№ 2-114/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 января 2011 года г. Красноярск Центральный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Дуниной О.А., при секретаре Юдиной О.С., с участием прокурора Южаковой О.В., представителя ответчика Попова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А. в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Р.» в лице К. о признании незаконным бездействия в части не оборудования пассажирского здания железнодорожного вокзала станции Мариинск специальными приспособлениями, позволяющими им беспрепятственно пользоваться услугами железнодорожного транспорта, У С Т А Н О В И Л: А. обратился в суд с указанным иском, мотивировав свои требования тем, что в ходе осуществления надзорной деятельности за исполнением предприятиями железнодорожного транспорта, осуществляющими свою деятельность в регионе Ачинского транспортного узла законодательства, направленного на защиту прав инвалидов, в феврале 2010 года проведена проверка. Одним из обследованных в ходе проверки объектов является здание пассажирского вокзала станции Мариинск, расположенное в г., ул., которое находится на балансе К. Пассажирское здание железнодорожного вокзала станции Мариинск представляет собой одноэтажное кирпичное здание, в котором располагается зал ожидания, билетные кассы и служебные помещения. Здание имеет два входа: один -со стороны жилого массива; другой- со стороны перрона. Выход из здания со стороны жилого массива оборудован пандусом, со стороны перрона- одноуровневый. Проверкой установлено, что на территории г.Мариинска и Мариинского района проживают 7052 инвалидов, их них 120 инвалидов по зрению и 30 инвалидов по слуху. В ходе проведения 9 февраля 2010 года выездной проверки обследовано пассажирское здание железнодорожного вокзала станции Мариинск. Установлено, что специально выделенные места для инвалидных колясок в зале ожидания, а также предназначенные для инвалидов- колясочников в общественном туалете специальные кабины размером 225*155 см., передвижные подъемники, пеники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон на вокзале отсутствуют. Кроме того, отсутствуют пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников, в системе звуковой информации на вокзале отсутствуют специальные устройства для пассажиров с пониженным слухом, облегчающие общение пассажира с кассиром, телефоны-автоматы для людей с ослабленным слухом, в том числе расположенные на более низком уровне для инвалидов-колясочников. Также, отсутствуют направляющие перила на лестницах, направляющие дорожки, в системе информации отсутствуют буквенные, цифровые и звуковые обозначения для слепых, на стоянке (остановке) автотранспортных средств, расположенной около вокзала станции Мариинск места для парковки автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные автотранспортные средства, не выделены и специально не обозначены. Отсутствие парковочных мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, а также специальных приспособлений в здании вокзала станции Мариинск, не позволяет инвалидам беспрепятственно пользоваться объектами железнодорожного транспорта и реализовать свои конституционные права, связанные со свободой передвижения на равных основаниях с иными гражданами и в полном объеме. Просит суд признать незаконным бездействие К., выразившееся в ненадлежащем обеспечении социальной защиты инвалидов в части не оборудования пассажирского здания железнодорожного вокзала станции Мариинск специальными приспособлениями, позволяющими им беспрепятственно пользоваться услугами железнодорожного транспорта, обязать К. оборудовать пассажирское здание железнодорожного вокзала станции Мариинск специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами железнодорожного транспорта. В ходе рассмотрения дела А. уточнил исковые требования в части и просил суд признать незаконным бездействие ОАО «Р.» в лице К., выразившееся в ненадлежащем обеспечении социальной защиты инвалидов в части не оборудования пассажирского здания железнодорожного вокзала станции Мариинск специальными приспособлениями, позволяющими им беспрепятственно пользоваться услугами железнодорожного транспорта, обязать ОАО «Р.» в лице К. в срок до 31 декабря 2012 года оборудовать пассажирское здание железнодорожного вокзала станции Мариинск специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами железнодорожного транспорта, а именно: оборудовать вокзал специальными кабинами в общественном туалете размером 225*155 см.; обеспечить вокзал станции Мариинск передвижными подъемниками, пениками и переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон; оборудовать вокзал станции Мариинск пиктограммами с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников, специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром; оборудовать вокзал станции Мариинск направляющими перилами на лестницах и направляющими дорожками для удобства передвижения лиц, являющихся инвалидами по зрению; оборудовать здание вокзала буквенными, цифровыми и звуковыми обозначениями для слепых. В судебном заседании прокурор З. Южакова О.В. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика Попов А.В. (доверенность от 17.01.2008 года) признал исковые требования, пояснил, что часть работ по оборудованию здания уже выполнена и просил предоставить срок для устранения недостатков 3 года. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В силу ст.2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. В соответствии со ст.15 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года №181- ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Согласно ч.3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В ходе осуществления надзорной деятельности за исполнением предприятиями железнодорожного транспорта, осуществляющими свою деятельность в регионе Ачинского транспортного узла законодательства, направленного на защиту прав инвалидов, в феврале 2010 года А. проведена проверка. Одним из обследованных в ходе проверки объектов является здание пассажирского вокзала станции Мариинск, расположенное в г., ул., которое находится на балансе К. Пассажирское здание железнодорожного вокзала станции Мариинск представляет собой одноэтажное кирпичное здание, в котором располагается зал ожидания, билетные кассы и служебные помещения. Здание имеет два входа: один -со стороны жилого массива; другой- со стороны перрона. Выход из здания со стороны жилого массива оборудован пандусом, со стороны перрона- одноуровневый. Проверкой установлено, что на территории г.Мариинска и Мариинского района проживают 7052 инвалидов, их них 120 инвалидов по зрению и 30 инвалидов по слуху. Судом установлено на основании представленных доказательств, что в пассажирском здании железнодорожного вокзала станции Мариинск в нарушение СП 2.5.1198-03 отсутствуют специальные кабины в общественном туалете размером 225*155 см., передвижные подъемники, пеники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников, специальные устройства для пассажиров с пониженным слухом, облегчающие общение пассажира с кассиром, направляющие перила на лестницах и направляющие дорожки для удобства передвижения лиц, являющихся инвалидами по зрению, буквенные, цифровые и звуковые обозначения для слепых. Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью доказательств, имеющихся в деле, и исследованных в ходе судебного разбирательств. Стороной ответчика не представлено доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что перечисленные нарушения не позволяют инвалидам беспрепятственно пользоваться объектами железнодорожного транспорта и реализовать свои конституционные права, связанные со свободой передвижения на равных основаниях с иными гражданами и в полном объеме, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие ОАО «Р.» в лице К., выразившееся в ненадлежащем обеспечении социальной защиты инвалидов в части не оборудования пассажирского здания железнодорожного вокзала станции Мариинск специальными приспособлениями, позволяющими им беспрепятственно пользоваться услугами железнодорожного транспорта. Обязать ОАО «Р.» в лице К. в срок до 31 декабря 2012 года оборудовать пассажирское здание железнодорожного вокзала станции Мариинск специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами железнодорожного транспорта, а именно: оборудовать вокзал специальными кабинами в общественном туалете размером 225*155 см.; обеспечить вокзал станции Мариинск передвижными подъемниками, пениками и переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон; оборудовать вокзал станции Мариинск пиктограммами с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников, специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром; оборудовать вокзал станции Мариинск направляющими перилами на лестницах и направляющими дорожками для удобства передвижения лиц, являющихся инвалидами по зрению; оборудовать здание вокзала буквенными, цифровыми и звуковыми обозначениями для слепых. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, изготовленного 4 февраля 2011 года. Председательствующий О.А.Дунина