Дело №2-1713/2011г. Р е ш е н и е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 15 марта 2011 года Федеральный суд Центрального района г.Красноярска В составе: председательствующего - Сударьковой ЕВ При секретаре - Васютиной ОА Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Целищева АЮ и Целищев ЛА к Главному управлению <адрес> <адрес> о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, У с т а н о в и л : Целищева АЮ и Целищев ЛА предъявили в суде иск к Управлению <адрес> <адрес> о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении <адрес>. Свои требования истцы мотивировали тем, что являются родителями несовершеннолетнего сына Целищев ЛА, родившегося 13 сентября 2007 года. В августе 2008 года управлением <адрес> <адрес> они были поставлены на очередь для получения места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении под номером 1192. При постановке на учет их предупредили, что на 2009 год места в детские дошкольные учреждения уже распределены. В 2010 года очередь подвинулась, но места в детском дошкольном учреждении так и не было предоставлено. В настоящее время ребенку исполнилось три года, ребенок до настоящего времени находится дома, что нарушает его право на достойное развитие и получение образования. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Право на образование относится к основным правам человека и гражданина. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права человека и гражданина являются непосредственно действующими, т.е. реализация конституционных прав не находится в зависимости от желания или возможности органов местного самоуправления обеспечить эти права. В соответствии со ст. 2 протокола № Европейской конвенции «о защите прав человека и основных свобод» (ратифицированной Россией) никому не может быть оказано в праве на образование. Их ребенку в праве на образование было отказано. Таким образом, не предоставление возможности образования по первому требованию является нарушением конституционных прав. Как сказано в определении Конституционного суда РФ от 15. 05. 2006г. №-П «Важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть». В связи с этим отсутствие мест в дошкольных учреждениях в достаточном количестве, отсутствие финансирования или любая другая причина не отменяют конституционных прав граждан. А если указанные причины делают невозможной реализацию конституционных прав, то это есть бездействие государства в лице его соответствующих органов, не справившихся со своей основной социальной функцией. Просят обязать Управление <адрес> <адрес> предоставить их ребенку место в дошкольном образовательном учреждении для получения дошкольного образования. В судебном заседании Целищев ЛА предъявленные требования поддержал полностью по изложенным выше основаниям. Соистец Целищева АЮ в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявляла. Представитель ответчика Главного управления <адрес> <адрес> ОС, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявление считают необоснованным, показав, что Главное управление <адрес> является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку в соответствии с Положением о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений <адрес> Главное управление <адрес> осуществляет регистрацию детей для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения компенсирующего типа, комбинированного вида(группы компенсирующей направленности) для глухих и слабослышащих детей, для слабовидящих детей и детей с амблиопией, косоглазием, для детей с нарушенным интеллектом, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Учет и регистрация детей для определения в иные дошкольные образовательные учреждения осуществляется управлениями <адрес> администраций районов в городе.Целищев Леонид Александрович, 2007 года рождения состоит с ДД.ММ.ГГГГ на определение в детское дошкольное образовательное учреждение в управлении <адрес> <адрес>. В Главное управление <адрес> истцы не обращались за постановкой на учет их ребенка для определения в муниципальные учреждения специализированного типа. Полномочиями по предоставлению мест в других образовательных дошкольных учреждениях управление <адрес> не обладает. ПО информации полученной из администрации <адрес> истцам предлагалось место в МДОУ кратковременного пребывания от 3 до 5 часов, одна истцы отказались. Права на внеочередное предоставление места в детском дошкольном учреждении ребенок истцов не имеет. Предоставление ему места в обход установленной очередности являлось бы нарушением конституционных прав других детей, которые также приняты на учет. Просит отказать в удовлетворении предъявленных требований. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора управления <адрес> НН, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ предъявленные требования считает не обоснованными, поддержала доводы, озвученные представителем Главного управления образования <адрес> дополнительно указав, что права истцов не нарушены, поскольку места в МДОУ предоставляются в порядке очередности, Детские дошкольные учреждения в настоящее время переполнены. Истцам было предложено место в МДОУ в группу кратковременного пребывания в которых полностью реализуется программа дошкольного образования, однако Целищевы отказались от предложенного и требуют предоставления места в режиме полного дня ( 12 часов).Посещение детьми группы кратковременного пребывания в полной мере обеспечивает конституционное право граждан на доступное дошкольное образование. На сегодняшний день очередь Целищева 555. По мере освобождения мест в МДОУ, истцам будет предоставлено место для посещения их малолетним сыном. Просит отказать в удовлетворении предъявленных требований. Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит предъявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.9 Закона РФ «Об образовании» образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные). Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным относятся в том числе программы дошкольного образования; К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом, другими принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов либо соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, либо федеральными государственными требованиями, либо устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями. В соответствии со ст.12 Закона к образовательным, относятся в том числе и дошкольные учреждения. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. В силу ст.18 Закона « Об образовании» родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. В силу ст.31 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования в том числе относятся: организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; В соответствии с пунктом 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 №666 порядок комплектования дошкольного учреждения определяется учредителем учреждения. Администрацией <адрес>, как учредителем муниципальных образовательных учреждений <адрес>, принято постановлении Главы города от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений <адрес>», в соответствии с пунктом 2.5 которого Главное управление образования администрации города осуществляет учет и регистрацию детей для определения в дошкольные группы муниципальных образовательных учреждений, а также в муниципальные дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, комбинированного вида (группы компенсирующей направленности) для глухих и слабослышащих детей, для слабовидящих детей и детей с амблиопией, косоглазием, для детей с нарушением интеллекта, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Учет и регистрация детей для определения в иные муниципальные дошкольные образовательные учреждения осуществляется управлениями образования администраций районов в городе согласно пункт 2.6 приведенного Положения. Целищев ЛА, 13 сентября 2007 года состоит на очереди на определение в дошкольное образовательное учреждение в управлениях образования администраций <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.. Соответственно полномочиями по предоставлению мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях <адрес> Главное управление <адрес> не обладает. Таким образом, Главное управление <адрес> не могло отказать и не отказывало в предоставлении ребенку истцов места в дошкольном образовательном учреждении. Таким образом, требование заявлено к ненадлежащему органу, так как согласно пункту 3.1.9. Положения о главном управлении <адрес> <адрес>, утвержденного распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, Главное управление <адрес> осуществляет учет и регистрацию детей для определения в дошкольные группы муниципальных образовательных учреждений, муниципальные дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, комбинированного вида в соответствии с правовыми актами города. К такому правовому акту и относится постановление Главы города от ДД.ММ.ГГГГ № указанное выше. ДД.ММ.ГГГГ Управление образования администрации <адрес> письменно уведомило Целищевых о предоставлении места в группе кратковременного пребывания в МБДОУ № <адрес>, от чего истцы отказались. В соответствии с п.21 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно. Согласно п.8 Типового положения группы различаются по времени пребывания детей и функционируют в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. Пунктами 5.1., 5.2. Положения о группах кратковременного пребывания в муниципальных образовательных учреждениях <адрес>, утвержденного постановлением администрации города от 03.11.2009 г. №429, предусмотрено, что содержание образования в группе кратковременного пребывания определяется общеобразовательными программами дошкольного образования. Организация образовательного процесса в группе кратковременного пребывания регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утвержденными руководителем муниципального образовательного учреждения. Соответственно пребывание детей в группах кратковременного пребывания в полной мере обеспечивает конституционное право граждан на доступное дошкольное образование. При таких обстоятельствах, суд считает, что ответчиком не нарушены права истцов в реализации права на общедоступное образование, каких либо препятствий к осуществлению гражданином его права на дошкольное образование не создано, право на образование их ребенка истцы имеют возможность реализовать в том числе в группе кратковременного пребывания. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПКРФ, суд Р е ш и л : В удовлетворении предъявленных истцами требований - отказать. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: подпись Копия верна. Судья: ЕВ Сударькова