Дело № 2-2453/2011г.
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2011г. Федеральный суд Центрального района г. Красноярска
В составе: председательствующего Сидоренко ЕА
С участием прокурора Леймана АВ
При секретаре Буровой ВЮ,
Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. <адрес> в интересах Маннанова к администрации <адрес>, администрации Советского района г. <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. <адрес> обратился в суд с иском, заявленным в интересах Маннанова к администрации г. <адрес>, администрации Советского района г. <адрес> о возложении на администрацию г. <адрес> обязанности предоставить истице за счет средств краевого бюджета на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение размером не менее 15 кв.м общей площади на территории г. <адрес>.
Требования мотивированы тем, что Маннанова отнесена к категории детей сирот. На основании решения администрации советского района г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ поставлена, как ребенок-сирота, на учет на получение жилой площади. В настоящее время жилым помещением не обеспечена.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. <адрес>, истец Лейман и истица Маннанова исковые требования поддержали в по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации г. <адрес>, администрации Советского района г. <адрес>, третьего лица Министерства финансов <адрес> края в судебное заседание не явились, о судебном заседании были извещены надлежащим образом.
Представитель Министерства финансов <адрес> края Доронина, доверенность в деле, иск в части требований об обеспечении истицы жильем за счет средств краевого бюджета считает необоснованным. Суду пояснила, что физическое лицо не является участником межбюджетных отношений, в связи с чем в данной части требования истцов не обоснованы.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» № от ДД.ММ.ГГГГ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором <адрес> края.
Согласно ст. ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 156-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с Указом Губернатора <адрес> края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (в редакции от 21.08.2009 N 131-уг), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержден указанным Указом Губернатора <адрес> края в соответствии с Законом Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка», и устанавливает условия и механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.
Согласно п.2 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (в редакции от 05 марта 2010г.), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований <адрес> края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
В соответствии с п.1 Постановления администрации города <адрес> от 14.04.2005 г. № 192 «Об установлении нормы представления площади жилого помещения муниципального жилого фонда», социальная норма - норма предоставления жилого помещения, установлена в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Согласно ч.2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Как установлено в ходе судебного разбирательства Маннанова несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Мать Дайберт умерла ДД.ММ.ГГГГ Решением Сухобузимского районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ ее Отец Маннанов лишен в отношении истицы родительских прав.
Распоряжением Администрации Советского района г.<адрес> ДД.ММ.ГГГГ № от Маннанова признана нуждающейся в государственной защите и была определена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение. Истица являлась воспитанником Детский дом
Решением жилищно-бытовой комиссии при Администрации Советского района г.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Маннанова поставлена на учет на получение жилой площади по договору социального найма по категории «Сирот» № по единому списку №.
В настоящее время Маннанова закрепленного жилого помещения не имеет, право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за ней не зарегистрированы, что подтверждается сведениями Управления Россреестра по <адрес> краю и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». Истица проживает на основании договора найма жилого помещения с специализированной жилом фонде а комнате № в общежитии <адрес>, площадью 12кв.м, заключенного истицей и администрацией Советского района г.<адрес>. Однако обеспечение лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временным жилым помещением, как это имеет место в данном случае, не свидетельствует о выполнении ответчиком требований закона о предоставлении вне очереди указанной категории лиц жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе.
Ответчик не представил на момент рассмотрения дела в суде доказательств исполнения обязательств по предоставлению жилья либо по наличию у истца иного жилого помещения в пользовании.
Таким образом, судом установлено, что Маннанова в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, жилое помещение на условиях договора социального найма по месту жительства в г. <адрес> ей не предоставлялось, она состоит на учете в администрации Советского района г. <адрес> как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Поскольку Законом <адрес> края от №9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свои обязательства по предоставлению жилого помещения администрация г.<адрес> не исполнила, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора, заявленные в интересах Маннанова, в части возложения на администрацию г. <адрес> обязанности по предоставлению на территории города <адрес> жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже нормы предоставления.
Однако суд считает, что не подлежит возлагать на обязанность на администрацию г.<адрес> предоставить жилое помещение за счет средств краевого бюджета, поскольку в этом случае исполнение решения будет зависеть от межбюджетных отношений, что может сделать неопределенным момент исполнения решения или сделать его неисполнимым.
Поскольку же конкретных требований к администрации Советского района г. <адрес> истцом не заявлено, оснований для возложения обязанности по предоставлению жилья на районную администрацию не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию г. <адрес> предоставить Маннанова жилое помещение в <адрес> по договору социального найма площадью не менее 15 кв.м.
В остальной части требований прокурору Советского района г. <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Красноярский краевой суд через Федеральный суд Центрального района г. Красноярска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: