признание права



Дело № 2- 1918/2011

Р е ш е н и е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

21 апреля 2011 года Федеральный суд Центрального района гор. Красноярска

В составе: председательствующего – Сударьковой ЕВ

При секретаре - Васютиной ОА

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумилова МА к Александрова ТЮ о признании недействительным завещания от 12 марта 2008 года, свидетельства о праве на наследство по завещанию от 24 января 2011 года, признании недействительным права собственности, признании права собственности на долю в праве общей долевой собственности на домовладение,

У с т а н о в и л :

Шумилова МА предъявила в суде иск к Александровой ТЮ о признании права собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на жилой <адрес>, в <адрес> общей площадью 39,0 квадратных метров. Свои требования истица мотивировала тем, что 27 июня 2010 года умерла ее тетя Дюльмаева ТМ, после смерти которой открылось наследство в виде жилого дома, расположенного в <адрес>.

С заявлением о принятии наследства по завещанию к нотариусу обратилась племянница наследодателя ответчик Александрова ТЮ. Право собственности на указанный жилой дом принадлежало Дульмаева СА, которая скончалась 18 ноября 1982 года. После смерти бабушки Дульмаевой СА наследниками первой очереди являлись два родных брата Дюльмаев ЭС и ее отец Дульмаев АС.

После смерти бабушки Дульмаевой СА братья фактически приняли наследственное имущество в виде жилого дома, расположенного в <адрес>, поскольку на момент смерти проживали в указанном доме. Однако, отец Дульмаев АС не оформил свои права на наследственное имущество в установленном законом порядке.

После смерти Дульмаев АС она как наследник по закону первой очереди фактически приняла часть наследственного имущества в виде фотоальбома и наручных часов отца, которые были ей переданы женой Дульмаева ЭС - Дульмаевой ТМ. Согласно ст.1152 ч.2 ГК РФ принятие наследником части наследственного имущества означает принятие всего причитающегося ему имущества. Таким образом, приняв часть наследства она приняла и долю в праве общей долевой собственности на жилой дом по <адрес> в <адрес>.

Просит признать за ней право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на жилой дом по <адрес> в <адрес>.

Заявлением от 21 апреля 2011 года истец Шумилова МА изменила предъявленные требования просит признать недействительным завещание Дюльмаева ТМ от 12 марта 2008 года в части распоряжения 27/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом по <адрес> в <адрес>, так как наследодатель распорядилась не принадлежащим ей имуществом. Признать недействительным свидетельство о праве на наследство по завещанию, выданного ответчику Александровой ТЮ 24 января 2011 года, признать недействительным зарегистрированные права собственности за Дюльмаева ТМ на домовладение общей площадью 74,2 кв. метра, в том числе жилой – 53,6 кв. метра по <адрес> в <адрес> путем исключения записи из ЕГРП.

Признать за ней право собственности на 27/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом по <адрес> в <адрес>, общей площадью 74,2 кв. метра и признать право собственности Александровой ТЮ на 73/100 доли в праве общей долевой собственности на домовладение общей площадью 74, 2 квадратных метров по <адрес> в <адрес>.

В судебном заседании истец Шумилова МА поддержала предъявленные требования полностью по изложенным выше основаниям.

Ответчик Александрова ТЮ предъявленные требования считает не обоснованными, показав, что в соответствии с завещанием от 12 марта 2008 года Дюльмаевой ТМ она является единственным наследником наследственного имущества, открывшегося после смерти последней. Наследственное имущество состоит из жилого дома по <адрес> в <адрес> и земельного участка площадью 536 кв. метров, расположенного под указанным домовладением. В установленном законом порядке нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию. Наследодатель Дюльмаева ТМ приобрела жилой дом по <адрес> в порядке наследования, после смерти своего супруга Дульмаева ЭС, умершего 12 августа 1998 года. Земельный участок площадью 536 квадратных метров был приобретен наследодателем по договору купли-продажи от 30 января 2008 года. В последующем в ходе эксплуатации жилого дома, была проведена самовольная реконструкция, в ходе которой общая площадь жилого дома увеличилась и стала составлять 74, 2 кв. метра. Решением <адрес> суда <адрес> от 21 июля 2006 года за Дюльмаевой ТМ было признано право собственности на самовольную постройку в виде жилого дома по <адрес> в <адрес> общей площадью 74 квадратных метра. Таким образом, жилого дома, на который претендует истец не существует и спорное домовладение не является наследственным имуществом оставшимся после смерти Дульмаев АС. Доводы истца о том, что она фактически вступила в наследственное имущество не состоятельны, так как она знала о смерти своего отца, не предпринимала попыток для того, чтобы оформить права на наследственное имущество, оспорить право собственности Дюльмаевой ТМ при ее жизни. В этой связи вопрос о наследстве на недвижимое имущество как требование имущественного характера могло быть ею заявлено в течение 3-х летнего срока т.е. до 16 ноября 2006 года. Истцом пропущен срок исковой давности для защиты нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.

Право собственности наследодателя Дюльмаевой ТМ возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом 13 марта 1999 года. Указанное свидетельство никем не оспорено и не признано недействительным.

Доводы истицы о том, что она фактически приняла наследственное имущество не состоятельны, поскольку ст.1153 ГК РФ установлен исчерпывающий перечень действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства. Доказательств совершения таких действий истцом не представлено. Более того, на момент предъявления иска в суде отсутствует предмет спора, поскольку после смерти отца истца, дом претерпел значительные изменения и в том виде, который существовал к моменту открытия наследства после смерти матери Дульмаева АС не существует.

Просит отказать в удовлетворении предъявленных требований в полном объеме.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит предъявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

В силу п.1 ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства ( пункт 2 ст.1153 ГК РФ).

В силу п.1 ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что собственником домовладения по <адрес> в <адрес> являлась Дульмаева СА, на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом первой <адрес> государственной нотариальной конторы 05 июля 1960 года.

16 апреля 1982 года Дульмаева СА скончалась, после ее смерти открылось наследство в виде вклада с причитающимися процентами, хранящегося в государственной сберегательной кассе № и жилого одноэтажного бревенчатого дома, расположенного по <адрес> в <адрес> общей полезной площадью 39,0 квадратных метров, в том числе жилой 23,3 квадратных метра с надворными постройками, расположенными на земельном участке мерой 580 кв. метров.

После смерти Дульмаевой СА с заявлением о принятии наследства обратился один из троих детей наследодателя Дюльмаев ЭС, которому в установленном законом порядке 18 ноября 1982 года было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на все вышеперечисленное имущество. Никто из наследников первой очереди, свои права на наследственное имущество не заявлял.

12 августа 1998 года Дюльмаев ЭС скончался, после его смерти супруга наследодателя Дюльмаева ТМ в установленном порядке обратилась к нотариусу с заявлением о принятии открывшегося наследства и 13 марта 1999 года Дюльмаевой ТМ было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на наследственное имущество состоящее из жилого дома по <адрес> в <адрес>.

В процессе эксплуатации к жилому дому был самовольно пристроен жилой пристрой общей площадью 35, 5 квадратных метров, в том числе жилой – 23,3 кв. метра, в с результате чего общая площадь жилого дома с неотделимыми улучшениями стала составлять 74,2 кв. метра, в том числе жилой 53,6 кв. метра.

Поскольку реконструкция дома осуществлялась самовольно, без получения соответствующих разрешения, без разработки проекта, Дюльмаева ТМ обратился в суд с иском о признании за ней права собственности на самовольную постройку. Решением <адрес> суда <адрес> от 21 июля 2006 года было признано право собственности Дюльмаевой ТМ на самовольную постройку в виде жилого дома по <адрес> в <адрес> общей площадью 74,2 кв. метра, в том числе жилой – 53,6 кв. метров.

Право собственности на жилой дом было зарегистрировано Дюльмаевой ТМ в установленном законом порядке, в подтверждение чего ей было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности.

30 января 2008 года между Дюльмаевой ТМ и администрацией <адрес> был заключен договор купли-продажи земельного участка № по которому наследодатель Дюльмаева ТМ приобрела в собственность за плату земельный участок площадью 536 кв. метров, занятый жилым домом по <адрес> в <адрес>.

12 марта 2008 года Дюльмаева ТМ оставила завещание, которое было удостоверено нотариусом <адрес>. Согласно завещанию Дюльмаева ТМ распорядилась принадлежащим ей имуществом и объявила наследником Александрова ТЮ.

29 июня 2010 года Дюльмаева ТМ скончалась. В установленный законом 6-ти месячный срок 05 июля 2010 года наследник по завещанию Александрова ТЮ обратилась к нотариусу <адрес> нотариального округа с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти Дюльмаевой ТМ.

24 января 2011 года Дюльмаевой ТМ было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на жилой дом по <адрес> в <адрес> и земельный участок площадью 536 кв. метров, на котором расположен жилой дом.

Установленные по делу обстоятельства, кроме объяснений участников процесса подтверждаются свидетельством о праве на наследство по закону, выданного 18 ноября 1982 года, свидетельством о смерти Дюльмаевой ТМ, заявлением Александровой ТЮ о принятии наследства по завещанию, завещанием Дюльмаевой ТМ, выпиской из домовой книги, свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок, договором купли- продажи земельного участка, кадастровым паспортом на земельный участок, свидетельством о государственной регистрации права собственности на жилой дом по <адрес> в <адрес>, решением <адрес> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о праве на наследство по завещанию от 24 января 2011 года, выпиской из ЕГРОКСА на жилой дом, другими материалами дела, исследованными в суде.

Доводы истца о том, что после смерти собственника жилого дома Дульмаева СА, ее отец Дульмаев АС принял наследственное имущество в виде жилого дома, не нашли подтверждения исследованными по делу доказательствами. Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о совершении Дульмаевым АС действий по фактическому принятию наследства в течение 6-ти месячного срока с момента смерти Дульмаевой СА. Об этом же свидетельствует и факт выдачи нотариусом 1-ой Красноярской государственной нотариальной конторы свидетельства о праве на наследство по закону только одному из наследников первой очереди Дюльмаев ЭС. Никто из наследников первой очереди, ни Дульмаев АС, ни мать ответчика Александровой ТЮ за принятием наследства не обращались.

Свидетельство о праве на наследство по закону не было оспорено в установленном порядке отцом истца Дульмаевым АС при жизни Дульмаева АС, равно как и право собственности Дюльмаевой ТМ, которое возникло в порядке наследования, после смерти ее супруга Дульмаева ЭС.

Отец истца Дульмаев АС скончался 16 ноября 2003 года. на момент его смерти права на жилой дом были зарегистрированы за Дюльмаевой ТМ. Таким образом, у суда отсутствуют основания полагать, что Дульмаев АС фактически принял наследственное имущество после смерти своей матери Дульмаева СА.

Истец Шумилова МА не могла принять наследственное имущество после смерти своего отца Дульмаева СА, так как на момент смерти таковое отсутствовало.

Более того, в судебном заседании не добыто, а истцом не представлено доказательств совершения предусмотренных ст.1153 ГК РФ свидетельствующих о фактическом принятии наследственного имущества.

Доводы истца о том, что в качестве наследственного имущества ей были переданы альбом и часы Дульмаева СА, не могут быть приняты судом как бесспорные доказательства фактического принятия наследства, тем более что ни факт передачи, ни время передачи данного имущества ничем не подтверждаются.

В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Истец Шумилова не оспаривала в суде, что о факте смерти ее отца ей было известно в момент наступления таковой. Таким образом, на день смерти Дульмаева АС истец достигла возраста совершеннолетия, ей исполнилось 24 года, она была полностью дееспособной и могла в течение срока исковой давности предъявить имущественные требования к наследникам, чего на протяжении более 7 лет не сделала.

Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре до вынесения судебного решения, в силу ч.2 ст. 199 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.

Более того, жилой дом, на который претендует истец Шумилова МА, часть которого якобы фактически принял ее отец, не существует, поскольку Дульмаевой ТМ при жизни за счет собственных средств и сил, была произведена самовольная реконструкция жилого дома и настоящее время жилой дом представляет собой другой объект недвижимого имущества, отличный как по техническому состоянию так и по площади.

В силу п.1 ст. 1131 ГК РФ при нарушении положений настоящего Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом( оспоримое завещание) или независимо от такого признания( ничтожное завещание.

Истец в обоснование доводов о недействительности завещания Дюльмаевой ТМ ссылается на то, что она распорядилась имуществом которое ей не принадлежит, однако таких обстоятельств в ходе судебного разбирательства не добыто. Право собственности Дюльмаевой ТМ в установленном законом порядке было зарегистрировано, не оспорено в пределах сроков исковой давности, в связи с чем, у суда отсутствуют основания считать, что наследодатель составляя завещание сделал распоряжение в отношении имущества, которое ей не принадлежит.

Не обоснованными, суд считает и требования истца о признании недействительным зарегистрированного права Дюльмаевой ТМ на жилой дом по <адрес> в <адрес>, так как право собственности Дюльмаевой ТМ зарегистрировано на основании решения суда от 21 июля 2006 года, вступившего в законную силу, которое до настоящего времени не отменено и не изменено.

Требования истца Шумиловой МА о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по завещанию от 24 января 2011 года, выданного ответчику Александровой ТЮ не подлежат удовлетворению, так как суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания завещания Дюльмаевой ТМ недействительным.

Не подлежат удовлетворению требования истца о признании права собственности на долю в праве общей долевой собственности на жилой дом по <адрес>, так как они основаны на факте принятия наследства, оспаривании завещания и права собственности наследодателя, доказательств чему в судебном заседании не добыто.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении предъявленных истцом Шумиловой МА – отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10- ти дней с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200