оспаривание отказа жилищной комиссии



                    Дело № 2-3172/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 августа 2010 года г.Красноярск

Центральный районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Крюковой Н.Н.,

при секретаре Хуторской Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Устинович М.Е. на решение жилищной комиссии при Администрации района г.Красноярска от 00.00.0000 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Устинович М.Е. обратилась в суд с жалобой на решение жилищной комиссии при Администрации района г.Красноярска от 00.00.0000 года об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Свои требования мотивировала тем, что является вдовой участника Великой Отечественной Войны (ВОВ) – У.А.Л., в связи с чем имеет право на получение социального жилья, в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах». Устинович М.Е. обратилась в администрацию района г.Красноярска с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении на основании того, что иного жилья не имеет. Однако, решением жилищной комиссии в этом ей было отказано по причине того, что не истек пятилетний срок со дня отчуждения квартиры по адресу: край, район, п., ул., д. кв. Данные действия расценены органом местного самоуправления, как намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. С данным отказом заявитель не согласна, поскольку указанное отчуждение было вынужденным, в связи с переездом на постоянное место жительства в г.Красноярск к родственникам. Просила признать действия жилищной комиссии при Администрации района г.Красноярска от 00.00.0000 года незаконными, обязать указанный орган поставить ее на учет, как члена семьи умершего участника Великой Отечественной Войны, в качестве нуждающейся в жилом помещении с 00.00.0000 года.    

Заявитель Устинович М.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержала, кроме обстоятельств, изложенных в заявлении, суду пояснила, что имела в собственности квартиру по адресу: край, район, п., ул., д. кв. на основании договора о приватизации. Данная квартира представляла собой одноэтажный брусчатый жилой дом, стоящий на берегу реки. Данным жилым посещением пользовалась с 0000 года. Со временем дом обветшал и требовал капитального ремонта. Кроме того, его состояние ухудшалось из-за ежегодных весенних паводков и разливов реки, в результате которых дом подвергался подтоплению. Льготного жилья, как участнику ВОВ, ни ей ни умершему супругу никогда не предоставлялось, соответствующими льготами они не пользовались. В силу возраста и состояния здоровья она не могла содержать дом, в связи с чем ею было принято решение продать его и переехать к родственникам в г.К. В настоящее время проживает в квартире дочери в доме №  ул. в г.К., поддерживает отношения с детьми и внуками, которые постоянно за ней ухаживают. Однако имеет намерения проживать отдельно, в связи с чем обратилась в администрацию района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель Администрации района г.Красноярска Старицына Т.С. (по доверенности № 4659 от 22.12.2009 года )  против доводов жалобы возражала, в судебном заседании пояснила, что ранее в собственности Устинович М.Е. имелась доля в квартире по адресу: край, район, п., ул., д. кв. 00.00.0000 года данное имущество было реализовано заявителем, что подтверждается соответствующим договором купли-продажи указанного жилого помещения, представленным на рассмотрение жилищной комиссии. Данное отчуждение расценено членами комиссии, как намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Данное решение принято на основании представленных Устинович М.Е. документов. Оценка причин отчуждения указанного жилого дома не входит в компетенцию жилищной комиссии. В соответствии с действующим жилищным законодательством постановка на учет Устинович М.Е. возможна только по истечении пяти лет с момента совершения указанных действий. Поскольку данный срок на момент обращения ее с данным заявлением не истек, в постановке на учет последней было отказано.

 Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

            Как установлено в судебном заседании Устинович М.Е. является вдовой участка ВОВ, что подтверждается представленными в материалах дела удостоверением № 000000 от 00.00.0000 года, свидетельством о заключении брака между У.А.Л. и заявителем от 00.00.0000 года, свидетельством о смерти У.А.Л. от 00.00.0000 года.

Согласно договору купли-продажи от 00.00.0000 года Устинович М.Е., С.Л.А., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетней дочери С.К.В., продана находящаяся в совместной собственности квартира по адресу: край, район, п., ул., д. кв. покупателям З.Е.Ю., З.Е.П. за 000000 рублей. Устинович М.Е. снята с регистрационного учета по указанному адресу 00.00.0007 года.

Согласно выписке из домовой книги и ФЛС ООО «Управляющая компания» от 00.00.0000 года Устинович М.Е., наряду с иными лицами (К.В.С., К.А.В., К.Ю.В) зарегистрирована одна по адресу: г.К., ул., д. кв. В соответствии со справкой ООО «Управляющая компания» от 00.00.0009 года, в качестве членов семьи Устинович М.Е. по указанному адресу зарегистрирована она одна.

 Согласно договорам найма жилого помещения от 00.00.0000 года, заключенным между Устинович М.Е. и собственниками указанного жилого помещения К.И.А., К.В.С., К.А.С., Устинович М.Е. занимает данную квартиру сроком на 1 год на возмездной основе.

Устинович М.Е. обратилась в Администрацию района г.Красноярска с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении в рамках реализации Федерального закона «О ветеранах» на основании того, что не имеет жилых помещений в собственности и в пользовании по договору социального найма.

Факт отсутствия у заявителя жилья в собственности подтверждается сведениями УФРС по краю от 00.00.0000 года, а также справкой отделения филиала по красноярскому краю ФГУП «Ростехинвентариация» от 00.00.0000 года, в соответствии с которыми прав на объекты недвижимого имущества на территории края за Устинович М.Е. не зарегистрировано.

Решением от 00.00.0000 года комиссии по жилищным вопросам при Администрации района г.Красноярска, действующей на основании распоряжения Главы администрации и Положения от 00.00.0008 года, в принятии Устинович М.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказано в связи с тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок со дня совершения действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 21 Федерального Закона «О Ветеранах» « 5-ФЗ от 12.01.1995 года, одной из мер социальной поддержки, установленной для семей погибших (умерших) участников ВОВ, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В силу требований ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» №10-4386 от 18.02.2010 года, принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства ветерана в порядке, установленном Законом края от 23 мая 2006 года N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края".

  Согласно ч. 3 ст. 2 указанного Закона  №10-4386 от 18.02.2010 года, обеспечение жильем ветеранов, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий.

Данная норма согласуется с требованием ч.1 ст. 4 Закона Красноярского края от 23 мая 2006 года N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края", и ст. 53 ЖК РФ, в соответствии с которыми, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет по истечении пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий. В силу ч. 4 ст. 3 данного Закона, к указанным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, наряду с иными, может быть отнесено отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

Оценивая представленные по делу доказательства, суд принимает во внимание, что действия Устинович М.Е. по отчуждению доли квартиры в п. района, явившиеся основанием для отказа в признании последней нуждающейся в предоставлении жилого помещения, не преследовали цель ухудшения ее жилищных условий, поскольку носили вынужденный характер.

Суд считает обоснованным довод заявителя, что в силу возраста и состояния здоровья, она не могла проживать в данной квартире одна, поскольку нуждалась в постороннем уходе. В соответствии с документами, удостоверяющими личность, Устинович М.Е. значится 00.00.0003 года рождения. Кроме того, согласно изложенным заявителем доводам, последняя не могла самостоятельно осуществлять содержание принадлежащего ей имущества.

Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей С.К.В., Г.М.В., пояснивших в судебном заседании, что являются внуками заявителя, на протяжении нескольких лет часто бывали и проживали в доме у последней в п. района. Устинович М.Е. была вынуждена продать данное жилое помещение, поскольку оно пришло в негодность из-за ежегодных паводков и требовало капитального ремонта. Кроме того, переезд в г.К., где она проживает у родственников по ул., д. кв., обусловлен преклонным возрастом заявителя и нуждаемостью в уходе и помощи родственников, которые в настоящее время ей оказываются. 

Из изложенного следует, что Устинович М.Е., в силу указанных выше обстоятельств, не имела возможности оставаться в п. района края и пользоваться принадлежащей ей частью жилого помещения по ул., д. кв., а была вынуждена переехать на постоянное место жительства к родственникам в г.К., что повлекло необходимость отчуждения принадлежащего ей недвижимого имущества. 

Таким образом, из смысла ч. 3 ст. 2 Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» №10-4386 от 18.02.2010 года, ст. 53 ЖК РФ, а также содержания ч.1 ст. 4 Закона Красноярского края от 23 мая 2006 года N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края", не рассматривающей в качестве безоговорочного основания для отказа в принятии на указанный учет совершение гражданами действий по отчуждению имеющегося в их собственности и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения, следует, что отказ комиссии по жилищным вопросам в Устинович М.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении произведен без учета данных обстоятельств, в связи с чем не может быть признан законным.

Кроме того, учитывая, что на момент обращения в администрацию района г.Красноярска Устинович М.Е. не являлась нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в собственности иного жилья не имела, суд полагает, что данные факты являются основанием для признания вдовы ветерана ВОВ Устинович М.Е. нуждающейся в предоставлении жилого помещения в рамках реализации Федерального Закона «О Ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года, и влекут обязанность органа местного самоуправления поставить ее на учет в качестве таковой.

            Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                    Р Е Ш И Л:

            Признать незаконным отказ жилищной комиссии при Администрации района г.Красноярска от 00.00.0000 года в принятии Устинович М.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

            Обязать Администрацию района г.Красноярска поставить на учет Устинович М.Е., как члена семьи умершего участника Великой Отечественной Войны, в качестве нуждающейся в жилом помещении с 00.00.0000 года.    

            Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Центральный районный суд со дня получения решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Крюкова   

-32300: transport error - HTTP status code was not 200