Дело №2-137/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
12 апреля 2011г. Федеральный суд Центрального района г.Красноярска
В составе: председательствующего Сидоренко ЕА
С участием прокурораКолпаковой ЕН
При секретареБуровой ВЮ
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.<адрес> об оспаривании бездействия администрации <адрес>, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности прокурора Железнодорожного района г.<адрес> обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации <адрес>, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, Департамента городского хозяйства <адрес>, просит:
1.Признать бездействие администрации <адрес>, Департамента городского хозяйства администрации <адрес>, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> по не обеспечению содержания имущества, а именно, объектов электроэнергетики, поименованных в приложении к Распоряжению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О безвозмездной приемке имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования <адрес>» (в том числе, нежилое сооружение КП-7А, расположенное по адресу: <адрес>, с соответствующими ВКЛ) незаконным.
2.Обязать указанные органы устранить нарушения закона путем принятия мерпо обеспечениютехническогоиаварийногообслуживанияобъектов электроэнергетики, поименованных в приложении к Распоряжению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О безвозмезднойимущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования <адрес>».
В ходе судебного разбирательства прокурор изменил предмет требований и предъявил иск также к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> и просит:
1.Признать бездействие администрации города в виде отсутствия контроля за работой Департамента муниципального имущества и земельныхотношенийадминистрации<адрес> по управлению объектами городской собственности, принятыми и поименованными в приложении к Распоряжению администрации городаот 09.03,2007 №-р «О безвозмездной приемке имущества, составляющегоРоссийскойв собственность муниципального образования город (в том нежилого сооружения КП-7А по адресу: <адрес>, с соответствующими ВКЛ), не принятия мер по предотвращению и устранению нарушений действующего законодательства и правовых актов города в управления городской собственности, не законным.
2.Обязать администрацию <адрес> к принятиюпо устранению нарушений действующего законодательства и правовыхв сфере управления городской собственности в работе Департамента имущества и земельных отношений администрации городапо управлению объектами городской собственности, принятыми ив приложении к Распоряжению администрации городаот ДД.ММ.ГГГГ №-р «О безвозмездной приемке имущества, составляющегоРоссийской Федерации, в собственность муниципального образования<адрес>» (в том числе, нежилого сооружения КП-7А по адресу: <адрес>, с соответствующими ВКЛ).
3.Признать бездействие Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> по не изданию распоряжения о включении и не включению в Реестр городскойи объектов, принятых и поименованных в приложении к Распоряжению<адрес> отДД.ММ.ГГГГ№-р«О безвозмезднойимущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования <адрес>» (в том числе,сооружение КП-7А, расположенное по адресу: <адрес>, с соответствующими ВКЛ), незаконным; не исполнение обязанности по содержанию и сохранности принятыхвмуниципальную собственность объектов, в том числе, обеспечение технического и аварийного обслуживания, не законным.
4. Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> включить в Реестр городской казны объекты, принятые и поименованные в приложении к Распоряжению администрации <адрес> от 09.03,2007 №-р «О безвозмезднойимущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования <адрес>» (в том числе, нежилое сооружение КП-7А, расположенное по адресу: <адрес>, с соответствующими ВКЛ); и исполнить обязанности по содержанию и сохранности принятых в муниципальную собственность объектов, в том числе, обеспечение технического и аварийного обслуживания.
Ссылается на то, что в ходе проверки, проведенной по жалобе Ивановой ИА об отсутствии технического обслуживания трансформаторной подстанции ТП-7А по <адрес> в <адрес>, выходе из строя электроприборов в результате электроэнергии,прокуратуройЖелезнодорожного<адрес> установлено следующее.
В соответствии с распоряжением Территориального управления агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего Российской Федерации в собственность муниципального образования <адрес>» и распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ ]М°07-743р о внесении измененийв вышеназванное распоряжение, в собственность муниципального образования <адрес> передано имущество, составляющее казнуФедерации, а именно, объекты электроэнергетики, поименованные вв том числе нежилое сооружение КГТ-7А, расположенное по адресу: <адрес>, с соответствующими ВКЛ (комплексная7 А с воздушно-кабельными линиями).
Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ«О безвозмездной приемке имущества, составляющего казну Российскойв собственность муниципального образования <адрес> выше названные объекты приняты в муниципальную собственность <адрес>.
Указанным распоряжением Департаментумуниципального имущества и земельных отношенийгорода совместно с управлением Федерального агентства по управлениюпо <адрес> порученооформить акты приема-передачи имущества, зарегистрировать переход права собственности и включить объекты в Реестр муниципальной собственности в состав городской казны.
Во исполнение данных распоряжений утвержден акт имущества,составляющегоказну РоссийскойФедерации,передаваемогов собственность муниципального образования <адрес>.
Частью 11 ст. 154 Федеральногоот ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации силу некоторых законодательных актов Российскойвс принятием Федеральных законов «О внесенииив Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхоргановгосударственнойРоссийской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность. Установлено, что муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, несет бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Указанные в настоящей части решения о передаче имущества являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемойв настоящей части решениями.
К правоотношениям, возникающим при передачеимущества в соответствии с настоящей частью, нормы ГражданскогоРоссийской Федерации и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вчисле определяющиемоментвозникновенияправана имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящейстатьи.
Таким образом, в соответствии с вышеназванными требованиями закона с момента утверждения передаточного акта муниципальное образование Красноярск является собственником переданных объектов
Внарушениевыше названныхтребований закона вРаспоряжении администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №включение в реестр муниципальной собственности, а следовательно,бремени содержания и технического обслуживания указанных объектов, поставлено в зависимость от государственной регистрации права собственности.
Поскольку до настоящего времени правособственности не зарегистрировано,объектыэлектроэнергетики,принятые вмуниципальную собственность, эксплуатируются без технического обслуживания, отсутствие которого является причиной частых аварий на трансформаторных подстанциях, одна из которых произошла ДД.ММ.ГГГГ на ТП-7А, расположенной по <адрес>: в результате скачка напряжения в 13 жилых домах по <адрес> в <адрес> вышли из строя электроприборы.
Под бременем содержания имущества, возложенным на собственника, понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии. Степень заботливости и осмотрительности собственника выполнении этой обязанности могут быть предусмотрены в технических стандартах и регламентах, правилах эксплуатации отдельныхимущества, правилах
ведения отдельных видов деятельности.
Статья 210 ГК РФ действует в интересах абстрактного неограниченного круга лиц либо в государственных или общественных интересах, поскольку обязывает собственника поддерживать имущество в надлежащем состоянии в тех случаях, когда это необходимо для предотвращения вредаи здоровью, имуществу окружающих собственника лиц, общественной инфраструктуре и общественной безопасности. Даже вещи, не наделенные технической сложностью и особыми свойствами, в случае их небрежной, безответственной эксплуатации, отсутствия необходимой заботы о них способны быть помехой в хозяйственной деятельности иных лиц, причиной возникновения вредоносных последствий. Такая возможность многократно увеличивается, когда безответственно, небрежно, используются вещи, эксплуатация которых в силу их технических свойств требует особого усердия (например, источники повышенной опасности), либо когда оставляется в бесхозяйном состоянии вещь с потенциально вредоносными свойствами, безопасность которой для окружающих должна постоянно поддерживаться собственником или лицом, которому собственник делегировал такую обязанность.
Внарушениетребованийзакона,Департаментом муниципального имущества и земельных отношений<адрес>, распоряжение о включении в Реестрказны объектов, принятых и поименованных в приложении к Распоряжению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О безвозмезднойимущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования <адрес>» (в том числе, нежилое сооружение КП-7А, расположенное по адресу; <адрес>, ул.31, с ответствующими ВКЛ), не издано, указанные объекты в Реестр городской казны не включены.
Обязанности по содержанию и сохранности принятых в собственность объектов, в том числе, обеспечение технического и аварийного обслуживания, одним из способов которого может быть заключение договора на их техническое и аварийное обслуживание со специализированной организацией, Департаментом муниципального имущества ине исполняются.
Также, в нарушение требований закона(п.8.3 «Положения о порядке управления и распоряжения городской собственностью», утвержденного Решением городского Совета от 16.02,1999 №), администрация города работу уполномоченныхорганов (Департамента
муниципального имущества и земельных отношений) по управлению городской собственности,принятыми ипоименованными в приложении к Распоряжению администрации <адрес> от 09,03.2007«О безвозмездной приемке имущества, составляющего казну РоссийскойФедерации, в собственность муниципального образования город<адрес>» (в томчисле, нежилого сооружения КП-7А по адресу: <адрес>, с соответствующими ВКЛ), не контролирует, меры по предотвращению и устранению нарушений действующего законодательства иправовых актов города в сфере управления городской собственности, не принимает.
Невыполнение Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, администрацией <адрес> требований закона нарушает права, свободыи законныеинтересы граждан, неопределенного круга лиц, проживающих на территории <адрес>, и, в частности, на территории Железнодорожного района г.<адрес>, а также создает непосредственную угрозу взрывов и пожаров, а также причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, в дома которых непосредственно поступает электроэнергия с перепадами напряжения в сети, повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, что отнесено ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ к чрезвычайным ситуациям.
В судебном заседании прокурор Колпакова ЕН иск поддержала по выше изложенным основаниям.
Представитель ответчика администрации г.<адрес> Мулярова, доверенность в деле, иск к администрации города не признала. Суду пояснила, что администрация города не является надлежащим ответчиком в настоящем споре. Письменные возражения приобщены к материалам дела. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> Павлович, доверенность в деле, иск не признал. Огласил письменные возражения, которые приобщены к материалам дела. Просит в иске отказать, в связи с тем, что со стороны данного ответчика бездействие отсутствует.
Третьи лица Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>, ОАО <данные изъяты> ЭВРЗ своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. ОАО <данные изъяты> ЭВРЗ ОАО <данные изъяты> ЭВРЗ ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что в иске следует отказать в силу следующего.
Согласно п.11ст.154 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующей порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, принимаются решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность. Указанными решениями утверждаются перечни передаваемых государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику. Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р сооружение КП-7А, расположенное по адресу: <адрес>, с соответствующими ВКЛ, утверждено к безвозмездной передаче в муниципальную собственность <адрес>.
Сооружение принято в муниципальную собственность Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> акт приема-передачи сооружений, указанных в приложении к Распоряжению, был отклонен от подписания по причине допущенных технических ошибок.
С целью устранения замечаний Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №р внесены изменения в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №р, сторонами подготовлены и подписаны изменения в акт приема-передачи.
На основании Распоряжения Администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ сооружение КП-7А с ВКЛ напряжением 04, кВ от ТП-7А внесено в реестр муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> и обществом с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» заключен договор аренды № на совокупность имущества казны <адрес>.
Согласно п.1.1 данного договора целью настоящего договора является создание экономических условий, обеспечивающих повышение эффективности производства, содержания и обслуживания, эксплуатации совокупности имущества казны <адрес>, являющейся муниципальной собственностью,- для эффективного и качественного оказания услуг по обеспечению тепло-, электро-, водоснабжением и водоотведением "населения, бюджетных учреждений, предприятий, организаций всех форм собственности и иных потребителей <адрес>, в соответствии с установленными требованиями и нормативами.
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ в данный договор сторонами внесены изменения. Согласно приложению к дополнительному соглашению арендатору дополнительно передана совокупность имущества казны <адрес> согласно перечню. Согласно перечню (номер 249) арендатору в пользование передано сооружение: КП-7А с ВКЛ напряжением 0,4 кВ от ТП-7А по <адрес> до опоры № возле жилого дома по <адрес>, ВКЛ напр. 0,4 кВ от ТП-7А по <адрес>, до опоры № возле жилого дома по <адрес>.
Пунктом 4.1.1. договора предусмотрена обязанность арендатора использовать по целевому назначению и содержать в соответствии с уставной деятельностью и правилами технической эксплуатации арендуемую «совокупность имущества».
Пунктом 4.1.3. договора предусмотрена обязанность арендатора поддерживать надлежащее техническое состояние арендуемой «совокупности имущества», осуществлять за свой счет капитальный и текущий ремонт, модернизацию и нести расходы по содержанию и эксплуатации арендуемой «совокупности имущества».
Согласно п. 2.2. Положения о порядке управления и распоряжения городской собственностью, утвержденного решением Красноярского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N 17-155 администрация города принимает в городскую собственность объекты государственной собственности и передает объекты городской собственности в государственную собственность.
Таким образом, принятия отдельного распоряжения Департамента о передаче в казну имущества, принимаемого муниципальным образованием <адрес> из государственной собственности, в случае издания распоряжения Администрацией города не требовалось.
Таким образом, Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> предприняты все необходимые действия по приему указанного сооружения в муниципальную собственность, предусмотренные нормативными правовыми актами, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований не имеется. Из представленных стороной ответчика документов следует, что на дату обращения в суд с данными требованиями отсутствовал факт бездействия Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>. Из представленных прокурором документов следует, что до предъявления иска прокурор в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> не обращался, не выяснял имеет ли место в действительности факт бездействия органов местного самоуправления по неисполнению обязанности по содержанию и сохранности принятых в муниципальную собственность объектов, в том числе, обеспечению технического и аварийного обслуживания.
Доводы прокурора Колпаковой ЕН о том, что на данный момент не известно передан ли указанный объект по договору в целях обеспечения технического и аварийного обслуживания какому-либо лицу, поскольку указанный ответчиком договор заключен на срок 11 месяцев, суд не может принять во внимание.
Согласно п.6.6 договора аренды № на совокупность имущества казны <адрес> договор вступает в силу с момента подписания сторонами Актов приема-передачи «совокупности имущества» и действует в течение 11 месяцев. Настоящий договор считается пролонгированным на тех же условиях на неопределенный срок, если за 1 (один) календарный месяц до окончания срока действия настоящего договора ни одна из сторон не заявит желание его расторгнуть. Доказательством того, что данный договор пролонгирован на неопределенный срок является выше приведенное дополнительное соглашение № к договору аренды № на совокупность имущества казны <адрес>, заключенное его сторонами ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении заявленных прокурором Железнодорожного района г.<адрес> требований к администрации <адрес>, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Красноярский краевой суд через Федеральный суд Центрального района г.Красноярска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:ЕА Сидоренко