Дело № 2-1912/2011
Р е ш е н и е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
20 апреля 2011 года Федеральный суд Центрального района гор. Красноярска
В составе: председательствующего - Сударьковой ЕВ
При секретаре - Васютиной ОА
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартынюка ВР к ГУВД <данные изъяты> о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет и возложении обязанности по ее выплате на будущее время с учетом районного коэффициента 1,3,
У с т а н о в и л :
Мартынюк ВР предъявил в суде иск к <данные изъяты> о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет и возложении обязанности по ее выплате на будущее время с учетом районного коэффициента 1,3. Свои требования истец мотивировал тем, что проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях. С 06 апреля 1992 года является получателем пенсии за выслугу лет, которая была назначена ему в соответствии с Законом СССР « О пенсионом обеспечении военнослужащих» от 28 апреля 1990 года за № 1467-1. Выплата пенсии производилась с учетом районного коэффициента 1.2. Данный районный коэффициент применялся до 31 августа 1993 года.
В связи с принятием Закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей» ответчиком был установлен районный коэффициент 1.3 и пенсия с учетом данного коэффициента выплачивалась до 01 октября 1999 года. С 01 октября 1999 года ГУВД по Красноярскому краю в нарушение ст. 49 Закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года произвело пересмотр пенсии и уменьшило размер районного коэффициента до 1.2. Указанный коэффициент к пенсии выплачивается до настоящего времени.
Считает, что перерасчет пенсии в сторону уменьшения является незаконным, нарушающим его права, так как в соответствии со ст. 49 Закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года перечень оснований для перерасчета пенсий является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В судебное заседание истец Мартынюк ВР не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.
Представитель истца Петухов АВ, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ предъявленные требования поддержал по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика <данные изъяты> Мельников АВ, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за № предъявленные истцом требования считает не обоснованными, показав, что до 1 октября 1999 года пенсия истцу исчислялась с учетом применения районного коэффициента в размере 1,3. С 1 октября 1999 года - для исчисления пенсии применен районный коэффициент 1,2.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о пенсионном обеспечении (в редакции, действовавшей по состоянию на 1 октября 1999 г.), пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с данным Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 данного Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В соответствии с ч. 1 ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. <адрес> (в котором истец проходил службу и в настоящее время проживает) не отнесен ни к районам Крайнего Севера, ни к территории приравненной к указанным районам.
Доводы истца о том, что пенсия ему была пересмотрена в сторону уменьшения являются не состоятельными, поскольку районный коэффициент не является составляющей размера пенсии, а также не является ни надбавкой, ни повышением, ни увеличением пенсии по выслуге лет, имеет особый механизм применения, определенный ст. 48 Закона о пенсионном обеспечении. В соответствии со ст. 10 Закона о пенсионном обеспечении выплата пенсий обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.
Финансирование пенсий в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении является расходным обязательством федерального бюджета, в связи с чем принятие нормативных правовых актов на уровне субъекта Российской Федерации, которые влияют на увеличение расходных обязательств другого бюджета бюджетной системы (федерального бюджета) является недопустимым, поскольку в противном случае нарушается один из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации - принцип самостоятельности бюджетов, закрепленный в ст. 31 БК РФ. Просит отказать в удовлетворении предъявленных требований.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит предъявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что истец Мартынюк ВР проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях. Уволен со службы приказом начальника <данные изъяты> ГОВД от ДД.ММ.ГГГГ № л/с по пункту «в» статьи 67 (по сокращению штатов) Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 23 октября 1973 г. N 778.
С 6 апреля 1992 года истцу назначена пенсия за выслугу лет из расчета выслуги 28 лет в соответствии с Законом СССР от 28.04.1990 "О пенсионном обеспечении военнослужащих".
В связи с вступлением в силу с 1 февраля 1993 года Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» истцу установлен размер пенсии за выслугу 28 лет, в размере 74 процентов сумм денежного довольствия, принимаемого для исчисления пенсии.
С момента назначения пенсия истцу выплачивалась с применением районного коэффициента - 1.2, с 01 февраля 1993 года выплата пенсии стала производиться с учетом районного коэффициента 1.3.
До 1 октября 1999 года пенсия истца исчислялась с учетом применения районного коэффициента в размере 1,3. С 1 октября 1999 года - для исчисления пенсии применен районный коэффициент 1,2.
Установленные по делу обстоятельства, кроме объяснений участников процесса подтверждаются материалами пенсионного дела, исследованным в суде, ответами <данные изъяты> на обращения истца, другими материалами дела, исследованными в суде.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о пенсионном обеспечении (в редакции, действовавшей по состоянию на 1 октября 1999 г.), пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с данным Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 данного Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В соответствии с ч. 1 ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
<адрес>, в котором истец проходил службу и в настоящее время проживает, никогда не относился и не отнесен ни к районам Крайнего Севера, ни к территории приравненной к указанным районам. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 к перечню территорий отнесены следующие территории Красноярского края -Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский, Туруханский и Северо-Енисейский муниципальные районы, г. Норильск и г. Игарка, в свою очередь к территориям, приравненным к районам Крайнего Севера отнесены - Богучанский, Кежемский, Енисейский и Кежемский муниципальный районы, г. Енисейск и г. Лесосибирск.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1969 N 823 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен» в Красноярском крае и Иркутской области с 1 октября 1969 года был введен коэффициент 1,2 к заработной плате рабочих и служащих различных отраслей народного хозяйства в тех местностях, где районный коэффициент не был установлен. Указанный районный коэффициент в размере 1,2 был утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 N421/26.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 N 216, при назначении пенсий в соответствии со статьями 14 -18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, применять районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти.
Районный коэффициент 1.3 был установлен на основании постановления администрации Красноярского края от 24.04.1992 года № 160-П,и постановления от 21.08.1992 N 311 –П.
Указанные выше нормативные правовые акты были приняты во исполнение пункта 13 постановления Совмина РСФСР от 04.02.1991 N 76, предусматривающего отнесение затрат на выплату повышенного районного коэффициента за счет средств предприятий и учреждений.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года выплата
пенсий обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом
финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.
Финансирование пенсий является расходными обязательствами федерального бюджета, в связи с чем принятие нормативных правовых актов на уровне субъекта Российской Федерации, которые влияют на увеличение расходных обязательств другого бюджета бюджетной системы недопустимо. Расходы на выплату районного коэффициента в повышенном размере для сотрудников ОВД не предусмотрены федеральным бюджетом, равно как и выплаты пенсий лицам, уволенным со службы в органах внутренних дел.
Таким образом, суд считает, что ответчик обоснованно привел в соответствие с действующим законодательством размер назначенной истцу пенсии за выслугу лет, с учетом установленного федеральными органами исполнительной власти районного коэффициента.
Суд считает не состоятельными доводы истца о том, что приведение в соответствие применяемого к пенсии истца районного коэффициента является перерасчетом пенсии, поскольку в соответствии со ст. 43 Закона РФ № 4446-1 от 12 февраля 1993 года пенсия сотрудникам органов внутренних дел исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел ….. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.
Районный коэффициент не является составляющей денежного довольствия, который принимается для исчисления пенсии.
Кроме того, основания и порядок перерасчета назначенных пенсий содержатся в ст.49 Закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года. Перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В качестве такового не предусматривает изменение районного коэффициента, установленного к заработной плате.
При таких обстоятельствах, <данные изъяты> обоснованно, при отсутствии оснований для применения к назначенным пенсиям, районного коэффициента 1.3, установленного Постановлением администрации Красноярского края от 21 августа 1992 года за № 311-П обоснованно привело выплату пенсии в соответствие с нормами действующего законодательства. Суд считает, что указанные действия ответчика не повлекли нарушения прав истца, поскольку с 1993 по 1999 годы выплата пенсии с применением районного коэффициента 1.3 производилась истцу без законных оснований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
В удовлетворении предъявленных Мартынюком ВР требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10- ти дней с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Копия верна.
Судья: ЕВ Сударькова
.