Гражданское дело № 2-2-3196/2010 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Красноярск 6 октября 2010 г. Федеральный суд Центрального района г. Красноярска В составе председательствующего судьи Ковалевой Т.В. При секретаре Дорониной А.С., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Павлова И.В., Павловой М.С, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Павловой К.И., об оспаривании решения жилищной комиссии при администрации г. Красноярска от 00.00.00 № 00, восстановлении в списке участников краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей», УСТАНОВИЛ: Павлов И.В., Павлова М.С., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетней Павловой К., обратились в суд с заявлением об оспаривании решения жилищной комиссии при администрации г. Красноярска от 00.00.00 № 00. Требования мотивировали тем, что распоряжением администрации Центрального района г. Красноярска № 00 от 00.00.00 он с супругой были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на очередь; решением комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Красноярска от 00.00.00 № 00 были включены в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. и долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2009-2011 г.г.». Однако в 00.00.00 они получили письмо о том, что решением жилищной комиссии от 00.00.00 № 00 исключены из списка участников программы на 2010 год. Заявители Павлов И.В., Павлова М.С., представляющие свои интересы и интересы несовершеннолетнего ребенка Павловой К.И., в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения были извещены надлежащим образом; их представитель Романенко Л.А. (доверенность от 00.00.00) заявленные требования поддержала, дополнительно суду пояснила, что Павловы были исключены в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на момент постановки на учет нуждающихся. Между тем они были временно зарегистрированы, так как постоянной регистрации не имели в связи с отсутствием своего жилья. Представитель администрации г. Красноярска Мулярова О.И. (доверенность от 00.00.00) против удовлетворения заявления возражала, суду пояснила, что они были исключены из программы на основании письма Министерства строительства и архитектуры Красноярского края. На момент принятия решения дополнительной проверки не проводили, документов от заявителей не запрашивали. Представить учетное дело заявителей не может, против рассмотрения дела по имеющимся доказательствам не возражает. В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте его проведения надлежащим образом. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В целях государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, направленной на оказание помощи в приобретении или строительстве жилья, был принят Закон Красноярского края от 25.04.2006 N 18-4702 "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" на 2006 - 2008 годы" (далее – Программа), задачами которого являлось предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этому ипотечному кредиту или займу, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этому кредиту или займу (далее - социальные выплаты на приобретение или строительство жилья); а также создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы на приобретение или строительство жилья, а также участия иных организаций в реализации программы. В силу п. 3.3.1 Программы в соответствии с мероприятием "Предоставление субсидий муниципальным образованиям, на территории которых действуют муниципальные программы, принятые в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" субсидии предоставляются муниципальным образованиям, на территории которых приняты муниципальные программы в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" и местным бюджетом выделяются средства на их реализацию в текущем году. Согласно п. 3.1.1 указанной выше краевой целевой программы ее участником является гражданин Российской Федерации: возраст которого и членов его семьи не превышает 35 лет; заключивший брак в установленном законом порядке или воспитывающий своего (усыновленного) ребенка (детей) без регистрации брака; принятый органами местного самоуправления по месту жительства на учет с членами своей семьи в качестве нуждающегося в жилом помещении после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В ходе судебного разбирательства установлено, что Павлов И.В., Павлова М.С. являлись участниками федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы и долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.08 № 247-п. Распоряжением администрации Центрального района г. Красноярска от 00.00.00 № 00 Павловы признаны нуждающимися в жилом помещении и приняты на учет нуждающихся для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». Из акта проверки жилых условий, проведенной 00.00.00 комиссией жилищно-коммунального хозяйства администрации Центрального района г. Красноярска, следует, что Павловы проживали в общежитии в комнате № 00 в г. Красноярске, находящемся в оперативном управлении ГОУ ВПО «С» по договору найма от 00.00.00, имели регистрацию Павлов И.В. с 00.00.00, Павлова М.С. – с 00.00.00. Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Красноярска от 00.00.00 № 00 они были включены в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» указанных выше федеральной и долгосрочной целевой программ, - изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в планируемом 2010 году. Впоследствии решением комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Красноярска от 00.00.00 № 00 они были исключены из списка участников программы в связи с выявления факта несоответствия условиям указанной программы, в соответствии с которым молодая семья была поставлена на учет для участия в программе, а именно, на момент признания семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий 00.00.00 Павлова М.С. регистрации по месту жительства не имела, Павлов И.В. также по месту жительства нигде не зарегистрирован. Утвержденный постановлением Совета администрации края от 00.00.00 № 00 Порядок постановки на учет, признания граждан участниками краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2006-2008 годы, ведения учета, снятие учета и формирование списков участников краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2006-2008 годы предусматривает перечень документов, прилагаемых к заявлению, в том числе акт проверки жилищных условий, составленный уполномоченными должностными лицами органа местного самоуправления (под. «ж» п. 3). Вместе с тем предоставление документа о регистрации по месту жительства Порядком не предусмотрено. Подпункт «з» п. 17 данного Порядка предусматривает возможность принятия органом местно самоуправления решения об исключении из списка участников программы в случае выявления факта несоответствия и (или) невыполнения условий программы, по которым гражданин был включен в сводный список. Поскольку администрация г. Красноярска в порядке ст. 249 ГПК РФ не представила суду доказательств, подтверждающих наличие (на момент принятия решения об исключении Павлова И.В. и членов его семьи из списка участников программы) документально подтвержденного факта несоответствия условий программе, либо наличия отмененного решения администрации Центрального района г. Красноярска о признании Павловых нуждающимися - суд находит, что решение об исключении их из списка по абз. «3» п. 17 Порядка принято необоснованно и не законно. Исходя из ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в улучшении жилищных условий являются граждане, которые по месту их постоянного жительства признаны органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий после 00.00.00 по следующим основаниям, как в том числе: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п. 2 раздела 3.1). В силу ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч. 30). С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4). Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотрены ст. 56 ЖКРФ, согласно которой к таковым относятся, в том числе утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, а также выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (ч. 1). Исходя из ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В силу ч. 2 ст. 6 Закона Красноярского края от 23.05.2006 N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края", - с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учете, в том числе паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства, в случае отсутствия паспорта либо отсутствия в паспорте отметки о регистрации по месту жительства - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное соответствующим органом регистрационного учета. Из анализа указанным норм следует, что граждане признаются нуждающимися органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства на основании документов, подтверждающих отсутствие в собственности либо в пользовании жилого помещения, либо наличие в собственности либо в пользовании жилое помещение, обеспечение по которым общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет ниже установленной нормы. Из представленных Павловой М.С., выписки из домовой книги, свидетельств о регистрации по месту пребывания следует, что на момент признания Павловых нуждающимися и постановки их на учет они имели регистрацию по месту жительства. При этом суд исходит, что местом жительства согласно ст. 20 ГК РФ является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Так, в период 00.00.00 она по данному адресу была зарегистрирована постоянно, в период с 00.00.00 по 00.00.00 и с 00.00.00 по 00.00.00, с 00.00.00 по 00.00.00 имела временную регистрацию, с 00.00.00 зарегистрирована постоянно; Павлов И.В. же по состоянию на 00.00.00 имел постоянную регистрацию, с 00.00.00 по 00.00.00 зарегистрирован по месту пребывании, с 00.00.00 постоянно. Исходя из договоров найма жилого помещения от 00.00.00, 00.00.00, 00.00.00, 00.00.00, с учетом положения ст. 20 ГК РФ комната в общежитии с 00 года является их местом жительства. Временная же регистрация по месту пребывания Павловых обусловлена отсутствием личного жилья и условием предоставления им комнаты общежития для проживания, и является институтом административного учета граждан и не может влиять на понятие постоянного места жительства в аспекте гражданско-правовых отношений. Таким образом, отсутствие постоянной регистрации по месту жительства не лишает права Павловых быть признанными нуждающихся в улучшении жилья и участвовать в программе обеспечения жильем молодых семей. При таких обстоятельствах, поскольку администрация г. Красноярска не представила бесспорных и допустимых доказательств обоснованности принятия решения об исключении семьи Павловых из списка участников программы на 2010 г., он подлежит отмене с восстановлением в порядке ч. 1 ст. 258 ГПК РФ нарушенного права – а именно, с восстановлением Павловых в данном списке. Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявленные требования удовлетворить. Признать решение жилищной комиссии при администрации г. Красноярска от 00.00.00 № 00 об исключении Павлова И.В. со членами семьи из списка участников краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2010 год – недействительным. Восстановить Павлова И.В. со членами семьи в списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы и долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы, - изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в планируемом 2010 году. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Центральный районный суд города Красноярска. Председательствующий: /подпись/ Копия верна: Судья Т.В. Ковалева