о возложении обязанности беспрепятственного доступа пользованием инфраструктурой



Гр.дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красноярск 17 января 2011 г.

Федеральный суд Центрального района г. Красноярска

В составе председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,

При секретаре Дорониной А.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к администрации г<данные изъяты>, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <данные изъяты> о возложении обязанности по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <данные изъяты> в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты>, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <данные изъяты> в котором просит обязать Муниципальное образование город <данные изъяты> и ДМИЗО администрации <данные изъяты> обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, а именно, установить пандус и перила на основном входе в Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 3», расположенное по адресу: <данные изъяты>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор <данные изъяты> исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель третье лицо МОУ ДОД ДМШ № 3 пояснил, что установка одного пандуса на крыльце проблемы здания в целом не решит, так данная группа населения не сможет посещать занятия, проводимее на выше расположенных этажах.

Представители ответчиков администрации <данные изъяты> и ДМИЗО администрации <данные изъяты> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения прокурора, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой <данные изъяты> проверки исполнения требования законодательства о социальной защите детей-инвалидов в РФ на территории Железнодорожного района <данные изъяты> установлено, что при входе в здание МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 3», расположенное по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, д. 36, корп. 1, отсутствует пандус и перила, обеспечивающие беспрепятственный доступ детей-инвалидов и маломобильных групп населения в указанное учреждение. Данное обстоятельство третьим лицом не оспаривается.

Собственником указанного здания является муниципальное образование <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.10.09. Здание школы (<данные изъяты>) закреплено на праве оперативного управления в МОУ СОШ № 27, которому оно было передано на основании распоряжения администрации <данные изъяты> от 10.10.06 № 2014-недв.

Статьей 7 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2).

Согласно ст.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.07.1995г., ред. от 09.12.10) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В соответствии с п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из принципов градостроительного законодательства РФ.

Требования доступности для инвалидов и других маломобильных групп посетителей определены в Своде правил по проектированию и строительству СП 31-102-99, утвержденном Постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999г. №73. Согласно п.4.2 указанного свода основным принципом формирования архитектурной среды общественных зданий является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания) всех категорий граждан. В соответствии с п.12.3 подраздела «Здания учреждений образования» указанного Свода правил (таблица 12.1 – общие требования к зданиям учебных учреждений) подъем на площадку крыльца в учреждениях общего и начального профессионального образования необходимо оборудовать пандусом.

Согласно п.5.1 Свода правил проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качеств архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан. На входных площадках и портиках должны быть оборудованы на транспортно-пешеходных пандусах полосы движения для пешеходов и инвалидов на креслах-колясках (таблица 8.1 п.2.3 Свода правил).

Из анализа изложенных выше правовых норм следует, что обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры (в частности, в виде установление пандуса и перил на основном входе в задние) относится к обязательствам собственника этого здания, в настоящем случае к МО <данные изъяты> в лице его органов – администрации <данные изъяты>, ДМИЗО администрации <данные изъяты>, осуществляющего регулирование взаимоотношений сторон в части владения, пользования и распоряжения имущества, переданного в оперативное управление (здания школы).

Согласно п. 1 ст. 17 РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают в том числе полномочиями по создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.

Из Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации <данные изъяты>, утвержденного Постановлением администрации г<данные изъяты> от 15.02.05 следует, что департамент, выступая органом администрации <данные изъяты>, осуществляет формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом… Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города в отношении муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении предприятий (учреждений), выступает в качестве уполномоченного органа по вопросам управления городским имуществом.

Ответчиками не представлено доказательств принятия ими в пределах имеющихся полномочий мер по обеспечению муниципального имущества (относящегося к объектам социальной инфраструктуры, требующего создание беспрепятственного к нему доступа инвалидов и маломобильных групп населения) – здания школы пандусом и перилами, в том числе по обеспечению финансирования, размещения муниципального заказа и разрешение иных вопросов в порядке реализации функций по управлению принадлежащим муниципальному органу имуществом.

Бездействие ответчиков, которые не обеспечили беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения к образовательному учреждению, нарушает гарантированные ст. 17 Конституции РФ права указанных лиц.

Не имеет правового значения, что здание построено до принятия градостроительные требования об обустройстве пандусов, так как независимо от года ввода зданий в эксплуатацию социально значимые объекты должны быть приведены в соответствие с Законом «О социальной защите инвалидов в РФ», предусматривающего обеспечение возможности преодоления ограничений пользования указанными объектами. В данном же случае такая возможность в силу градостроительных ном разрешается путем оборудования пандусов. Доказательств отсутствия технической возможности обустроить здание пандусом суду не представлено.

Передача обязанности по управлению, содержанию муниципального имущества иным созданным для реализации этих целей органам не освобождает администрацию <данные изъяты> и ДМИЗО от обязательств по обеспечению реализации созданными органами возложенных на них функций (в том числе по разработке планов капитального ремонта и оформления проектной документации).

Вместе с тем суд не находит оснований для удовлетворения требований об исполнении решения в течение 6 месяцев с момента вступления его в силу, поскольку это влечет вмешательство в хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта. Кроме того, порядок исполнения решения регламентируется ФЗ «Об исполнительном производстве».

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <данные изъяты> удовлетворить частично.

Обязать администрацию <данные изъяты>, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <данные изъяты> принять меры по обеспечению условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в здание МАОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 3», расположенное по адресу: <данные изъяты>

В удовлетворении остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Центральный районный суд <адрес>.

Председательствующий: /подпись/

Копия верна:

Судья Т.В. Ковалева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200