о признании решения недействительным



Дело №2-1213/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

01 марта 2011г. Федеральный суд Центрального района г.Красноярска

В составе: председательствующего Сидоренко ЕА

При секретаре Замятиной ВЮ

Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Семенов к Правительству <адрес> о возложении обязанности отнести к категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и возложении обязанности выдать удостоверение единого образца,

У С Т А Н О В И Л:

Семенов обратился в суд с иском к Администрацич края о возложении обязанности отнести к категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и возложении обязанности выдать удостоверение единого образца.

Ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацич края с заявлением на имя Губернатора <адрес> Кузнецов об отнесении его к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения единого образца, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки.

К заявлению прилагалась справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная жилищно­-строительным кооперативом «Радуга» и подтверждающая факт проживания истца в период с 1957г. по 1982г. в <адрес>, а также факт его проживания <адрес> в период с 1982г. по 1990г.

Решением Администрацич края № от ДД.ММ.ГГГГ в отнесении истца к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и в выдаче соответствующего удостоверения, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, было отказано ввиду того, что <адрес> не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Распоряжением Правительства РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ

Однако Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.12.2007 N 960-О-П разъяснил, что «часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые, проживая в населенном пункте, не, включенном Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень, получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года».

Полагает, что данным решением Администрацич края были созданы препятствия для осуществления его конституционного права на возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренного ст. 42 Конституции РФ.

Вместе с тем, факт получения истцом суммарной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) подтверждается выданным истцу в <адрес> удостоверением, утверждающим право на льготы как пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, где указано, что <адрес> в соответствии с Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ входит в зону повышенного радиационного риска, то есть население города подверглось воздействию радиации величиной от 7 до 35 бэр, а <адрес>, в котором истец проживал с 1982 г. по 1990 г. отнесен указанным законом к зоне чрезвычайного радиационного риска с воздействием радиации на население величиной свыше 100 бэр.

Просит суд признать Решение Администрацич края № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и обязать Администрацич края отнести Семенов к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также выдать удостоверение единого образца.

В ходе судебного разбирательства ответчик Администрацич края с согласия истца заменен на надлежащего Правительство <адрес>, осуществляющего в настоящий момент сбор документов, включение в реестр граждан и представление их в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий.

Истец Семенов иск поддержал по выше изложенным основаниям.

Представитель ответчика Правительства <адрес> Захарова, доверенность в деле, иск считает необоснованным. Огласила письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.

Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется в силу следующего.

Выслушав сторону ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что в иске следует отказать в силу следующего.

В соответствии с Порядком выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утверждённому приказом МЧС России от 18.09.2009г. № 540 полномочия по приёму соответствующих документов от граждан, их проверке, принятию решения о включении (отказе во включении) граждан в реестр учёта граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и направлению представлений об оформлении и выдаче удостоверений в МЧС России, осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче удостоверения единого образца, подтверждающего отнесение гражданина к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, принимается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 5 Порядка).

Решение о выдаче удостоверений единого образца принимается МЧС России, в связи с чем требование истца к органу государственной власти <адрес> о возложении обязанности по отнесению к категории лиц, подвергшихся радиационного воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также выдаче удостоверений единого образца не обоснованы.

Федеральный закон от 10.01.2002г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гарантирует установленные им меры социальной поддержки гражданам, проживавшим в 1949 - 1963 годах в населённых пунктах на территории Российской Федерации и за её пределами, включённых в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населённых пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации (статья 1 ФЗ-2).

Согласно Правилам отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2004 № 634 отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных в статье 1 ФЗ-2, осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населённых пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включённых в перечни, утверждаемые в установленном порядке (пункт 2 Правил).

Определение населённых пунктов, в которых граждане за счёт внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчётов доз облучения граждан (с учётом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения (пункт 3 Правил).

Согласно пункту 3 Порядка для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, с соответствующим письменным заявлением, к которому прилагаются, в частности, документ, подтверждающий факт проживания в населённом пункте, включённом в утверждённые Правительством Российской Федерации перечни населённых пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия (выписки из нехозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населённых пунктах, включённых в перечни).

При обращении граждан за получением удостоверения и представлении документов о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами периода радиационного воздействия от граждан могут быть истребованы документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, на основании расчётов доз облучения граждан (с учётом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.01.2010 № 5 «Об утверждении Методических указаний МУ 2.6.1.2574-2010» утверждены методические указания «МУ 2.6.1.2574-2010. Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 № 960-О-П следует, что подтверждение факта проживания на территории населённых пунктов, включённых в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации, достаточно только для тех случаев, когда гражданин проживал в таком населённом пункте в период проведения ядерного испытания. Также условие получения гражданином суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) для получения удостоверения единого образца оставлено в силе Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 № 404-О, предметом оценки которого были в настоящее время недействующие Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 849.

Таким образом, при решении вопроса об отнесении граждан к категориям лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в каждом конкретном случае необходимо устанавливать, проживал ли гражданин в 1949 - 1963 годах (включая день проведения ядерного испытания) в определённом населённом пункте, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также получил ли гражданин суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр).

Семенов проживал с 1957 г. по 1982 г. в <адрес>, а с 1982 г. по 1990 г. - в поселке <адрес> (<данные изъяты>).

Перечень населённых пунктов бывшей <адрес>, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа "1949 г. и ДД.ММ.ГГГГ был утвержден распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р.

<адрес> не включён в Перечень, соответственно, не отнесен к пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне населённым пунктам.

П. <адрес> включён в Перечень, при этом <адрес> отнесен к населенным пунктам, население которых получило вследствие ядерного испытания ДД.ММ.ГГГГ суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) (подпункт «а» пункта 1 Перечня).

В обоснование довода о возможности выдачи удостоверения лицам, проживавшим в населённых пунктах, не включённых в названный перечень либо включенных винные периоды радиационного воздействия, в заявлении указывается на позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П. Согласно данному Определению часть 1 статьи 1 ФЗ-2 по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных ФЗ-2 мер социальной поддержки гражданам, которые, проживая в населённом пункте, не включённом Правительством РФ в соответствующий перечень, получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причинённого радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определённое федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством РФ перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населённых пунктов. При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством РФ в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Следовательно, для получения удостоверения установленного образца лицам, проживавшим в населённых пунктах, не включённых в названные перечни, необходимо, помимо факта проживания в определённом населенном пункте в определённый период времени, доказать и факт получения суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).

Следовательно, для получения удостоверения единого образца истцу как лицу, проживавшему в населённом пункте за пределами периода радиационного воздействия, необходимо было представить доказательства о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, превышающей 5 сЗв (бэр).

По мнению истца, такими документами являются: удостоверение <адрес> СП №, а также справка от ДД.ММ.ГГГГ к нему.

Названные документы не являются доказательствами наличия условий для выдачи удостоверения единого образца, установленных в ФЗ-2.

Данные документы не подтверждают получение Семенов радиационного облучения, выданы в соответствии с законодательством <адрес>. Так, удостоверение является документом, подтверждающим признание за гражданином соответствующего статуса и дающим право на получение гражданином, которому оно выдано, мер социальной поддержки (льгот), установленных государством, его выдавшим (в данном случае Республикой Казахстан). Доказательством того, что именно истец получил суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (то есть является пострадавшим в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в соответствии с законодательством Российской Федерации), данные документы не являются.

Наличие удостоверения, подтверждающего отнесение к лицам, пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, по законодательству <адрес>, не влечёт автоматически отнесение к таким лицам по законодательству Российской Федерации.

В связи с изложенным, указанные документы не являются надлежащими доказательствами по настоящему делу и в отсутствие других доказательств не могут подтверждать получение истцом суммарной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).

Кроме того, из представленной справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Семенов проживал на территории повышенного радиационного риска, что соответствует 7-35 сЗв (бэр). <адрес> отнесен к территориям, население которых ДД.ММ.ГГГГ получило дозу облучение - свыше 25 сЗв (бэр). Учитывая, что истец начал проживать на территории <адрес> с 1982 г., то есть после истечения почти 33 лет, сделать вывод о получении им дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) не возможно.

В силу изложенного для получения удостоверения единого образца истцу как лицу, проживавшему в населённом пункте за пределами периода радиационного воздействия, необходимо было представить документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения.

Однако таких доказательств истцом суду не представлено.

Поскольку истец не доказала факт получения им суммарной (накопленной) дозы облучения больше 5 сЗв, и тем более 25 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, то исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

В иске Семенов отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Федеральный суд Центрального района г.Красноярска в течение 10 (десяти) дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: ЕА Сидоренко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200