэнергию.

В соответствии с п. 3 Правил норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в Правилах.

Норматив потребления электроэнергии устанавливается с 1999 г. Решениями Красноярского городского Совета, а с 2010 г. Законом Красноярского края. При расчете потребленной истцами электроэнергии норматив потребления не применялся, поскольку квартира истцов оборудована прибором учета.

Понятие социальной нормы отражает фиксированный объем потребления электроэнергии, который оплачивается по специальному, уменьшенному тарифу. Социальная норма устанавливается Постановлениями Региональной энергетической комиссии Красноярского края. В настоящее время социальная норма утверждена в размере -75 кВт./ч на человека в месяц, но не менее 110 кВт. ч на абонента в месяц (для населения, проживающего в жилых домах, не оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками). Таким образом, для одиноко приживающего абонента размер социальной нормы составляет 110 кВт/ч в месяц, если в квартире проживают два и более человека, размер социальной нормы будет равен количеству проживающих, умноженному на 75 кВт/ч.

Поскольку в квартире истцов зарегистрировано 2 человека, размер социальной нормы, в пределах которой применяется пониженный тариф, составляет 150 кВт/ч. К величине потребления, превышающей социальную норму, применяется другой, более высокий тариф. Тарифы на электроэнергию ежегодно устанавливаются Региональной энергетической комиссией Красноярского края.

Таким образом, нарушений со стороны ОАО «К» при расчете задолженности допущено не было, в то время как расчет размера социальной нормы, произведенный истцами, противоречит действующему законодательству.

Задолженность прошлых периодов в сумме 429,32 руб. образовалась в связи с тем, что оплату за потребленную электроэнергию с 01.10.2007г. истцы должны были производить без учета льгот, поскольку на территории Красноярского края в 2007г. осуществлялся переход к предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, в т.ч. электроэнергии в денежной форме. В частности начиная с 01.10.2007г. в Центральном районе г. Красноярска льготополучатели оплачивают потребленную электроэнергию в полном объеме, а перечисления на персонифицированные счета УЗСН осуществляет в месяце, следующем за расчетным (почтовым переводом или на сберегательную книжку в соответствии с написанными ранее заявлением).

В соответствии с Постановлением Региональной Энергетической Комиссии Красноярского края № 4 от 28.01.2005г социальная норма потребления составляет 75 кВт/ч в месяц на одного члена семьи и 110 кВт/ч для одиноко проживающего. В квартире истцов зарегистрированы 2 человека, следовательно, 150 кВт/ч необходимо оплачивать по тарифу 0,70 руб., а все что свыше по тарифу 1,26 руб. Однако, вместо положенных 150 кВт/ч истцы оплачивают 240 кВт/ч по тарифу 0,70 руб.

С января 2010г. введены новые тарифы на оплату электроэнергии, на основании Приказа РЭК Красноярского края от 18.12.2009г. №282-пр. 150 кВт/ч необходимо оплачивать по тарифу 0,96 руб., а все что свыше по тарифу 1,48 руб.

По состоянию на 23.08.2010 г. размер задолженности истцов перед ОАО «К» составил 2 048,05 руб.

На основании выше изложенного требования истцов не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Горчаковской ЛБ, Виленкского ВМ к ОАО «К» о возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий: Т. П. Полякова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200