о признании бездействия незаконным



Дело №2-692/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е мР о с с и й с к о йФ е д е р а ц и и

02 марта 2011г. Федеральный суд Центрального района г.Красноярска

В составе: председательствующего Сидоренко ЕА

При секретареБуровой ВЮ

Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <адрес> краю к ИП "Ш" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранения нарушения санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Роспотребнадзора по <адрес> краю обратилось в суд с иском к ИП "Ш" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранения нарушения санитарного законодательства.

Ссылается на то, что поводом для обращения в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц является возбуждение дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ) в связи с невыполнением ответчиком предписания об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства №/с от ДД.ММ.ГГГГ

В апреле 2010 г. специалистами Управления Роспотребнадзора по <адрес> краю на основании годового плана была проведена плановая выездная проверка в отношении ИП "Ш" в организации торговли - магазине "А"», расположенном по адресу: <адрес>. В ходе проверки были установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим оборот пищевых продуктов и продовольственного сырья, что выразилось в том, что в организации торговли не организован производственный контроль за соблюдением требований Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (не разработана в соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, не представлена программа производственного контроля за соблюдением требований Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ при реализации молока и молочной продукции); нарушение п. 13.2. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» - руководителем организации торговли, ИП "Ш" не пройдена гигиеническая подготовка и аттестация (отсутствует, не представлена личная медицинская книжка ИП "Ш" с отметкой о пройденной гигиенической подготовке и аттестации).

Просит признать бездействие ИП "Ш"поустранениюнарушенийсанитарного законодательства незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц и обязать ответчика устранить сохраняющиеся нарушения ст. 20Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочнуюпродукцию» № 88-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 13.2. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в нихпищевых продуктов и продовольственного сырья» в магазине «"А"» поадресу <адрес>, в срок 10 дней с моментавступления решения суда в законную силу следующим образом:

- разработать программу производственного контроля за хранением и реализацией молока и молочной продукции в соответствии со ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ, отвечающую требованиям ст. 21 указанного закона;

руководителю организации торговли - ИП "Ш" пройти гигиеническую подготовку и аттестацию с последующим проставлением отметки об этом в личной медицинской книжке.

В судебном заседании представитель истца Максимова, доверенность в деле, иск поддержала по выше изложенным основаниям. Дополнила, что ответчик представил истцу программу производственного контроля за хранением и реализацией молока и молочной продукции, однако она не соответствует требованиям ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ. Санитарную книжку в подтверждение исполнения предписания ответчик истцу так и не представил.

Ответчик ИП "Ш" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность е поставил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

В силу ст.167 ГПК РФ у суда не имеется препятствий для разрешения дела в отсутствие ответчика.

Выслушав сторону истца, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в силу следующего.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.

В силу п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В апреле 2010 г. специалистами Управления Роспотребнадзора по <адрес> краю была проведена плановая выездная проверка в отношении ИП "Ш" в организации торговли - магазине «Акрополь», расположенном по адресу: <адрес>. В ходе проверки были установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим оборот пищевых продуктов и продовольственного сырья, а именно: нарушение ст. 20 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 5 ст. 15 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, п. 1.4. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». Так в организации торговли не организован производственный контроль за соблюдением требований Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, что выразилось в том, что не разработана в соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ программа производственного контроля за соблюдением требований Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ при реализации молока и молочной продукции. В нарушение п. 13.2. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» руководителем организации торговли, ИП "Ш" не пройдена гигиеническая подготовка и аттестация, отсутствует личная медицинская книжка ИП "Ш" с отметкой о пройденной гигиенической подготовке и аттестации).

За совершение указанных нарушений ИП "Ш" привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ (постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ). Для устранения выявленных нарушений должностным лицом Управления Роспотребнадзора по <адрес> краю было выдано предписание об устранении выявленных нарушений №/с от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ

При проведении внеплановой выездной проверки с целью контроля выполнения указанного предписания ДД.ММ.ГГГГ истцом установлено, что нарушениятребований законодательства индивидуальным предпринимателем не устранены, требование об их устранении не выполнено. За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, в отношении ИП "Ш" возбуждено дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в том числе за указанные нарушения, на него наложен штраф в размере 1 000руб..

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно ст. 20 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ изготовитель или продавец, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность по производству и (или) реализации продуктов переработки молока, обязан разработать программу производственного контроля в соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 88-ФЗ, и организовать производственный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона собственными силами и (или) с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Стороной истца представлена суда программа производственного контроля за хранением и реализацией молока и молочной продукции, которую ответчик представил истцу ДД.ММ.ГГГГ, однако данная программа не отвечает требованиям ст.21 приведенного закона, в частности отсутствуют графики и режимы проведения санитарной обработки работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, оборудования, инвентаря, способы отзыва, доработки и переработки сырья и готовой молочной продукции, способы утилизации продуктов переработки молока, не соответствующих требованиям настоящего Федерального закона, перечень должностных лиц, несущих персональную ответственность за исполнение программы производственного контроля.

В прошлом судебном заседании ответчик утверждал, что он прошел гигиеническую подготовку и аттестацию с последующим проставлением отметки об этом в личной медицинской книжке, однако доказательств этому обстоятельству суду не представил.

В связи с изложенным суд не может признать необоснованными требования истца о возложении обязанности на ИП "Ш" разработать программу производственного контроля за хранением и реализацией молока и молочной продукции, отвечающую требованиям ст. 21 указанного закона и пройти гигиеническую подготовку и аттестацию..

Суд согласен с доводами стороны истца, что вышеуказанное является серьёзным нарушением требований законодательства, влекущим нарушения прав граждан на безопасную среду обитания, а именно:

- отсутствие производственного контроля за соблюдением требований Федерального закона № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» влечет: 1) отсутствие контроля, в том числе, не проведение идентификации молока и продуктов переработки молока с целью установления их соответствия сведениям, содержащимся в информации для потребителей, декларации о соответствии или сертификате соответствия, что может стать причиной реализации потребителю фальсифицированной молочной продукции, не соответствующей требованиям технического регламента; 2) несоблюдение графиков и режимов проведения санитарной обработки, уборки, не своевременное проведение работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации оборудования, инвентаря, помещений, не проведение мероприятий по выполнению требований гигиены и как следствие, обсеменение оборудования, инвентаря с последующей контаминацией молочных продуктов и возможному возникновению и распространению инфекционных заболеваний; 3) отсутствие периодического контроля и не проведение соответствующих мероприятий по контролю за условиями хранения готовой продукции, а также за сроками годности, не гарантирует качество и безопасность реализуемых населению пищевых продуктов, что может привести к возникновению инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения; 4) отсутствие контроля за своевременной утилизацией продуктов переработки молока, не соответствующих требованиям технического регламента, не исключает реализацию населению некачественных и небезопасных пищевых продуктов, что может привести к возникновению инфекционных и неинфекционных заболеваний;

- отсутствие личной медицинской книжки с отметкой о прохождении гигиенической подготовки и аттестации у ИП "Ш", ведет к отсутствию соответствующих знаний у руководителя организации, в связи с чем отсутствует надлежащий контроль за соблюдением в организации торговли требований санитарного законодательства, что может привести к обороту небезопасных, некачественных пищевых продуктов в организации торговли, к возникновению и распространению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Осуществление ИП "Ш" деятельности по реализации пищевых продуктов с нарушением требований законодательства создает угрозу возникновения и распространения заболеваний, угрозу жизни или здоровью человека, не обеспечивает благоприятную среду обитания неопределённого круга лиц, нарушается право граждан на благоприятную среду обитания, которая согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека (в нашем случае имеет значение социальный фактор - питание населения).

Между тем не подлежит удовлетворению требования истца о признании выше приведенных бездействий ответчика незаконными, поскольку данное требование не является требованием материально-правового характера, не влечет юридических последствий для кого либо, незаконность бездействия может быть лишь расценена как основания требований. Не имеет суд оснований для удовлетворения требований в части установления срока исполнения решения, поскольку обстоятельства, с которыми истец связывает необходимость установления срока истец не указывает.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Обязать ИП "Ш" разработать программу производственного контроля за хранением и реализацией молока и молочной продукции в соответствии со ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», отвечающую требованиям ст. 21 указанного закона, пройти, как руководителю организации торговли, ИП "Ш" гигиеническую подготовку и аттестацию с последующим проставлением отметки об этом в личной медицинской книжке.

В остальной части в иске Управлению Роспотребнадзора по <адрес> краю отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Федеральный суд Центрального района г.Красноярска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200