Гражданское дело №
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Федеральный суд <адрес>
В составе председательствующего судьи Ковалевой Т.В.
При секретаре Дорониной А.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района <данные изъяты> в интересах Емельянова К.А. к администрации <данные изъяты>, администрации Советского района <данные изъяты> о предоставлении благоустроенного жилья по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района <данные изъяты> обратился в суд с иском (с учетом уточнений), заявленным в интересах Емельянова К.А. к администрации <данные изъяты>, администрации Центрального района <данные изъяты> о возложении обязанности предоставить на условиях социального найма за счет средств краевого бюджета жилое помещение размером не менее 15 кв.м общей площади на территории г. <данные изъяты>.
Требования мотивировал тем, что Емельянов К.А. отнесен к категории детей сирот: решением Советского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ его мать признана безвестно отсутствующей, отец записан со слов матери. На основании решения администрации Советского района г. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Емельянов К.А. поставлен, как ребенок-сирота, на учет на получение жилой площади. В 2004 году он окончил общеобразовательную школу №, однако жилым помещением не обеспечен. В настоящее время он закрепленного за ним жилого помещения не имеет, право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за ним не зарегистрированы.
В судебное заседание помощник прокурора Советского района <данные изъяты>, истец Емельянов К.А. не явился, о причинах неявки не уведомил.
Представители ответчика администрации <данные изъяты>, третьих лиц Министерства финансов <данные изъяты>, Министерства образования и науки <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о судебном заседании были извещены надлежащим образом.
Представитель администрации <данные изъяты> направил отзыв, в котором указал, что обеспечение детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта РФ; однако субвенций на приобретение жилья и федерального бюджета не выделено; просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Министерство образования и науки <данные изъяты> представил возражения, в которых указал, что первоначально необходимо поставить ребенка-сироту на учет в Министерство образования и науки, соблюдение данной процедуры является гарантией обеспечения прав истца.
Министерство финансов <данные изъяты> направило возражения, в которых указало, что главным распорядителем средств в отношении обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является министерство науки и образования <данные изъяты>; просило рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель администрации Советского района г. <данные изъяты> Масловский В.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании исковые требования к администрации <адрес> не признал, суду пояснил, что данные обязательства относятся к администрации города.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. <адрес> «О защите прав ребенка» № от ДД.ММ.ГГГГ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются <адрес>.
Согласно ст. ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 156-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N 131-уг), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержден указанным Указом Губернатора Красноярского края в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка», и устанавливает условия и механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.
Согласно п.2 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований <адрес> в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
В соответствии с п.1 Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормы представления площади жилого помещения муниципального жилого фонда», социальная норма - норма предоставления жилого помещения, установлена в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Согласно ч.2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Емельянов К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей: решением Советского районного суда г<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ его мать Емельянова Г.Л. признана безвестно отсутствующей; согласно справке ЗАГС сведения об отце в свидетельство о рождении Емельянова К.А. внесены со слов матери. Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему назначен опекун Емельянова Н.Л. В 2004 году он окончил СОШ № <адрес>, получил аттестат об основном общем образовании. В период с 1999 года проживал по адресу: <данные изъяты>, - по месту жительства опекуна Емельяновой Н.Л. Согласно справке администрации Еловского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Емельянов К.А. до апреля 1999 года проживал в колхозной квартире по адресу: <данные изъяты>, л. Профсоюзов, <адрес>, участия в приватизации не принимал.
Решением жилищно-бытовой комиссии при администрации Советского района г. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец поставлен на учет на получение жилой площади по договору социального найма по категории «сирот».
В настоящее время Емельянов К.А. закрепленного жилого помещения не имеет, право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за ним не зарегистрированы, что подтверждается сведениями УФРС и БТИ. Ответчик не представил на момент рассмотрения дела в суде доказательств исполнения обязательств по предоставлению жилья либо наличия у истца в иного жилого помещения.
Таким образом, судом установлено, что Емельянов К.А. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, жилое помещение на условиях договора социального найма по месту жительства в <данные изъяты> ему не предоставлялось, он состоит на учете в администрации Советского района г. <данные изъяты> как нуждающийся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Поскольку <адрес> от № от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; однако свои обязательства по предоставлению жилого помещения администрация <адрес> не исполнила, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора <данные изъяты>, заявленные в интересах Емельянова К.А. о возложении на администрацию г. <данные изъяты> обязанности по приобретению на территории <данные изъяты> жилого помещения за счет средств краевого бюджета для последующего предоставления истцу по договору социального найма.
Так как конкретных требований к администрации Советского района <данные изъяты> истцом не заявлено, оснований для возложения обязанности по предоставлению жилья на районную администрацию не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать администрацию <данные изъяты> предоставить Емельянова К.А. благоустроенное жилое помещение в <адрес> по договору социального найма площадью не менее 15 кв.м за счет средств краевого бюджета.
В удовлетворении требований к администрации Советского района г<данные изъяты> отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий: /подпись/
Копия верна:
Судья Т.В. Ковалева